Детско-родительский клуб как эффективная модель организации взаимодействия с родителями по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Детско-родительский клуб как эффективная модель организации взаимодействия с родителями по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города / Т. А. Рюмина, Н. В. Соболенко, Т. И. Плотникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5583/ (дата обращения: 27.01.2021).



Встатье рассматривается проблема обучения детей дошкольного возраста основам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Особое внимание уделяется вопросу создания детско-родительского клуба в образовательном учреждении как эффективной модели взаимодействия с родителями по развитию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах города, описаны этапы работы и алгоритм встреч в Клубе.

Ключевые слова: детский сад, ребенок, родитель, детско-родительский клуб, безопасное поведение.

Кто из нас не хочет видеть своего ребенка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уж его-то умный и рассудительный малыш под колесами автомобиля не окажется точно. Но избежать дорожно-транспортного происшествия (ДТП) ребенку порой совсем непросто. Конечно, каждый случай по-своему уникален. Но их так много, этих трагедий на дороге!

Сегодня, когда современный ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах города, необходимости сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.

По результатам статистических данных нашего города, практически ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают увечья дети. Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Дети начинают наблюдение за проезжей частью, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате — мозг ребенка не успевает обработать информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети дошкольного возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек, компьютерных игр. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.

В современной системе дошкольного образования пока, к сожалению, нет специальной программы, направленной на формирование и развитие навыков безопасного поведения дошкольников на дорогах. Приведенные выше данные показывают наличие противоречия: нет программного обеспечения данного раздела, но есть необходимость развития у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Основная причина всех несчастных случае с детьми на дороге заключается в несоблюдении правил дорожного движения и низкой культуре поведения как водителями транспортных средств, так и детьми. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении — проблема, требующая всесторонней педагогической деятельности. Поэтому обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста совместными усилиями педагогов и родителей.

В нашем образовательном учреждении педагогами было проведено исследование — опрос детей на тему «Вопросы Тетушки Совы», построенное на материале по правилам дорожного движения (с учетом возрастных особенностей детей). Результаты показали высокий уровень знаний правил у 15 % детей, средний уровень — у 34 % детей и низкий уровень знаний — у 51 % детей. Одновременно было проведено анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Компетентность родителей в формировании и развитии у детей навыков безопасного поведения на дороге». Результаты анкетирования показали, что большинство родителей некомпетентны в вопросах формирования и развития у детей навыков безопасного поведения на дороге (12 % родителей компетентны, 82 % — некомпетентны, 6 % — отказались проходить анкетирование). Проведенный опрос вызвал интерес родителей к данной проблеме и способствовал их открытости к сотрудничеству и партнерству. На этом этапе мы столкнулись с проблемой: отсутствие системы работы по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города и желанием всех участников образовательного процесса (родителей, воспитанников, воспитателей) повысить уровень своих знаний в данном вопросе. Исходя из вышесказанного, определили пути решения данной проблемы.

Цель : создание эффективной модели взаимодействия всех участников образовательных отношений для развития навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах и улицах города.

Для достижения поставленной цели, определили следующие задачи :

  1. Организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса для развития навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах, повысить педагогическую культуру родителей по данной проблеме.
  2. Развивать навыки безопасного поведения на дорогах города у детей дошкольного возраста совместными усилиями педагогов и родителей посредством образовательных ситуаций в ходе проектной деятельности.
  3. Создать методические рекомендации для педагогов по организации взаимодействия с семьей, способствующего развитию навыков безопасного поведения детей на дорогах города.

Работа велась в комплексе и проходила в три этапа.

I этап (подготовительный). На этом этапе были проведены викторины с воспитанниками, анкетирование родителей, сделан сравнительный анализ методической литературы по проблеме, систематизирован дидактический и методический материал, определены основные (традиционные) методы и формы работы с родителями.

Главная задача данного этапа — создание творческой атмосферы в детском саду, сплочение всех участников образовательного процесса. В соответствии с ООП ДО ДОО и рабочими программами педагогов в тематическое планирование включили соответствующие темы: «Твой приятель — Светофор», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад», «Как Незнайка учил дорожные знаки», «Бегут машины в ряд» и др., разработали цикл сценариев организованной образовательной деятельности с детьми всех возрастных групп.

Была организована работа по модернизации развивающей предметно-пространственной среды. В образовательном учреждении была создана «Страна Правил дорожного движения», в который поселились мультипликационные и сказочные персонажи (Незнайка, Торопыжка, Колобок, Светофор, Буратино).

В содержание работы на подготовительном этапе также входило создание совместно со специалистами методического обеспечения: систематизированы дидактические игры и пособия, направленные на формирование и развитие навыков безопасного поведения на дорогах города; создан мини-музей транспорта различного функционального назначения; дидактические игры по ПДД; изготовлены совместно с детьми и родителями атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Инспектор ГИБДД», «Автошкола» и т. д.; создана медиатека по ПДД; библиотека «Школа тётушки Совы». Педагоги включали в деятельность с детьми игровые проблемные ситуации, использовали фрагменты сказок и мультфильмов, стихи и видеопрезентации для знакомства с правилами дорожного движения.

Но опыт показывает, что работа над формированием и развитием навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города будет недостаточно эффективной, если ее осуществление будет проходить без взаимодействия с семьями воспитанников. Роль семьи в формировании и развитии личности ребенка несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье происходит овладение социальными ролями, именно поведение родителей на дорогах города ребенок воспринимает как эталон и пример для подражания.

Для объединения усилий педагогов и родителей в развитии навыков безопасного поведения на дорогах воспитанников использовали такие традиционные методы работы с родителями как анкетирование и консультации. В приемных групп были размещены лэпбуки, содержащие информацию о правилах безопасного поведения на дорогах города в зависимости от сезона (зима, весна, лето, осень). Проведено общее родительское собрание с участием инспектора ГИБДД на тему «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». В ходе общения с инспектором ГИБДД многие родители впервые осознали, что взрослый и ребенок по-разному воспринимают приближающийся транспорт: у детей в силу возраста еще недостаточно развито боковое зрение, поэтому он не понимает степень опасности.

На II этапе осуществлялась целенаправленная образовательная деятельность с детьми в рамках проекта «Мы — пешеходы», творческое взаимодействие детей и родителей в «Городках».

Именно на этом этапе была предоставлена возможность каждому ребёнку стать участником новой коллективной творческой деятельности. Разнообразные беседы, образовательные ситуации, ситуации выбора («Как бы ты поступил»..) в дальнейшем находят свое продолжение на занятиях по физической культуре («А ну-ка, пешеходы», «Все мы — Торопыжки» и др.), в музыкальной и театрализованной деятельности («Поющая Зебралия», «Веселые клаксоны» и др.), в изобразительном творчестве («Зебра на земле, в воде и в небе», «Светофор будущего» и др.). Совместно с детьми изготавливали атрибуты и декорации «Страны правил дорожного движения», сочиняли мини-сказки по ПДД, рисовали комиксы … В эту интересную работу активно включились и родители.

Так постепенно мы подходили к созданию детско-родительского клуба «Дружная семья». Клуб был создан для объединения усилий педагогов и родителей в формировании и развитии у воспитанников навыков безопасного поведения на дорогах. Клуб стал одной из форм организации детско-родительского взаимодействия.

Цель клуба — вовлечение родителей в работу по формированию и развитию навыков безопасного поведения дошкольников на дорогах города.

Каждая встреча в клубе «Дружная семья» проходит по алгоритму:

− приветствие «хозяйки» клуба (воспитатель);

− представление главного гостя встречи (Незнайка. Торопыжка, Спасик, Тетушка Сова и др.), который обращается с определенной проблемой;

− беседы-диалоги, где родители и педагоги принимают активное участие в обсуждении теоретических аспектов развития навыков безопасного поведения на дорогах («Ваш ребёнок на улице», «Родителям — о безопасности дорожного движения», «Автокресло — детям» и др.), интересуются методической литературой, доступной для изучения, пособиями для работы с детьми дома;

− знакомство с новым практическим материалом и особенностями его использования в домашних условиях;

− игровое организованное взаимодействие взрослых и детей, творческая деятельность (взаимодействие родителей и детей), и т. д.

На этом этапе дети и родители начинают активно работать в творческих городках: в «Городке Дорожных знаков», «Городке безопасных игр», «Городке сказочных происшествий», «Городке незнакомых словечек», «Городке цветных автомобилей».

Формой организации детско-родительского взаимодействия на данном этапе становятся:

— тренинговые занятия по ознакомлению родителей с играми на развитие навыков безопасного поведения на дорогах («Наш друг Светофор», «В стране Дорожных знаков», «Автобус» и т. д.); которые доступны по содержанию и возможно их использование для закрепления навыков дома;

— практические занятия («Твой приятель — светофор», «Зачем нужны фликеры», «Улицы города» и т. д.), где главными исполнителями являются дети, которые обучают своих родителей основным правилам дорожного движения;

III этап (творческий). На данном этапе воспитанники демонстрируют полученные умения и навыки. Дети, научившись самостоятельно что-то делать, найдя индивидуальный стиль, используют собственную деятельность уже как средство и форму для самовыражения, превращаясь в творцов. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении, воспитывает умение взаимодействовать со сверстниками. Результатом этого этапа являются создание газеты «Советы Светофора», выпуск журнала «Детский час», книжки-малышки стихов «Мой друг Светофор». На этой ступени совместная деятельность детей и родителей из предмета познания превращается в форму детской жизни и становится для ребёнка средством самопознания и совершенствования навыков безопасного поведения на дорогах города как в роли пешехода, так и в роли пассажира.

Задача работы с родителями на третьем этапе — стимулировать их потребность в совместной с детьми и педагогами творческой деятельности. Для этого были организованы тематические развлечения, такие как «Вместе весело шагать», «Мы едем, едем, едем», «Зебралия — страна воспитанных пешеходов» и др. В клубе стали востребованы мини-сценки под названием «А было это так». Родители совместно с детьми представляли семейные мини-сценки (на собственный сюжет или сюжет знакомой сказки, стихотворения), разыгрывая дорожно-транспортные ситуации. Также гордостью клуба «Дружная семья» является создание видеоархива семейных видеороликов «Уроки осторожности в нашей семье», где родители и дети являются создателями и участниками короткометражных сюжетов.

Показателем эффективности данной модели организации работы с родителями стали не только полученные знания и навыки, но и объединение родителей и детей в творческом процессе ДОУ, а итогом этой работы являются новые дидактические игры, презентации, мини-сказки, показанные детьми старшего возраста для младших дошкольников.

В конце года была повторно проведена викторина с воспитанниками старшего возраста. Результаты данного игрового опроса детей показал положительную динамику в овладении ими знаний правил и навыков поведения на дорогах и умений избежать аварийных ситуаций как пешеходов: высокий уровень знаний у 34 % детей, средний уровень — у 53 % детей, низкий уровень знаний — у 13 % детей. Проведенное анкетирование родителей также показало динамику в развитии компетентности родителей по вопросам развития у детей навыков безопасного поведения на дорогах города: высокий уровень у 87 % родителей, средний уровень — у 13 % родителей.

Работа по этому направлению позволила не только развить навыки безопасного поведения на дорогах города у детей дошкольного возраста, но также создать модель взаимодействия с семьей, способствующую развитию данных навыков. Ведь одной из важных задач в воспитании дошкольников является активизация родителей, приобщение их к образовательной деятельности детей при поддержке педагогов образовательного учреждения.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — Просвещение, 2007. — 189 с.
  2. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст] / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М., ТЦ Сфера, 2009. — 84 с.
  3. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] / О. И. Бочкарева. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. — 123 с.
Задать вопрос