Прием регенерации в развитии воображения у дошкольников в условиях образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 07.10.2020

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Андрющенко, Л. А. Прием регенерации в развитии воображения у дошкольников в условиях образовательной организации / Л. А. Андрющенко, Т. А. Кокуева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5576/ (дата обращения: 23.04.2024).



Статья посвящена использованию приема регенерации в развитии воображения у дошкольников . Обсуждается программное обеспечение приема регенерации в воображении. Доказана эффективность использования приема регенерации в развитии воображения дошкольников.

Ключевые слова: прием регенерации, воображение, дошкольники.

В настоящее время перед обществом стоит актуальная проблема сохранения и повышения интеллектуального потенциала нации. Немало важной является проблема развития и создания условий для одаренных детей, так как данная категория людей является главной производственной и творческой силой прогресса.

Огромную роль в творческой деятельности человека играет психический познавательный процесс «воображение». Л. С. Выготский писал: «Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное, и техническое творчество» [1, С. 5].

З. Фрейд говорил о воображении как об особом мире человека, полете фантазии, созидательной способности.

Воображение — это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. Прием регенерации в воображении — это достройка одной или нескольких недостающих, удаленных частей. Для достройки, или создания целостного образа необходимо мышление. Поэтому Жан Пиаже считал, что исходной точкой развития ребенка мышление, не направленное на действительность, т. е. миражное мышление или воображение. Детское сосредоточение на самом себе — есть переходная ступень от воображения к мышлению и реальному восприятию мира.

Воображение отличается от реалистического мышления тем, что ребенок не осознает своих целей и мотивов при воображении, т. е. оно бессознательно; направлено на собственное удовольствие, а не на реальную жизнь; является образным мышлением.

Отечественные психологи А. В. Запорожец, Р. С. Немов и Д. Б. Эльконин рассматривают воображение как сложную техническую деятельность, формирующуюся в общем процессе развития ребенка под влиянием условий его жизни и воспитания. Развитие воображения требует накопления у детей соответствующего опыта и выработки умения мысленно объединить образы в новые сочетания и комбинации, умения представить возможные изменения действительности. Деятельность воображения соотносит зрительное восприятие с реальностью вещей.

Изучение научной литературы, монографий и диссертаций, позволило сформулировать цель исследования — доказать эффективность приема регенерации в развитии воображения у дошкольников в условиях образовательной организации.

Задачи : создать учебно-методический комплекс с задачами приема регенерации в развитии воображения; внедрить УМК в образовательный процесс ОО; проверить эффективность приема регенерации в развитии воображения методом сравнения.

Предмет исследования: эффективность приема регенерации в развитии воображения.

Объект исследования: воображение у дошкольников.

Методы исследования

В качестве методов исследования были использованы следующие: изучение и анализ теоретических источников; эксперимент, включающий констатирующий и формирующий этапы с использованием блока диагностических и развивающих методик. Данные были подвергнуты математико-статистической обработке с помощью методов корреляционного анализа.

Исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники (32 ребенка) МБДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад № 138» г. Воронежа.

Результаты исследования

Педагогическая деятельность педагогов по формированию воображения дошкольников с использованием приема регенерации, включала развивающие игры, обучение рисованию, методы работы со сказками (придумать концовку), театрализованные игры, музыкальные занятия с сюжетными загадками и развивающими музыкальными играми.

Например, детям предлагалось дорисовать до образа незаконченные картинки, т. е. регенерировать то, что не дорисовал художник.

Пример задания 1. Волшебная птичка.

Детям предлагается часть рисунка и тема. Нужно вообразить, представить и дорисовать рисунок, сочинив сюжет.

Пример задания 2. Что хотел нарисовать художник? Но не успел и нуждается в помощи. Нужно его замысел воплотить в реальность.

Пример задания 3. Развитие моторики и воображения по теме «Сказочный волшебный дом и сад»

спираль рисунок

Более сложная техника рисования, она предполагает развитие мелкой моторики, развития воображения и представлений.

Пример 4. Сюжетная картинка с заданием. Придумать название и сказку в соответствии с картинкой.

Обсуждение результатов исследования

Воображение становится особым видом деятельности дошкольника, когда ребенок осваивает приемы и средства создания образов. Использованный в учебно-методическом комплексе прием регенерации показал эффективность.

В работе с детьми дошкольного возраста проводятся следующие виды развивающих воображение занятий с использованием приема регенерации: занятия, где дети учатся припоминать сказку (научиться держать её в памяти); занятие поиска рациональных решений; занятие оценки результатов воображения путем сопоставления с данными и сюжетом сказки; занятие самостоятельной работы (свободная тема), требующий регенерирующего подхода; занятие сравнительного анализа и др.

Технология развития воображения у детей дошкольного возраста на основе решения проблемных регенерирующих задач основана на следующих концептуальных положениях и широко используется на занятиях: личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества; индивидуализация обучения; органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности; управление общением дошкольников; сочетание групповой и индивидуальной работы.

На диаграмме приведены показатели сравнительного анализа уровня развития воображения в двух мониторингах — 2019 и 2020 годов. Очевидна существенная разница, что доказывает эффективность приема регенерации в воображении. Оценка проводилась по 5-балльной системе.

Сравнительный анализ развития воображения у дошкольников.

Рис. 1. Сравнительный анализ развития воображения у дошкольников.

Таким образом, доказана эффективность приема регенерации в развитии воображения у дошкольников в условиях образовательной организации. Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания различных ситуаций, с применением эффективных методов.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л. С. Выготский. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.

Ключевые слова

дошкольники, воображение, прием регенерации
Задать вопрос