Роль ментальной репрезентации в развитии мышления дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коваленко, Е. В. Роль ментальной репрезентации в развитии мышления дошкольников / Е. В. Коваленко, В. А. Захарова, Е. И. Владимирова, Н. А. Копытина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5565/ (дата обращения: 20.04.2024).



Авторы предприняли попытку обобщить опыт педагогической деятельности в области когнитивного развития дошкольников, взяв за основу мышление. Обосновано, что ментальная репрезентация способствует развитию мышления, создавая ментальные образы предметов, явлений или действий. Доказано, что визуальное представление, ментальные образы, сенсорные модальности способствуют развитию мышления.

Ключевые слова: мышление; ментальная репрезентация; дошкольники.

Актуальность исследования. В современной педагогике все большее внимание ученые уделяют вопросу формирования знаний о психических процессах и состояниях у детей дошкольного возраста. Изучением ментальных репрезентаций занимались зарубежные педагоги и психологи Kosslyn S. M., Ball T. M., Reiser B. J., A. Paivio, M. Denis, F. Bresson.

Способность воссоздавать ментальный образ обобщенного абстрактного материала, который представляет собой результат процесса понимания, изучали M. Denis, 1979, 1989; F. Bresson, 1987; А. Paivio, 1986 и др.

Зависимость содержания репрезентаций от условий и целей деятельности рассматривал Ж. Ф. Ришар.

Структурными единицами ментальной репрезентации по мнению Коллинза и Квиллиана являются признаки. Ученые ввели меру общности концептов, используя понятие дистанции. В свою очередь, структурирование ментальных пространств осуществляется с помощью когнитивных процессов и идеализированных когнитивных моделей. Идеализированные когнитивные модели — это так называемые упрощенные ментальные конструкты, при помощи которых человек организовывают свой быт и общественные отношения.

Иными словами, ментальные репрезентации являются оперативной формой ментального опыта и изменяются в зависимости от изменения ситуации и умственных усилий ребенка, являясь детализированной ментальной картиной события.

Проблема ментальной репрезентации рассматривается многими учеными, как изучение возможностей механизмов человеческого интеллекта (Абульханова К. А., Березина Т. Н., Балин В. Д., Болотова А. К., Головаха Е. И., Кроник А. А., Григоровская Н. Ю., Лисенкова В. П., Моисеева Н.Ии др.).

Как феномен отображения субъектом различных сторон бытия ментальную репрезентацию исследовали В. П. Зинченко, В. А. Барабанщиков, А. А. Гостев, В. В. Подпругина, Ю. Г. Панюкова и др.).

Несмотря на большое количество работ по проблемам ментальной репрезентации, остаются открытыми для обсуждения вопросы о том, какую роль они играют в развитии мышления дошкольников.

Изучение научной литературы по проблеме позволило сформулировать цель исследования — определение роли ментальной репрезентации в развитии мышления у дошкольников.

Для достижения цели, решались задачи практического уровня.

Объект исследования — развитие мышление дошкольников в условиях реализации блока программы «Когнитивные представленияв развитии мыслительных способностей».

Предмет исследования — ментальная репрезентация и ее роль в развитии мышления дошкольников.

Методы исследования

В качестве методов исследования использовались: рисунок на предлагаемый стимул, имеющий логическую цепочку; логико-математическая игра «Логика»; пазл из мягких игрушек и пазл из деревянных геометрических фигур; формы на палочках «Божья коровка»; логическая игра «Пингвины на льдинах», логическая игра «Ковчег» и др.

Для оценки объективности параметров музыкального интеллекта использовались детские деревянные музыкальные блоки монтессория; ассоциативный эксперимент и применялся метод экспертной оценки.

Математическая обработка результатов производились с использованием критерия статистических процедур корреляционного и факторного анализа.

Исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 135» г. Воронежа. Всего участвовало 48 дошкольников.

Исследование проходило в рамках реализации рабочих программ дошкольной образовательной организации, определяющих содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей на 2019–2020 учебный год.

Результаты исследования

Ментальная репрезентация дает возможность исследовать взаимодействие дошкольников с миром путем изучения избирательности, предпочтения, направленности. Мыслительные процессы — это анализ и синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, конкретизация, классификация.

При осуществлении образовательной и воспитательной деятельности использовались упражнения, дидактические задачи, которые дошкольники должны решить на высоком уровне восприятия материала и логически обосновывая выполнение кейса.

Например, кейс — прогнозирование. Воспитатель читает сказку:

Описание ситуации . «Жил маленький мальчик. Он очень хотел увидеть море. Мама с папой читали ему книги о морских путешествиях, морских прогулках, о красоте морского мира. Но он никогда не видел море и мечтал о том, как он плещется в волнах, играет с морскими черепахами, плавает вместе с дельфинами.

Момент проблемного включения детей .

Представьте себе, что однажды утром мальчик проснулся и оказался на берегу моря. Что видит мальчик? Что он чувствует? Что будет делать?

Комментарий . Воспитатель наблюдает за инициативой детей, видом мышления, репрезентацией. Метод включенного наблюдения позволяет сформировать представления о ментальной репрезентации каждого ребенка. Метод научного наблюдения с фиксированием результатов развития мышления и уровня ментальной репрезентации позволяет в будущем корректировать программу, ликвидируя затруднения дошкольников.

Данные исследования оформлены в таблицу для удобства сравнения. Достижения оценивались по 10-ти бальной системе.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня развития мышления дошкольников

Название методики

2019

2020

1

Кейсы для дошкольников

7,58

8,45

2

Тесты на обобщение и исключение

6,34

6,99

3.

Тестовое задание «Аналогии»

5,89

7,23

4.

Методика «Разрезные картинки», «Мягкие пазлы»

8,37

8,96

5

Методика «Доски Сегена».

7,45

8,01

6.

Методика «Сюжетные вкладки»

6,48

7,05

7.

Методика «Сюжетный лабиринт»

7,13

7,78

Таким образом, использованные методики, основанные на сюжетах ментальной репрезентации, показали эффективность.

На диаграмме это выглядит следующим образом (рис. 1).

Сравнительный анализ уровня развития мышления дошкольников

Рис. 1. Сравнительный анализ уровня развития мышления дошкольников

Выводы. Мышление у дошкольников будет развиваться более продуктивно, если воспитательно-образовательный процесс будет осуществляться на основе разработанной педагогической системы, включающей символические средства ментальной репрезентации.

Реализация возможностей комплекса средств ментальной репрезентации при развитии мышления позволит расширить возможности для восприятия и представлений у дошкольников, а значит расширит границы развития мышления.

Литература:

  1. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.; Под ред. И. Ю. Левчен­ко, С. Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.

Ключевые слова

мышление, дошкольники, ментальная репрезентация
Задать вопрос