Развитие познавательных навыков у детей с ОВЗ при помощи дидактического пособия «Игры на липучках» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 02.10.2020

Статья просмотрена: 1429 раз

Библиографическое описание:

Лихотина, В. В. Развитие познавательных навыков у детей с ОВЗ при помощи дидактического пособия «Игры на липучках» / В. В. Лихотина, А. В. Ельцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5564/ (дата обращения: 24.04.2024).



Использование игровых технологий во взаимодействии педагога и ребенка создает много развивающих возможностей для формирования личности обучающихся. Осуществляется это средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Развитие познавательных навыков у детей с ОВЗ — основная цель работы педагогов и специалистов в непосредственно образовательной деятельности. Вопросы формирования познавательной активности детей относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Интерес—это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Заинтересовать и привлечь внимание детей с ОВЗ удаётся только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно. На помощь приходят различные игры, которые при создании благоприятных условий достаточно активно включают большинство детей в образовательный процесс. Игра становится для них ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывает развивающее воздействие на складывание психологического облика «особого» ребёнка. Игра позволяет привнести эмоциональный эффект в занятие.

Дидактическое пособие «Игры на липучках» представляет собой развивающий альбом для детей, состоящий из различных игр и заданий. Они предназначены для проведения демонстрационных, игровых и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста дома или в детском саду. Игры на липучках замечательно подходят для детей с ОВЗ, так как развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь.

Формирование познавательной активности обучающихся во время занятия происходит при помощи игрового пособия, путем включения заданий и упражнений в образовательный процесс. «Игры на липучках» привлекают внимание детей своим разнообразием, красочностью, оригинальностью исполнения, тем самым заинтересовывают и вовлекают ребенка в процесс изучения нового материала. Данное пособие изготовлено своими руками при помощи оргтехники. Большинство игр разработано специалистами детского сада и эффективно используется как на занятиях, так и в индивидуальной коррекционной работе с детьми. Предлагаем вам познакомиться с вариантами игр, заданий и упражнений из развивающего альбома «Игры на липучках».

Пирамидка одна из самых первых и любимых игрушек всех детей, которая дает ребенку представление о размерах и цветах предметов, учит сравнивать предметы между собой, развивает мелкую моторику.

https://sun9-35.userapi.com/c855324/v855324557/23c39d/dGXxuqL7yjs.jpg https://sun9-22.userapi.com/myQvj4IqDK82113X-LD__SAdq6OxHUqFZUHRcw/FmCclJ9G2bE.jpg

Разрезные картинки (по разным лексическим темам)

Игра помогает закрепить понятия, учит детей составлять картинку из 3 и 4 частей, развивает внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук.

Игра-лото «Домашние и дикие животные»

Помогает закрепить знания детей о диких и домашних животных в игровой форме. Учит различать и находить нужного животного. Развивает наблюдательность, внимание и аналитические способности.

https://sun9-24.userapi.com/c840237/v840237134/8c78a/z2EL845l-w0.jpg https://sun9-5.userapi.com/W2UCmGSv1gAd1ttOGUfRXb3PSL0Il_MYJ4p_cw/Th-P7RvnDGk.jpg

Игры «Подбери по цвету»

Игра способствует закреплению у детей знаний основных цветов и их оттенков; развивает предметные действия, навыки ориентировки в пространстве; начальные навыки счета, мелкую моторику; внимание, наблюдательность.

Игра «Заплатки»

В процессе игры у детей развивается мышление, воображение, память, зрительное восприятие, умение анализировать и сравнивать. Дидактическое пособие развивает мелкую моторику, цветовое восприятие, обогащает словарный запас.

Игра с пуговицами «Летит, едет, плывёт»

Игра поможет детям расширить представления о разных видах транспорта, как о средствах передвижения. Познакомит детей с понятием «транспорт», его основными видами, научит различать действия (летит, едет, плывёт), даст понятие о назначении транспорта, а также в процессе игры происходит развитие мелкой моторики, внимания, воображения.

https://sun9-3.userapi.com/c851320/v851320016/19efb7/sKu67e5FmAg.jpg https://sun9-9.userapi.com/c850232/v850232016/1d1758/keD_AGSd1rc.jpg

Игра «Больше, меньше или равно»

Игра закрепляет у детей знание цифр от 0 до 10 (20), порядковый и обратный счёт. В игре происходит знакомство со знаками (больше, меньше, равно). У ребенка расширяется объем словаря, развивается зрительное восприятие, формируется представление о знаках (больше, меньше, равно)

https://sun9-12.userapi.com/c851032/v851032519/18947/DT0x4yNCNzc.jpg https://sun9-45.userapi.com/c851220/v851220519/18f0a/v2-cUl-n6n8.jpg

Литература:

  1. Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром». Издательство: Педагогическое общество России, 2008 год.
  2. Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребёнком. Сборник научно-методических материалов. Под редакцией А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой. — М.: «Федеральный институт развития образования», 2013.
Задать вопрос