Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Мир полярных районов Земли» в старшей группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 02.10.2020

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Смецкая, А. Н. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Мир полярных районов Земли» в старшей группе / А. Н. Смецкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5552/ (дата обращения: 27.01.2021).



Название : «Мир полярных районов Земли »

Форма работы с детьми: групповая.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Программное содержание:

Расширять представления о севере, животных севера, растительности севера.

Познакомить с животными Крайнего Севера: белым медведем, тюленем, моржом.

Учить составлять описательный рассказ о животном; сравнивать, замечать особенности в строении и поведении животных.

Развивать: мышление, мелкую моторику, любознательность, связную речь.

Воспитывать: умение слушать, самостоятельность, активность, желание познавать окружающий мир и природу.

Предварительная работа: знакомство с животными Крайнего Севера, глобусом, отгадывание загадок о животных Крайнего Севера, поиск информации о жителях Севера, чтение энциклопедии, подготовка сообщений.

Методическое сопровождение: письмо от черепахи; глобус; видеоролик о жизни на Крайнем Севере; аудиозапись «Самолет»; музыкальное сопровождение; следы животных (пингвина, белого медведя); картинки с изображением животных Севера, рыбы, моркови, меда, малины, пингвинов, льдинок; презентация о тюленей и морже; фотографии с изображение народов Севера, жилища чукчей; пособие В.Воскобовича «Квадрат».

Методические приемы: сюрпризный момент, проблемные вопросы, беседа, анализ .

Ход образовательной деятельности:

  1. Оргмомент.

Воспитатель :

Ребята, я очень рада видеть вас.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Теперь подарите друг другу улыбку.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап .

Воспитатель : Сегодня утром на столе я увидела письмо. Интересно, от кого оно? Это письмо от черепахи. А где она живет? (в жаркой Африке). Интересно, что она нам написала? (Воспитатель открывает конверт) Ребята, черепаха спрашивает, есть ли на Земле место, где всегда холодно, и живут ли там черепахи?

  1. Поисковый этап.

Воспитатель : Дети, мы можем помочь мудрой черепахи? (Да) А как?

(Мы расскажем, о Северном полюсе, где он находится.

Каких животных можно встретить на Северном полюсе.

Какие народы проживают на Северном полюсе.

В каких домах проживают эти народы).

  1. Практический этап.

Работа с глобусом.

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктида и Арктика. (Показывает на глобусе). Какой цвет преобладает в этом районе и что он означает?

Дети : Северный полюс на карте окрашен в белый цвет, потому что Северный полюс — это ледяная пустыня. На Севере нет земли, там только океан, покрытый льдом.

Воспитатель: Полгода в этих областях не появляется на небе солнце. Итак, мы с вами отправляемся туда, где царство холода, снега и льда — на Северный полюс! (видеоролик о жизни на Крайнем Севере).

Северный полюс находится очень далеко, на чем можно до него добраться? Как вы думаете, на чем туда можно доехать? (на самолете, воздушно шаре, корабле). А на чем мы поедем, угадайте по звучанию (звучит аудиозапись «Самолет»). Самолет нас ждет. Готовы? Занимайте свои места и полетели (Звучит музыкальное сопровождение).

Воспитатель : Ну, вот мы и на месте. Что-то холодно здесь. Чтобы нам не замерзнуть, мы оденемся теплее. Давайте поиграем с нашими ручками, наденем варежки.

Пальчиковая игра.

Варежки новые,

Теплые, пуховые.

Мне их бабушка связала,

Подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки и внучка

Не замерзнут ручки».

Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите здесь чьи-то следы! ( Обращает внимание на следы ).

На Северном полюсе среди льдин

Ходит важный господин

В черный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук

Хоть на нем и белый галстук,

На ногах одеты ласты.

Вы узнали господина?

Дети : Пингвин.

Воспитатель : Молодцы, а кто из вас может рассказать о пингвинах? ( Рассказ ребенка, сопровождается показом презентации)

Ребенок : Пингвины хотя и птицы, но они не летают. Крылья им нужны, чтобы грести под водой. Гнезда для птенцов пингвины не делают. Мама — пингвиниха снесет яйцо, а пингвину — папе приходится держать его на лапках и согревать собственным пухом.

Воспитатель : Молодец, ты нам много интересного рассказал о пингвинах.

Воспитатель : Ребята, посмотрите здесь еще кто — то ходил! ( обращает внимание на оставшиеся следы).

Там, где холод, снег и лед

Этот дикий зверь живет,

Он большой, пушистый, белый,

А еще рыбак умелый.

Дети : Белы медведь.

Воспитатель : Молодцы, правильно.

Воспитатель : Давайте поговорим о белом медведе. Рассмотрите картинки и опишите.

Ребенок. Белый медведь — самый крупный из хищников. Белым его прозвали из-за белого меха. От холода его защищает густая шерсть и толстая жировая прослойка. Белый медведь — хороший пловец и у него нет естественных врагов.

Воспитатель :

Мы идем себе вперед, очень удивляемся

Слева лед и справа лед — перед носом тоже лед

Где же он кончается? (ходьба, приседания, наклоны).

Воспитатель : Продолжим наше путешествие. Кроме белого медведя на севере живут тюлени и моржи. Давайте их рассмотрим (презентация).

Чем же они отличаются друг от друга? (дети сравнивают животных).

У моржа есть клыки, а у тюленя нет.

У моржа нет усов, а у тюленя есть усы.

Воспитатель :

Моржи возят детенышей на спине. У тюленей детёныши собираются в детский сад.

Вас родители оставляют с нами, так и тюлени оставляют детенышей на берегу, под присмотром взрослых.

Дидактическая игра «Чем питаются животные Севера?»

Давайте расскажем черепахе, чем же питаются животные Севера. Для этого вам надо подобрать нужную картинку для каждого животного — рыба, морковь, мед, малина. Кто еще любит рыбу кроме животных севера? (птицы)

В тех местах, где много рыбы — много и птиц, таких как кайры и гаги. Молодцы, справились с заданием!

Северная физкультминутка:

На одной ноге постой — ка,

Будто бы пингвинчик стойкий,

А теперь ты походи,

Да смотри не упади!

Крылья кверху поднимай,

А затем опускай.

Покачай головой,

Ты пингвинчик удалой.

Воспитатель : Вы, ребята молодцы, отгадали следы всех животных Севера, рассказали, чем они питаются. А, давайте, мудрой черепашки расскажем каких еще вы знаете животных этого региона (Песец, лиса, заяц — беляк и другие).

Воспитатель : Правильно, дети, а на Северном полюсе живут не только животные, но и люди. Это полярники, а также народы Севера.Давайте подумаем и расскажем черепашки какие народыживут на Севере.

Дети : Чукчи.

Воспитатель : Правильно, но еще там живут такие народы, как ненцы и коми (показ фотографий). Они живут в очень трудных условиях, но несмотря на это, они свою родину любят всем сердцем. У них так же есть школы, больницы, детские сады и магазины. Добираются они в эти учреждения в оленей упряжке, но иногда даже бывает и на вертолете (показ фотографий). Живут они в домах, похожих на палатки, сделанных из оленьих шкур и называются такие дома — яранги. (Демонстрирую картинки с изображением жилища чукчей).

Воспитатель : А, давайте мы тоже сделаем хижину и покажем черепахе. (Дети конструируют хижину из квадрата Воскобовича).

Воспитатель : Давайте черепахе расскажем, от чего такая хижина может защищать.

Дети : Такие дома защищают от ветра и холода.

Воспитатель : Молодцы, а еще яранги легко собираются и разбираются. Чукчам нужны такие дома, потому, что они кочуют с места на другое место, так как они разводят олений, а олени питаются мхом и когда он заканчивается, они переезжают на другое место. Когда у них наступает короткое лето, они занимаются охотой и рыболовством.

Воспитатель: Давайте, поиграем с вами в игру, которая называется «Третий лишний». Сейчас послушайте названия животных и найдите лишнее, объяснив свое решение.

  1. Морж, синица, тюлень.
  2. Белый медведь, кит, заяц — беляк.
  3. Пингвин, песец, собака.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Наше путешествие на Северный полюс закончилось. Пора садиться в самолет и отправляться в садик. Вы показали отличные знания и много интересного рассказали черепашке. Теперь она сможет своими знаниями поделиться с другими животными проживающими в жаркой Африке.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель : Кто к нам сегодня обратился за помощью? Мы ей помогли? Как? Вы сегодня хорошо работали. Если мудрая черепашка в чем-то будет затрудняться, давайте ей будем помогать.

Если вам понравилось занятие, вы не испытывали никаких трудностей, возьмите пингвина и посадите на снег, а если затруднялись — возьмите льдину.

Задать вопрос