Мини-музей истории родного края в группе ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мини-музей истории родного края в группе ДОУ / Н. В. Данилова, Н. В. Емельянова, Т. П. Жидкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5551/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея «Край чувашский, край родной» в группе ДОУ.

Ключевые слова: родной край, экспозиция, мини-музей, музейная педагогика, малая Родина, чувашский народ.

В дошкольном образовании музейная педагогика становится все популярнее: появляются музейно-образовательные программы, методические рекомендации, публикуются книги. Например, программы «Музей и дети» Л. В. Пантелеевой, «Здравствуй, музей!» (Санкт-Петербург, Русский музей) и т. д.

«Именно специфическое содержание, основанное на внимании и любви к культурному наследию, традициям и корням, позволяет — при желании — формировать патриотические чувства, общественно-гражданскую идентичность безотносительно к идеологическим построениям и религиозному влиянию. Не менее важно, что развитие музейной педагогики является фактором и условием сохранения культурного наследия, формирования широкого культурного кругозора тех, у кого завтра в руках окажется это наследие. Важно воспитать наследников нашей великой культуры, достойных ее и способных ее сберечь для будущих поколений, не дать прерваться «цепи времен». [2]

По И. В. Штанько определяются такие задачи приобщения дошкольников к музейной культуре:

  1. Формировать интерес к музею как к хранилищу духовных и материальных ценностей
  2. Формировать навыки поведения в музее у детей дошкольного возраста.
  3. Развивать художественное восприятие, понимание языка искусства, образное мышление.
  4. Развивать умение отражать в речи впечатления, полученные в ходе подготовки и проведения музейной экскурсии.
  5. Воспитывать бережное отношение к образцам духовной и материальной культуры. [7]

Мы при создании мини-музея ставили перед собой и задачу укрепления взаимодействия детского сада с семьями наших воспитанников, так как новые формы работы ДОУ с родителями остаются актуальными в настоящее время. Ведь создание мини-музея осуществляется при активном участии мам и пап, бабушек и дедушек дошкольников.

Мы уверены, что, изучая жизнь древних чуваш, их традиции и обычаи, дети уже с дошкольного возраста начинают приобщаться к истории чувашского народа, тем самым начинают лучше понимать и любить историю всей страны.

Всю работу по созданию мини-музея мы разделили на три этапа:

  1. Подготовительный этап.
  2. Этап реализации.
  3. Обобщающий этап.

Тема музея «Край чувашский — край родной» была определена на первом этапе. Опираясь на работу Т. В. Юрченко, мы решили разместить экспонаты в мини-музее на разных уровнях, на стеллажах и настенных полках, столиках. Стендам определялась роль размещения схем и информации с иллюстрацией. К сбору и созданию экспонатов для мини-музея наравне с педагогами активно привлекались и дети с родителями. [7]

В настоящее время быстрыми темпами развивается виртуализация музейной педагогики. Компьютерная техника делает возможным конструирование самых удивительных музеев, создание экспозиций и открытие тематических выставок. В виртуальном музее возможно погружение в разные исторические эпохи, этнокультурную и природную среду. Для педагогов также становятся возможными проведение интересных познавательных виртуальных экскурсий. [2]

Так, Чувашский национальный музей проводит виртуальные экскурсии на официальном сайте, 3D-туры по экспозициям основных залов музея размещаются в группах социальных сетей. В дошкольном учреждении становится возможным проведение виртуальных экскурсий по знакомству детей с флорой и фауной Чувашии, интересными предметами из коллекций музея.

Решению создания одной периодически сменяемой экспозиции предшествовало бурное обсуждение с детьми идеи создания мини-музея. Первая экспозиция называлась «Мои Чебоксары». Здесь разместились связанные с городом Чебоксары экспонаты: книги о городе, изданные в разное время; фотографии старых и новых Чебоксар; детские рисунки, посвященные городу; наборы открыток с городскими видами, вымпелы с символами города, сувенирные магниты; карта Чебоксары. Хранителем группового мини-музея и олицетворением символа города стала появившаяся в первой экспозиции птичка Саркайок.

В мини-музее возможны проведение педагогами познавательных бесед и мероприятий, которые реализуются в таких формах работы как использование дидактических игр, выполнение творческих заданий, отгадывание загадок и проведение викторин. [9]

Детям дошкольного возраста очень нравятся самим проводить экскурсии в мини-музее, тем самым они знакомятся с профессией экскурсовода. У нас возникла идея создания проекта «Юный экскурсовод», в ходе которого ребята знакомили с экспозициями мини-музея детей из других групп и своих родителей. Были проведены экскурсии «Путешествие по городу Чебоксары», «Символика города Чебоксары и Чувашской Республики», «Родной город».

На смену экспозиции «Мои Чебоксары» пришла экспозиция «Растения родного края». Здесь были представлены фотографии и рисунки вошедших в Красную книгу растений чувашского края, собранные детьми шишки и причудливых форм ветки, высушенные редкие растения. Экспозиции «Народы Чувашии», «Животный мир Чувашской Республики», «Памятники и достопримечательности города Чебоксары», «Театральный мир города Чебоксары» сменяли друг друга.

В настоящий момент в мини-музее представлена экспозиция «По родному краю с рюкзаком шагаю». Здесь собраны интересные предметы, которые ребята привозят из районов и городов Чувашской Республики. Например, ракушки или понравившийся ребенку камушек из реки Волга, сделанная дедушкой шкатулка из бересты, открытки с видами достопримечательностей районов республики. Особое место занимают в этой экспозиции старинные чувашские головные уборы тухья, масмак, хушпу, бусы, различные элементы чувашского костюма, вышивка с чувашскими узорами и т. д. Представленные здесь экспонаты подписываются, а на стенде с картой отмечается место, где был найден экспонат.

Китайская пословица гласит: «Скажи мне, и я не забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Созданный нами мини-музей «Край чувашский — край родной» является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление воспитанников о родном крае, его культуре и традициях, живущих людях, воспитывает истинный патриотизм. [8]

Литература:

  1. Демина Г. Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду», Образование и воспитание. — 2016. — № 5.
  2. Музейная педагогика как область педагогической науки: сборник научно-методических трудов. / Под общей ред. доктора философских наук, профессора С. В. Ивановой. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. — С. 72
  3. «Музейная педагогика», под редакцией Морозовой А. Н., Мельниковой О. В., Творческий центр, Москва, 2008 г.
  4. Мурашкина Т. В. «Загадки родной природы», программа этнографического развития детей 5–6 лет. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2015 г.
  5. Соловей Л. Б. «Традиции Чувашского края», программа по социально — коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2015 г.
  6. Штанько И. В. Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к изобразительному искусству. М.: АСОУ, 2013.
  7. Юрченко Т. В. Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ/ Т. В. Юрченко, Ю. В. Черницова, И. А. Григорьева./ Молодой ученый. — 2016. — № 12.6
  8. https://www.maam.ru/detskijsad/duhovno-nravstvenoe-vospitanie-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-kraevedenija-i-muzeinoi-pedagogiki.html
  9. https://otvet.mail.ru/question/74390839
Задать вопрос