Экологическое воспитание детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 30.09.2020

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Сидельникова, Е. П. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. П. Сидельникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5547/ (дата обращения: 25.04.2024).



Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям [1].

Бережное отношение к природе формируется в дошкольном детстве, закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры.

Успешным экологическим воспитанием является создание атмосферы, способствующей развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей.

деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках, на экскурсиях влияет на воспитание гуманных чувств у ребёнка.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание беречь и защищать природу, понимать важность охраны природы, нормы поведения в природе выполнять осознанно. Всё это возможно в результате грамотного планирования работы по воспитанию детей дошкольного возраста.

Одним из главных направлений работы нашего детского сада является экологическое воспитание дошкольников. Детский сад участвует в природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята — Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. В начале учебного года проходит «Посвящение в эколята» детей старшего дошкольного возраста.

Разработан и реализуется долгосрочный проект «Юный эколог».

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста элементов экологической культуры, бережного отношения к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада

Задачи проекта:

– разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;

– обогащать и систематизировать экологические знания детей средствами экологической тропы;

– познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

– формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;

– воспитывать эстетические чувства у дошкольников, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;

– способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам создания экологической развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

повысить экологическое просвещение родителей.

Ожидаемые результаты:

Дети: Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе. Формирование у детей гуманистического поведения в природе. Развитие представлений о растительном и животном мире родного края

Родители: Активное участие в совместных с детьми мероприятиях: экспериментально-познавательных, трудовых и экскурсионных.

Педагоги: Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами по экологическому воспитанию. Повышение педагогической компетентности воспитателей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Для реализации проекта в детском саду оформлена экологическая тропа.

Экологическая тропа специально оборудованный маршрут в образовательных и воспитательных целях, проходящий через различные природные объекты. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологического воспитания и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить наблюдения, опыты, эксперименты, игры, театрализованные представления, экскурсии.

Работа по созданию экологической тропы проводилась в несколько этапов:

Первый этап организационный :

Создание творческой группы для организации работы экологической тропы. На этом этапе были определены задачи, объем работы, порядок действий. Составлен общий план работы по созданию экологической тропы и план действий.

Второй этап:

Определение маршрута экологической тропы.

Третий этап:

Оформление экологической тропы.

Четвертый этап:

Начало работы экологической тропы. Заведующий детского сада утвердил паспорт экологической тропы

Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов:

1 — Деревья

2 — Кустарники

3 — Цветочная полянка

4 — Жужжащий и ползающий мир (луг)

5 — Огород

6 — Летняя лаборатория (песочница)

Деревья (хвойные, лиственные). Кустарники.

В течение всего календарного года велись наблюдения за сезонными изменениями деревьев и кустарников. По этой теме мы создали альбом, в который поместили фотографии деревьев в разное время года, почки, весенние, летние, осенние листья, хвою, с деревьев и кустарников которые находятся на участке детского сада.

Цветочная поляна. Проводили наблюдения за миром растений и миром насекомых.

Лекарственные растения . Изучили лекарственные растения и их свойства.

Цветы . Познакомились с цветами, которые растут не только на клумбе нашего детского сада, но и на лугу, в саду и с декоративными цветами.

Огород. Весной мы оформляем «Огород на подоконнике» где выращиваем рассаду, а летом мы трудимся на огороде. Мы научились ухаживать за растениями, выращиваем картошку, помидоры, капусту, перцы, огурцы, кабачки, морковь, свеклу, редиску, лук, чеснок, укроп, лекарственные травы. Весь урожай мы собираем и отдаем для приготовления поварам на кухню.

Летняя лаборатория. Втеплое время года на участке проводим игры, опыты, эксперименты с песком и водой.

В течение всего года проводятся тематические экологические экскурсии: в парк, на реку, на огород.

Родители являются полноценными участниками образовательного проекта.

Родители вместе с детьми принимают участие в экологических конкурсах поделок из бросового материала: «Осень золотая», «Мастерская деда мороза», «Эко-мода». Акция «Накорми птиц зимой»: родители вместе с детьми изготовили кормушки для птиц, которые были развешаны по всему участку детского сада, и дети с родителями всю зиму кормили птиц.

Ежегодно в озеленение участка детского сада принимают участие родители и дети. Приняли участие в поселковой акции «Дерево победы» дети, родители и коллектив детского сада высаживали саженцы деревьев в парке.

В результате реализации проекта наблюдается динамика форсированности экологических представлений у детей дошкольного возраста. Значительно вырос уровень экологических знаний о природе Забайкальского края, повысился уровень познавательной и речевой активности, экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для дошкольников, так и для самой природы; повысился уровень экологического просвещения родителей; повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Литература:

  1. Николаева С. Н. Экологическое воспитание в детском саду — И: Мозайка-Синтез, 2018
Задать вопрос