Проблема развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условие познания внешнего мира | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Силонова, О. Л. Проблема развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условие познания внешнего мира / О. Л. Силонова, А. П. Кононенко, Т. В. Тушканова, Е. В. Юрьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5541/ (дата обращения: 28.03.2024).



Статья посвящена проблемам развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников в условиях образовательной организации. Уделено внимание методам и формам, проведен сравнительный анализ и сделаны выводы об эффективности предложенных методов и их практической значимости.

Ключевые слова: сенсорно-перцептивное внимание; дошкольники; картина мира.

Актуальность исследования. Изменения в политической, социально-экономической сфере, в образовании создают новую психолого-педагогическую ситуацию развития детей. Как отмечает Д. И. Фельдштейн, «изменилось пространство детства» [5].

Внедрение цифровых технологий в образование существенно меняют течение детства, влияя на многие социальные процессы: как дети получают информацию дома и в дошкольной образовательной организации, находят игры по интересам, формируют социальные связи, как проводят свободное время. Дети дошкольного возраста прекрасно владеют цифровыми электронными играми. Существует множество интерактивных игр, которые развивают память, мышление, внимание. Однако сформировать картину мира без чувственного восприятия, без образного восприятия предмета или объекта невозможно.

В современной педагогике и психологии большое значение уделяется исследованию зависимостей основных психофизиологических характеристик ребенка от его индивидуального развития в конкретных условиях жизни. Одной из таких характеристик является сенсорно-перцептивное внимание и его свойства, к которым относится константность восприятия, инвариантность образа объекта в меняющихся условияхразвития. Зависимость сенсорно-перцептивного внимания от индивидуального развития ребенка с изучены многими исследователями (Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева, И. И. Праведниковой, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. И. Шатских и др.

Сенсорно-перцептивное внимание обращено на объекты внешнего мира и является необходимым условием познания внешнего мира и формирование картины мира ребенком.

П. Я. Гальперин считал, что внимание является одним из основных факторов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой действие, направленное на содержание образа, мысли, имеющегося в данный момент времени в психике человека [1].

Доказано (О. Л. Лукьянова, Ю. Г. Бубликова, Е. А. Стребелева, Л. А. Венгер и др.) сенсорное и перцептивное развитие внимания является основой успешного осуществления ребенком разных видов деятельности, формирования способностей. В связи с чем, особую важность приобретает планомерное и систематическое развитие сенсорно-перцептивного внимания с целью познания окружающей действительности.

Е. Ю. Обухова приводит данные исследования, подтверждающие, что в период от 5 до 7 лет происходит интенсивное созревание систем регуляции внимания. Автор отмечает существование индивидуальных различий в организации механизмов внимания, которые существенно влияют на оценку общего уровня интеллекта детей дошкольного возраста [3].

Необходимость нахождения способов разрешения проблемы развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условия познания внешнего мира определила актуальность настоящего исследования и послужила основанием для выбора темы работы.

Объектом исследования является процесс развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников.

Предмет исследования — организация и условия осуществления педагогической поддержки развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников.

Цель исследования : разработать и экспериментально проверить специальный курс по развитию сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условия познания внешнего мира.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 166» г. Воронежа. Всего участвовали 63 ребенка. Исследование было запланировано с сентября 2019 года с проведением четырех мониторингов. Однако, удалось провести два мониторинга промежуточных и исследование на начало эксперимента.

Методы исследования: разработанный специальный курс по развитию сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условия познания внешнего мира. Сенсорно-перцептивное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т. д. Мы взяли за основу зрительное и слуховое внимание. В него вошли следующие методики: «Пять отличий», «Что ты видишь?», настольная игра «Тренажёр: Для развития внимания», «Мозаика деда Мороза», настольная игра «Умный кот», «Антискакун-комплект», «Акустическая настенная тактильная панель», «Дидактический стол с лабиринтом «Бусинки», игра «Эверест 3 в 1» и др.

Педагогами разработаны задачи на развитие слухового и зрительного внимания, например «В парке 5 голубых скамеек и одна зеленая. Сколько в парке белых скамеек?», «Даны три числа: 1; 3; 2. От третьего числа вычтите первое число и к разности прибавьте второе число. Сколько получилось?»; «Назови первую букву своего имени и последнюю букву первого месяца зимы» и др.

Результаты и их обсуждение

С целью выявления результативности реализации специального образовательного курса, проведены два мониторинга. Детям давались задания, близкие по содержанию к тем, что в специальном курсе. Точность ответа оценивалась в баллах от 0 до 5. Погрешность составляла — 0,15 %. Учитывались индивидуальные качества каждого ребенка и индивидуальное сравнение ребенка с ним самим.

Таблица 1

Сравнительный анализ развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников

Методы диагностики

Сентябрь 2019

Январь 2020

Сентябрь 2020

1

Аудиальные техники

2,76 < 0,15

2,87 < 0,15

2,96 < 0,15

2

Визуальные техники

2,56 < 0,15

2,58 < 0,15

2,76 < 0,15

3

Кинестетические

2,34 < 0,15

2,46 < 0,15

2,97 < 0,15

4

Абстрактные понятия

1,57 < 0,15

1,88 < 0,15

2,06 < 0,15

Данные сравнения показателей говорят о том, что результат положительный, есть разница между констатирующим мониторингом и мониторингом конечного. Однако, продвижение незначительное. Возможно, причина в длительном отсутствии занятий по программе, т. к. дети не посещали образовательную организацию.

Использованные нами медитативные техники развития сенсорно перцептивного внимания у дошкольников делились на следующие категории: аудиальная (на звуках, звуковых образах, пении, слуховых ощущениях, на стихотворных фрагментах; визуальная (на зрительных ощущениях, образах на рисунках, на картинах, природных камнях, на листьях дерева, на мандалах и др.; кинестетическая (на физических действиях; в дыхательных упражнениях, на телесных ощущениях и др.; абстрактная (различные понятия абстракции).

Сравнительный анализ развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников

Рис. 1. Сравнительный анализ развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников

Анализ результатов позволил сделать вывод, что свойства перцептивных единиц, конструируемых зрительной и слуховой системой, на одном и том же стимульном материале в разных условиях его предъявления может определяться как структурой воздействия, так и постановкой перцептивной задачи, решаемой субъектом.

Литература:

  1. Гальперин, П.Я. // Психология внимания: хрестоматия / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — Москва: ЧеРо, 2001. — С. 534–542.
  2. Лукьянова, О.Л., Бубликова Ю. Г. Особенности сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2020. — № 1. — С. 27–32.
  3. Обухова, Е. Ю. Регуляция внимания у детей 5–7 лет здоровых и с нарушениями развития: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Е. Ю. Обухова. — Московский городской психолого-педагогический университет, 2009. — 163 с.
  4. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн //www.jeducation.ru/3_2010/76.html

Ключевые слова

картина мира, дошкольники, сенсорно-перцептивное внимание
Задать вопрос