Конспект по декоративному рисованию «Матрёшка-Матрёна» с детьми подготовительной группы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 26.09.2020

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Мельчакова, Н. В. Конспект по декоративному рисованию «Матрёшка-Матрёна» с детьми подготовительной группы / Н. В. Мельчакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5536/ (дата обращения: 19.01.2021).



Цель : Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним видом, обликом, особенностями росписи матрёшек. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.

Задачи :

Образовательные :

– дать представление о традиционных русских промыслах и сувенирных игрушках — матрешках (семеновские матрешки, матрешки из Полховского Майдана, загорские матрешки);

– обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек из разных областей России (наглядное пособие «Матрешки»), обратить внимание на их форму;

– учить находит сходство и различие между ними; учить детей создавать свой образ матрёшки, используя декоративные элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, завиток и др.).

Развивающие :

– развивать стремление детей быть оригинальными в создании цветового образа матрешки; т.п.);

– развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России,творческие способности и фантазию, наблюдательность;

– развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана, фартука для матрёшки.

Воспитательные :

– воспитывать у детей чувство коллективизма, желание совместно достигать желаемого результата.

– воспитывать эстетический и художественный вкус.

Оборудование и материалы : Деревянные матрёшки, силуэты матрёшек для каждого ребёнка, краски гуашь, наглядные пособия.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с изображением русских матрёшек, дидактические игры: «Собери матрешку», «Построй ряд с закрытыми глазами», «Эти удивительные узоры», Сложи Матрену» (пазл).

Раздаточный материал : силуэты матрёшек для каждого ребёнка, краски гуашь, кисти, подставки для кистей, клеенки, салфетки, баночки с водой.

Ход занятия

Воспитатель :

Дети становятся в кружок, лицом к воспитателю.

Воспитатель загадывает загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская… ( матрешка ).

Воспитатель ведёт детей к выставке матрешек. Дети рассматривают ее и самостоятельно делают вывод о том, чем они сегодня будут заниматься.

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня станем настоящими художниками по росписи игрушек. А расписывать мы будем вот такие игрушки. (Обращая внимание детей на выставку матрешек). Ребята, вам знакомы эти игрушки? Как они называются? (ответы).

Эту куклу- матрёшку очень любят дети и взрослые, она особенная, разбирается на две части. Все радуются игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да еще внутри целое семейство сидит. Иногда в одну матрёшку 60 помещается. Последняя самая маленькая- с горошину величиной. Есть матрёшки и вашего роста. Послушайте потешку о матрёшке:

Шли матрёшки по дорожке

Было их немножечко,

Две Матрёны, три Матрёшки

И еще Матрёшечка…

Давайте узнаем, как и кто придумал матрёшку, где и как делают такие игрушки.

Матрёшек делают во многих городах России.

Откуда же взялась такая игрушка на Руси?

Давным-давно, более 120 лет назад, русские купцы привезли из далекой Японии нам в Россию фигурку добродушного лысого старичка. Изображал она старичка Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Эта фигурка оказалась разъемной и внутри была спрятана фигурка поменьше, в ней ещё меньше и ещё... Таких фигурок оказалось ровно пять.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. И решили они сделать похожую игрушку: изменили её внешний вид, переодели в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек и назвали её старинным русским именем-Матрёшей. И вкладывались в нее не уменьшенные копии, а просто девчонки и мальчишки, очевидно, братья и сестры, последняя куколка — младенец.

Матрёшки изготавливают из древесины, чаще всего из липы. Обычно первой вытачивают самую маленькую фигурку, которая не открывается, а потом уже все остальные. Мастерят матрешки в разных уголках нашей большой страны.

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название — Семёновская матрёшка. Фартук этой матрёшки украшают цветы, здесь всегда присутствуют чистые теплые тона — какие? ( Жёлтый, лимонный, зелёный ). А вот платок всегда расписан горохом.

Сергиевскию матрешку , которую создают в городе Сергеев Пасад, можно распознать по цветастому платку, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами.

Полховская матрешка родом из Поволжья. Она отличается своей формой. Роспись полховских матрешек сочетает в себе малиново — красный, зеленый и черный цвет. Украшают этих матрешек при помощи отдельных мазков, «тычков» и точек.

Сегодня матрёшку знают уже во всем мире. Стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром.

Ребята, нам предстоит тонкая работа. Поэтому перед её началом, давайте потренируем наши руки и ноги тоже.

Физминутка :

Мы весёлые матрёшки

Мы весёлые матрёшки —

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки. (Руки согнуты в локтях, указательным палец правой руки упирается в правую щёку. При произнесении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.)

Воспитатель предлагает детям занять места за столами, для росписи матрёшки.

Воспитатель : Ребята, у Вас на столе лежат силуэты матрёшек. Я Вам предлагаю расписать их цветочными узорами. Матрёшку можно украсить любой росписью.

Сначала, нужно нарисовать лицо — прорисовываем глаза, рот, нос (Воспитатель показывает, как правильно это сделать). Затем раскрашиваем платок, рубаху, сарафан. Далее, ребята, используйте декоративные элементы (прямые и волнистые линии, точки, круги, цветы) для украшения.

Пальчиковая гимнастика «Матрешки»:

Мы — красавицы матрешки (разжимают кулаки, шевелят пальчиками)

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Малаша (загибают пальцы)

Мила — три, четыре — Даша.

Маргарита — это пять.

А с Марией будет шесть

Нас нетрудно перечесть.

Дети работают самостоятельно. Воспитатель оказывает словесную помощь.

Подводится итог занятия: Чем сегодня занимались? Что нового узнали? Что понравилось?

По окончании работы проводится выставка рисунков.

Задать вопрос