Современные формы работы ДОУ с родителями | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 27.08.2020

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Мыльникова, К. А. Современные формы работы ДОУ с родителями / К. А. Мыльникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5485/ (дата обращения: 25.04.2024).



Поступление ребёнка в ДОУ — процесс сложный, как для самого ребёнка, так и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. И педагоги и родители должны понимать, насколько ответственный момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствие он может иметь. Что бы привыкание ребёнка к ДОУ было максимально безболезненно, необходимы работать ДОУ с родителями.

Актуальность данной проблемы определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду. Готовность ребёнка к выходу из семьи во многом определяет его дальнейший успех, но не стоит недооценивать роль родителей и педагогов. Согласованность их действий и возможность сближения подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в детском саду во многом определяет жизнь ребёнка в детском саду.

Формы работы ДОУ с родителями условно можно разделить на несколько этапов:

Первый этап – предварительный. Взаимодействие начинается до начала постоянного посещения ребёнком дошкольного учреждения. Воспитатель знакомится с родителями воспитанников и с самим детьми. Собирает первичную информацию о ребёнке, семье, условиях воспитания предшествующих поступлению ребёнка в сад. С родителями проводятся родительские собрания, на которых родители с помощью анкетирования пишут особенности своего ребёнка. [1]

Второй этап – ознакомительный. На первый план выступает взаимодействие с семьями воспитанников, основанное на диалоге. Педагоги встречаются с родителями на индивидуальных консультациях. Родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это же время заполняется протокол о том как проходит адаптация ребёнка в детском саду. [1] Для родителей готовится информация в родительский уголок и информационные стенды: «Приглашение в детский сад», «Я хожу в сад», «С детьми работают», «Детские капризы», «Детская самостоятельность» и т. д.

На третьем этапе — практическом, семью следует включить в деятельность образовательного учреждения. Важно, что бы они были не сторонними наблюдателями, а участниками педагогического процесса [1].

Детство — незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели — первые помощники родителей в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [2]

По мнению Л. Ф. Островской, И. А. Бобылевой, Е. П. Арнаутовой к современным формам работы ДОУ с родителями относится формирование родительской компетентности [3]. Педагогическая компетентность родителей предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, коммуникативного, рефлексивного.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах — письменной и устной. Т. И. Доронова считает: «общение только в устной форме требует много времени и родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию которую они получают, поэтому необходимо ещё и письменная форма общения» [4]

Т. И. Доронова предлагает следующие формы работы ДОУ с родителями:

  1. Наглядно-информационная форма. Наглядная информация для родителей может включать следующее: визитную карточку учреждения с указанием направленности его деятельности и программы работы, информацию о достижениях, стенд о правах и обязанностей родителей, (который содержит выдержки из нормативно — правовых документов от международного до локального уровня)
  2. Встреча родителей с заведующей ДОУ. На данной встрече заведующая знакомит родителей с уставом ДОУ, лицензией на осуществление образовательной деятельности, образовательной программой ДОУ
  3. Встреча воспитателей с родителями. Вначале воспитателя знакомятся только с родителями. Цель встречи расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребёнке.

Выделяют две основные формы взаимодействия ДОУ и родителей: традиционные и современные. Традиционные формы подразделяются:

– коллективные (родительские собрания, круглые столы, конференции)

– индивидуальные (педагогические беседы, индивидуальные консультации)

В настоящее время особой популярностью как у педагогов и у родителей пользуются современные формы работы. Они направлены на установление неформальных контактов с семьями детей, привлечение внимание родителей. По мнению Л. В. Свирской к таким формам можно отнести следующие [5]:

  1. Семинары для детей и их семей.
  2. Круглый стол с родителями
  3. Деловые игры
  4. Семейные клубы
  5. Вечера вопросов и ответов

Основная задача семейного воспитания и ДОУ — развитие отношений «Ребёнок — педагог — родитель». Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ему защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома — то это будет залогом хорошей жизни ребёнка в детском саду.

Литература:

  1. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики/Под ред. Т. А. Марковой.- М.: Педагогика, 2015г-192с
  2. Семья и семейное воспитание// Педагогические вести// Под ред. Е. М. Кокорева.- М.: Педагогика, 2015г -192с
  3. Арнаутова Е. П. // В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьёй.- М., 2014г
  4. Т. Н. Доронова // Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития: Методическое руководство// М.- Линка — Пресс, 2016г
  5. Л. В. Свирская// Работа с семьёй: Необязательные инструкции: Методическое пособие для работников образовательного учреждения- М.: Линка — Пресс, 2015г- 176
Задать вопрос