Организация театрализованной деятельности на занятиях в детском саду как сторона индивидуализации образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 24.08.2020

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Мыцыкова, М. А. Организация театрализованной деятельности на занятиях в детском саду как сторона индивидуализации образования / М. А. Мыцыкова, Л. Г. Тищенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 22-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5483/ (дата обращения: 24.01.2021).



Театрализованная деятельность в ДОУ — это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики [1].

Воспитательные потенциалы театрализованной деятельности, которая может быть организована в утренние и вечерние часы на занятиях в детском саду с учетом возрастно-половой специфики психофизиологического развития ребёнка, обширны. Участвуя в ней, дошкольники знакомятся с гармонией форм и красок природы, учатся мыслить, анализировать появившуюся проблему, резюмировать сущность своей работы.

Актуальность занятий в ДОУ по театрализованной деятельности связана с тем, что они создают условия, в которых каждый ребенок публично может проявить свои чувства, эмоциональность, желания и взгляды, не смущаясь наличия посторонних слушателей и опираясь на поддержку воспитателя.

Целью нашей работы является развитие творческих способностей каждого ребёнка, его эмоциональной сферы, интеллекта, создание условий для воспитания коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности на основе разработанной нами модели формирования театральной деятельности детей старшей и подготовительной групп ДОУ.

В теории педагогики, в частных методикахроссийских ученых, работников детских дошкольных учреждений театральной деятельности в ДОУ посвящено множество фундаментальных исследований. Это работы, например, Фроловой С. А. [1], Маханевой М. [2], Мигуновой Е. В. [3], Муляр Н. В., Черниговских Е. В. [4], Гильманова Л. В. [5], Василишин Н. [6] и других.

Театрализованная деятельность развивает социальные навыки поведения у детей вследствие того, что каждое художественное произведение (потешки, сказка, рассказ) для дошкольника обладает нравственной устремлённостью (формирование чувства общности, ответственности друг за друга, дружба, сердечность, правдивость, смелость и прочее). Через него ребёнок постигает мир разумом и душой, демонстрируя собственный взгляд на доброту и нечто дурное, вредное. Обожаемые персонажи становятся эталонами копирования и идентификации. Подобное умение ребёнка к отождествлению с понравившимся героем позволяет педагогам сквозь театрализованную деятельность оказывать положительное влияние на личность каждого дошкольника через выполнение многообразных педагогических функций.

Функции педагога в организации занятий по театрализованной деятельности в ДОУ разнообразны:

1) постановка перед детьми четких однозначных задач;

2) сосредоточение внимания на реализации организационного плана;

3) корректная передача инициативы детям путем умелой организации совместной деятельности;

4) разрешение проблем, с которыми сталкивается каждый ребёнок;

5) осуществление индивидуального подхода к любому дошкольнику с учётом особенностей его психологического типа.

Содержание театрализованных занятий многолико:

1) разыгрывание сказок, сценок по ролям,

2) диалоги в лицах или монологи по иллюстрациям;

3) индивидуальный экспромт ребёнка на бытовые темы (забавное происшествие, занимательное событие и прочее);

4) посещение кукольных спектаклей и их обсуждение с детьми;

5) игры-драматизации, разыгрываемые детьми по ролям на основе сюжета или эпизода художественного произведения;

6) упражнения по развитию вербальной и невербальной эмоциональной яркости исполнения роли, навыков социального поведения детей.

В совместных занятиях воспитатели лучше узнают детей, их заветные мечты, особенности характера их психологического типа. Создается микроклимат на основе уважения к личности ребёнка, заботы о нем, доверия между взрослыми и детьми, развития детского творчества.

Детское творчество (музыкальное, игровое, речевое, сценическое и прочее) как способ интеллектуального и эмоционального формирования личности ребёнка обладает непростым механизмом творческой фантазии и проявляется в театрализованных играх. В них дети стремятся к эстетическому и артистическому изображению художественного произведения в качестве артистов, художников-декораторов, музыкантов. Дети знакомятся с основами театра, драматизации, актерского мастерства, самостоятельно участвуют в представлениях разнообразных театров (костюмированный, варежковый, перчаточный, пальчиковый, математический, теневой и прочее).

Во время занятий воспитатель включает театрализованную игру как прием и форму обучения невнимательных, неугомонных дошкольников. Педагогом вводятся персонажи, способствующие усвоению ребёнком определенных знаний, умений и навыков. Используемые на занятии игровые приемы позволяют доступно объяснять детям новое, приковывая ребят своей неназойливостью, отсутствием твердого регламентирования деятельности и бездушности в изложении материала.

Перечислим некоторые приемы, устремленные на формирование у ребёнка социальных навыков поведения и позитивной оценки собственных навыков и способностей:

1) развитие речевого творчества. Выполнение упражнений, ориентированных на формировании выразительности исполнительского мастерства;

2) беседы о театре, основах актерского мастерства, драматизации;

3) выбор каждым ребёнком роли по желанию;

4) назначение на главные роли наиболее застенчивых детей;

5) использование карточной системы при распределении ролей положительных и отрицательных персонажей (дошкольники самостоятельно достают из коробки любую карточку со схематично изображённым персонажем). Это связано с тем, что обычно ребёнок хочет быть на сцене в роли хороших, сильных и сообразительных героев, а не бесчеловечных особ;

6) парное проигрывание ролей для охвата большего числа детей;

7) создание дополнительных персонажей, придуманных детьми (прохожий, птица, зверек и прочее);

8) в рамках физкультминутки проведение психогимнастики, помогающей ребёнку понять собственные ощущения, провести рефлексию в музыкальном сопровождении. Например, воспитатель предлагает детям представить себя на берегу моря и проиграть связанные с этой ситуацией всевозможные эмоции: приятно (забежали в море) → беспокойно (не ощутили морское дно) → изумленно и боязливо (подплыли медузы) → ликующе (обрадовались морским животным);

9) наглядность (картинки, костюмы, демонстрация жестов и мимики);

10) изготовление афиш, приглашений, декораций, кукол, рисунков, аппликаций на занятиях в ДОУ с воспитателем и дома с родителями.

Собственноручное изготовление кукол (это ремесло и искусство одновременно) и работа с куклой поддерживает стеснительного и робкого ребёнка выразить определенные чувства, эмоции. Подобная работа всестороннее влияет на формирование индивидуальных психофизических особенностей дошкольника, способствует улучшению мелкой моторики кистей и пальцев рук и координации движений, накладывает ответственность за управление куклой, заставляет через куклу изъявлять эмоции, переживания, движения, которые ребёнок не проявляет в обычных жизненных ситуациях. В результате происходит осмысление причинно-следственных связей собственных действий и трансформирования положения куклы, приобретение навыка результативного поиска соответствующего телесного выражения эмоциональным и чувственным проявлениям, развивается произвольное внимание, улучшаются коммуникативные способности ребёнка.

Замечательным тренингом для развития произвольной памяти дошкольника является заучивание роли. Как правило, сами упражнения появляются в ходе игровой деятельности. Как известно [7, с. 165] прогресс в развитии произвольной памяти у ребёнка определяется четкостью и однозначностью предлагаемых индивидуальных заданий (на запоминание, сохранение в памяти и воспроизведение материала), предложением ребёнку выбрать героя предстоящего театрального действия по своему усмотрению. Заинтересованный дошкольник лучше запоминает роль и развивает свою память.

Правильное разъяснение задач, их многообразие и квалифицированная организация игровой деятельности воспитателем направляют ее в конкретное личностно-развивающее пространство ребёнка. Вероятны несколько путей реализации данного процесса через замену обычной инсценировки художественного произведения:

1) разыграть некоторые эпизоды предлагаемого произведения, детально не описываемые и не раскрываемые в тексте. Детям предлагается самостоятельно выбрать персонаж (согласно своим симпатиям), обдумать его внешний вид, поведение, монологи или диалоги и исполнить;

2) рекомендовать детям обменяться ролями с целью восприятия других персонажей, обладающих иными чертами характера и поведения;

3) посоветовать дошкольнику сделать выбор приглянувшегося ему эпизода и разыграть его с помощью пантомимы перед зрителями. Представление можно сопроводить музыкой.

Организация театрализованной игры как оригинальной формы обучения у дошкольников в ДОУ ориентирована на формировании организаторских умений и навыков, усовершенствование видов, форм и средств общения, осознанных непринужденных взаимоотношений детей, приобретение коммуникативных умений и навыков ребёнка в результате коллективной и индивидуальной деятельности. Она осуществляется в предметно-пространственной среде, в которой развивается личность ребёнка, его речь.

При конструировании предметно-пространственной среды для театрализованной деятельности в ДОУ [2, с.8; 3, с. 45] используют психолого-педагогические принципы и инновационные подходы, которые учитывают:

1) своеобразие психофизиологического развития дошкольника, связанное с его возрастом и полом;

2) наличие мотивации у детей;

3) создание предельно комфортных условий для реализации детской фантазии при общении дошкольников с ровесниками и взрослыми;

4) гарантию прямо пропорционального соотношения совместной и индивидуальной деятельности детей;

5) персональную социально-психологическую специфику взаимоотношений и взаимодействия ребёнка с товарищами и воспитателями;

6) сферу эмоционально-личностного развития дошкольника;

7) круг интересов, влечения, предпочтения, любознательность, познавательный интерес и креативность;

8) наличие атрибутов театральной деятельности (куклы разных видов театров, костюмы, декорации, маски, детские рисунки для оформления театральных действий, «уголок сказки», «уголок тишины» для душевного уединения ребёнка и прочее) и их периодическое обновление, ориентированное на данный состав группы детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с ребёнком;

9) взаимодействие педагогов и родителей дошкольников.

В условиях современной системы ДОУ своеобразие развития социального поведения дошкольника большей частью обусловлено психологическими чертами воспитателей и детей как субъектов данного процесса. Среди подобных особенностей выделяются психологические типы, которые необходимо учитывать в связи с их влиянием на речевое развитие ребёнка.

Вся наша работа построена на моделиформирования театральной деятельностидетей старшей и подготовительной групп ДОУ (рис.1). В ней отражены воспитательный, обучающий и развивающий аспекты, которые учитывают характерные черты психологического типа ребёнка, а также предложены некоторые виды эмоциональной реализации полученных знаний, умений, навыков дошкольника.

Модель формирования театральной деятельности детей групп ДОУ

Рис. 1. Модель формирования театральной деятельности детей групп ДОУ

Организованная работа согласно модели формирования театральной деятельности детей групп ДОУ способствует тому, что театрализованная игра становится средством креативного самовыражения и самореализации ребёнка, самоутверждения в группе ровесников, обогащения навыками социального поведения, создания жизнерадостного настроения у воспитанников. В качестве примеров приведем образцы нашей работы: костюмированный театр и сюжеты (рис.2), подготовка к выступлению и театральные представления (рис.3), перчаточный театр (рис.4), математический театр (рис.5).

Костюмированный театр и сюжеты

Рис. 2. Костюмированный театр и сюжеты

Подготовка к выступлению и театральные представления

Рис. 3. Подготовка к выступлению и театральные представления

Перчаточный театр

Рис. 4. Перчаточный театр

Математический театр

Рис. 5. Математический театр

Таким образом, правильная организация занятий в ДОУ по театральной деятельности позволяет решить многие педагогические задачи, в том числе по развитию креативного потенциала ребёнка и речи, психических и физических качеств, закреплению полученных навыков социального поведения.

Литература:

  1. Фролова С. А. Театрализованные игры в детском саду. [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.su/load/309–1-0–53882 (дата обращения: 06.02.2019)
  2. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. 1999. № 11. С.7–11.
  3. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Новгород: НГУ, 2006. 126 с.
  4. Муляр Н. В., Черниговских Е. В. Развитие актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста//Вопросы дошкольной педагогики, 2020. № 4(31). С. 35–36.
  5. Гильманова Л. В. Использование театрализованной деятельности в сотрудничестве ДОУ с семьей //Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Международной нпк. (г. СПб, декабрь 2014). СПб.: Заневская площадь, 2014. 2014. С. 94–96.
  6. Василишин Н. Методика составления и проведения занятий по театрализованной деятельности в детском саду. [Электронный ресурс]. URL: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/ teatralizo vannaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html (дата обращения: 30.11.2017)
  7. Старостина Ю. Н. Формирование произвольной памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи //Научные исследования: от теории к практике: материалы II Международной нпк. (Чебоксары, 12 февраля 2015). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 1 (2). С. 165–166.
Задать вопрос