Конспект открытого занятия для детей логопедической группы на тему «Весна» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Улыбышева, Н. В. Конспект открытого занятия для детей логопедической группы на тему «Весна» / Н. В. Улыбышева, С. С. Тенькова, Т. В. Батмановская, Н. В. Бунина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5462/ (дата обращения: 19.01.2021).



Обучающие:

– закрепление знаний детей о весне;

– распространение предложений с помощью наводящих; подсказывающих вопросов логопеда и самостоятельно;

– формирование эмоциональной лексики;

– отработка дикции;

– развитие речевой интонационной выразительности;

– обогащение речи выразительными средствами русского языка;

– развитие мимики, жеста, пантомимы;

– развитие навыков самоконтроля за речью.

Коррекционные:

– развитие произвольного и слухового внимания;

– зрительной и словесно-логической памяти и логического мышления детей;

– развитие общей и мелкой моторики детей.

Воспитательные:

– воспитание у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости.

Оборудование: картинки с изображением Весны (птиц, капели, проталинок, ледохода); фонограммы записей звуков капели, птичьи голоса; колокольчики, подснежники, мнемотаблица, презентация о весне.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Приглашение детей посетить весенний лес и найти подарки от весны.

Учитель-логопед: Давайте ребята отправимся в путешествие и найдем подснежники. Садимся в автомобиль, крепко держим руль и будем очень внимательны на дороге.

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль,

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли,

Справа, слева – чистота!

Волосы ерошит ветер

Мы шоферы хоть-куда!

Учитель-логопед: Мы приехали на опушку леса. Дальше пойдем пешком.

Здравствуй, лес.

Весенний лес

Полный сказок и чудес!

Все открой, не утаи,

Ты же видишь мы — свои!

Игра «Юный фотограф»

Давайте возьмем свои фотоаппараты и сфотографируем природу и птиц, прилетающих в наши леса. (Дети делают фотографии, называют перелетных птиц). Как мы называем этих птиц? Они какие? Почему? (Журавль, кукушка, грач, ласточка, утка, скворец).

  1. Работа над слоговой структурой

Учитель-логопед проводит игру «Какая это птица» — составление сложного прилагательного.

Учитель-логопед: У ласточки какая грудка?

Дети: У ласточки белая грудка.

Учитель-логопед: Ласточка какая?

Дети: Ласточка белогрудая.

У аиста красный клюв — красноклювый,

У кукушки пестрая грудь – пестрогрудая,

У соловья звонкий голос – звонкоголосый.

У гуся красные ласты – красноластый…

У лебедя длинная шея – длинношеий

У кукушки пестрая грудка – пестрогрудая.

(Дети получают первый конверт. В нем часть карты.)

Я предлагаю вам послушать голоса птиц и отгадать, чей это голос.

(Дети слушают аудизаписи голосов птиц и отгадывают. Затем дети получают второй конверт – план карты).

Учитель-л огопед: А теперь нам предстоит отправиться вглубь леса и посмотреть, что же там происходит. Проводится гимнастика «Весна».

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем весну искать,

Раз – уже набухли почки,

Два – распустятся листочки,

Три – кусты по счету три – зеленею, посмотри,

Тает снег, на счет — четыре,

Речка с каждым часом шире,

Пять – на клумбе ровно пять — одуванчиков опять.

Учитель-логопед: Вот мы и оказались у домика Гнома. Около домика растаял снег. Что мы видим на земле, а что на крыше?

(Дети объясняют значение слов – проталины, капель).

Игра «Назови предметы ласково»

Проталина-проталинка, лужа-лужица, ручей-ручеек, льдина-льдинка, гнезда-гнездышко, почка-почечка, лист-листочек, трава-травушка, солнце-солнышко, луч-лучик, весна-веснушка, дерево-деревце.

Дети получают конверт № 3

Учитель-логопед: Идем дальше и впереди у нас река. Что мы видим на реке? объясните значение слова «ледоход».

Переправа через реку.

Дети переправляются через реку, наступая на островки суши и называя слова по слогам.

Ру-чей, поч-ка, вес-на, ре-ка, вет-ка, лу-жа, ка-пель, пти-цы, гро-за, дож-дик, кап-ля, цве-ты.

Дети переходят через реку по сенсорным коврикам (льдинам). Получают конверт № 4

Учитель-логопед: Посмотрите, дети, на пенечке сидит ежик. Он с нами поиграет.

Игра « Доскажи словечко»

Учитель-логопед: Мы должны доказать, что наступила весна.

Зимой дни короткие, а весной становятся длиннее

Зимой солнце тусклое, а весной яркое

Зимой погода пасмурная, а весной солнечная

Зимой дни холодные, а весной теплые

Зимой снег выпадает, а весной тает

Зимой снег чистый, а весной грязный

Зимой дует ветер холодный, а весной теплый

Зимой дети надевают одежду теплую, а весной – одежду легкую

Зимой звери спят, а весной просыпаются

Учитель-логопед: Молодцы, справились с заданием. Получаете конверт № 5. В траве греется змея. Змеи говорят тихо. Она тоже спрятала часть карты. Нам надо выполнить ее задания.

Логопед называет слово, вставляя между слогами слова — потом, затем, дальше.

ВЕС- потом — НА

ГРО- дальше- ЗА

ПОЧ- затем — КА

ПРО- потом- ТА- затем- Ли- дальше НА

КА- потом- ПЕЛЬ

СО- затем- СУЛЬ- потом- КА

ЛУ- потом –ЖИ

Дети выполняют задание и получают конверт № 6

Учитель-логопед: Перед вами картинки со слогами. Найдите такое слово, в названии которого есть ударный слог.

ПОЧ- почки, ЗА- гроза, ДИ- дожди, НА- весна, РА- радуга, ПТИ- птицы, ВА- трава

Дети получают конверт № 7

  1. Составление предложений из слов.

— Ветки, на, почки, набухать. — На ветках набухают почки

— Лес, в, распускаться, подснежники — В лесу распускаются подснежники

— Прилететь, из, стран, теплых, птицы.- Птицы прилетают из теплых стран.

—Животные, просыпаться, и, насекомые.- Животные и насекомые просыпаются

— Стал, длиннее, день, ночь, а, короче.- День стал длиннее, а ночь короче.

— Крыши, на, домов, сосульки, таять.- Сосульки тают на крышах домов.

Дети справляются с заданием. Получают конверт № 8

Учитель-логопед: Дети, давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.

Весенний дождь лишним не бывает.

Март с водой, апрель — с травой, а май — с цветами.

Весна днем красна.

Пришла весна, так уж не до сна.

Весна отмыкает ключи и воды.

Весною сверху печет, а снизу морозит.

Грач на горе- весна на дворе

И в марте мороз на нос садится

Ранняя весна — большое половодье.

Первый гром весной — значит тепло не за горами

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Чтение стихотворений о весне, используя мнемотаблицу. Получают конверт № 9. Учитель-логопед открывает конверты. Дети по мнемотаблице составляют описательный рассказ о весне.

Затем идет презентация.

Слайд 1. Наступила весна. Я знаю три месяца весны- март, апрель, май. Солнце светит ярче. День стал длиннее, а ночь короче.

Слайд 2. На крышах домов тают сосульки, и мы слышим, как капает капель

Слайды 3-4. Прилетают перелетные птицы: соловьи, кукушки, скворцы, ласточки. На ветках деревьев набухают почки, а потом появляются зеленые листочки

Слайд 5. На реке тает лед. Лед трескается и движется по течению реки. Это явление реки называется ледоход.

Слайд 6. Тает снег и на земле появляются проталины, на которых вырастают и распускаются подснежники.

Слайд 7, 8. Просыпается медведь и вылезает из берлоги. Ежи, ужи и насекомые просыпаются и греются на солнышке. Открывается муравейник и выползают муравьи.

Слайд 9. Весной часто идут грозы. После дождя на земле остаются большие лужи, а в небе появляется радуга.

Слайд 10. Одежда и обувь людей меняется. Одежда становится легче – куртки, джинсы, легкие шапочки. Люди обуваются в резиновые сапоги и ботиночки.

Слайд 11. Весной мы отмечаем различные праздники.

8 марта – это международный женский день. Мы поздравляем всех женщин и девочек.

12 апреля – День космонавтики. Первым космонавтом нашей страны был Юрий Алексеевич Гагарин

9 мая – День Победы. Мы поздравляем ветеранов и участников Великой Отечественной Войны. В этот день в Москве на Красной площади проходит парад. Все люди нашей страны участвуют в шествии, которое называется Бессмертный полк, а вечером все вместе смотрят салют.

  1. Логоритмика «Капель» — с колокольчиками»

Учитель-логопед: Давайте послушаем весеннюю капель. Берите колокольчики. Они помогут найти подснежники.

Задать вопрос