Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

«Чебоксары — город мой любимый» (педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста)

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
8
Поделиться
Библиографическое описание
Васильева, М. С. «Чебоксары — город мой любимый» (педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста) / М. С. Васильева, И. А. Мишакова, Н. В. Степанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5112.


Ключевые слова: родной город, детский сад, игра, город Чебоксары, патриотическое воспитание, малая Родина, родной край, достопримечательности города, дошкольное образование, ребенок.

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Основная причина пристрастия молодежи к негативным проявлениям общественной жизни в настоящее время кроется в том, что наше общество потеряло главный ориентир — патриотизм, который является стержнем любого государства.

Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, важнейшем периоде становления личности. Ведь оно на прямую связано с воспитанием у детей любви к своей «малой Родине».

Нужно признать, что с раннего возраста ребенку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Телевидение, компьютер играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимание этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о стране, родном крае, родном городе и т. д. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства.

Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, воспитание у детей патриотических чувств.

Цель проекта: расширять представление детей о родном городе. Развивать чувство гордости за регион, желание сохранить его чистым и красивым.

Задачи:

1. Сформировать детскую компетентность по данной проблеме. Познакомить детей с достопримечательностями города.

2. Вовлекать в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города

3. Создать позитивный и эмоциональный настрой совместного творчества родителей и детей.

4. Показать детям красоту родного города и страны, приобщить к её истории.

5. Формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу.

6. Активизировать и расширять словарный запас дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  1. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
  2. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
  3. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  4. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Очень часто и сами малыши проявляют инициативу в узнавании своего города, республики, страны. Они задают совсем не детские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «Откуда произошел чувашский народ?», «Какие музей есть в нашем городе?» или «В честь кого построены памятники?» И нам взрослым необходимо просто помочь понять, рассказать о своей малой Родине.

Поэтому, мы пришли к выводу о возможности реализации проекта по ознакомлению детей с историей развития Чебоксар, Чувашской Республики, о родном языке, традициях и культурах чувашского народа.

Таблица 1

Анализ внешней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Проблема патриотического воспитания разрабатывалась в трудах многих отечественных педагогов: В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, С. А. Козловой, Н. К. Крупской, И. Д. Власовой, Р. И. Жуковской и др.

Анализ взаимодействия с семьями воспитанников показал, что не все родители понимают свою роль в формировании и развитии умений и навыков, необходимых для освоения патриотических чувств.

Анализ внутренней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

МБДОУ «Детский сад № 106» основан и открыт в 2008 году.Получение дошкольного образования в Учреждении может начинаться по достижению детьми возраста двух месяцев и заканчиваться по достижению возраста семи лет, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

Анализ проведения бесед и наблюдений показал, что у детей недостаточно сформированы патриотические чувства.

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду осуществляется по Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

В группе детского сада создана предметно-развивающая среда, способствующая процессу социализации детей в соответствии с ФГОС ДО, которая соответствует нормативно-правовому статусу, реализуемым программам, эстетическим и гигиеническим требованиям.

Оценка состояния учебно-методической базы образовательной организации показал соответствие его требованиям ФГОС ДО.

В детском саду полностью укомплектован кадровый состав: заведующая ДОУ, старший воспитатель, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, педагог-психолог, учитель логопед, воспитатели.

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

Качество реализации проекта обеспечивается использованием нескольких видов ресурсов:

Нормативно-правовые ресурсы:

  1. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».

Кадровые ресурсы:

Заведующая ДОУ — Григорьева Луиза Алексеевна;

Старший воспитатель ДОУ — Васильева Марина Сергеевна;

Воспитатели, авторы проекта — Мишакова Ирина Аркадьевна, Степанова Наталия Владимировна

Информационные ресурсы: сайт ДОУ, презентации и видеопрезентации, социальные сети — группа и беседа В Контакте для родителей второй группы раннего возраста, информационный уголок для родителей.

Материально-технические ресурсы: методический кабинет, групповые помещения, наглядно — дидактический материал (иллюстрации, картины для детей, дидактический материал), ноутбук, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр,

План реализации проекта

  1. Этап— Подготовительный этап.

Таблица 2

Этапы

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап

1. Выбор темы

2. Подбор и систематизация методической литературы.

3. Анкетирование родителей.

1 апреля

Воспитатели

4. Беседа с детьми для выявления уровня знания о родном городе.

2 апреля

Воспитатели

5. Разработка картотеки игр, стихов, песен про город Чебоксары.

2 апреля

Воспитатели

6. Составление рекомендаций для родителей «Патриотическое воспитание», «Что рассказать ребенку о родном городе», «Достопримечательности города Чебоксары».

3 апреля

Воспитатели

7. Подготовка атрибутов для игр, для непосредственно образовательной деятельности.

8. Проведение анкетирования родителей «Патриотическое воспитание»

3 апреля

Воспитатели

Родители


  1. Этап— Основной этап

Таблица 3

Непосредственно-образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого сдетьми врежимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие сродителями по проекту

Утро

Прогулка

Вечер

6–8

А

П

Р

Е

Л

Я

«Детский сад»

Экскурсия по территории детского сада и вокруг неё.

Показать детям общественную значимость детского сада. Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

Доска детских вопросов (формулирование вопросов вместе с детьми)

  1. Беседа «Детский сад»;
  2. Чувашские подвижные игры;
  3. Дидактические игры.
  1. Подвижные игры;
  2. Наблюдение.
  1. Рассматривание фотографий, открыток о городе;
  2. Д/и «Сложи памятник»
  1. Настольные игры
  2. Д/И «Мы — строители города»
  3. Рисование

«Город, в котором я живу. Мой район, мой дом»

  1. Помощь родителей в оформление уголка «Родного края»;
  2. Помощь в выполнении дидактических игр «Трафареты», «Одень куклу».

9–13

А

П

Р

Е

Л

Я

«Россия— огромная страна»

Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сёл. Познакомить с Москвой- главным городом, столицей нашей Родины, её достопримечательностями.

  1. Беседа «Мой адрес»;
  2. Чувашские подвижные игры;
  3. Чтение художественной лиературы
  1. Подвижные игры;
  2. Наблюдение.
  1. Рассматривание фотографий о родном городе, его достопримечательностях.
  2. Коллективная работа по аппликации «Карта нашего города»
  1. Игра со счетными палочками;
  2. Конструирование домов.
  1. Помощь родителей в оформление уголка «Родного края»;
  2. Помощь в выполнении дидактических игр «Чувашские узоры».

14–17

А

П

Р

Е

Л

Я

«Экскурсия в мини-музей. Культура родного края”.

Сформировать представление о музее. Формировать представления о прошлом предметов. Побуждать задавать вопросы о значении музея. Уточнять и углублять знания о Родине. Продолжать знакомить с достопримечательностями города.

  1. Беседа «Моя страна»;
  2. Чувашские подвижные игры;
  3. Дидактические игры.
  1. Подвижные игры;
  2. Наблюдение.
  1. Лепка «Город мечты»;
  2. Чтение Художественной литературы.
  1. Конструкторы «Лего» для постройки многоэтажных зданий по схеме.
  1. Родители из дома приносили старинные вещи, посуду, для ознакомления детей.
  2. Организация экскурсии на автобусе.

20–22

А

П

Р

Е

Л

Я

Экскурсия на автобусе по городу Чебоксары

Продолжать знакомить с достопримечательностями города. Посещение исторической части города Чебоксары, Парка Победы и парка Николаева.

  1. Беседа «Город, в котором я живу»;
  2. Чувашские подвижные игры
  1. Подвижные игры;
  2. Наблюдение.
  1. Художественно- творческая деятельность;
  2. Чтение художественной литературы.
  1. Настольно-печатные игры: домино, лото.
  2. Рассматривание фотографий и открыток с видами родного города.
  1. Организация и участие на автобусной экскурсии.
  2. Совместно с детьми: Пройти по улице, на которой вы живете, и посмотреть: что на ней есть.

23–27

А

П

Р

Е

Л

Я

«Что нам стоит дом построить»

Знакомство детей с такими материалами, как дерево, кирпич. Расширять представления о строительстве домов, воспитывать уважение к труду строителей.

  1. Беседа «Достопримечательности города»;
  2. Чувашские подвижные игры
  1. Подвижные игры;
  2. Наблюдение
  1. Рисование «Что я запомнил на экскурсии»;
  1. Чтение художественной литературы.
  1. Сюжетно- ролевая игра «Экскурсия по городу в общественном транспорте»;
  2. Конструкторы «Лего» для постройки многоэтажных зданий по схеме.
  1. Подведение итогов проекта.
  2. Участие на открытом занятии.

  1. Этап— Заключительный этап

Таблица 4

Этапы

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

Заключительный этап

1.Проведение повторной беседы о родном городе.

10 апреля

Воспитатели

2.Домашнее задание родителям нарисовать свой город.

14 апреля

Воспитатели

Родители

3.Выставка рисунков детей.

4.Проведение повторного анкетирования родителей «Патриотическое воспитание»

17 апреля

Воспитатели

Родители

5.Подведение итогов проекта.

20 апреля

Воспитатели

Перспективы дальнейшего развития проекта

– Привлечение к реализации проекта всех родителей

Представление опыта реализации проекта среди различных педагогических сообществ.

Литература:

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 17.10.2013 № 1155.- Режим доступа: http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_13/m1155.pdf
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.- 368 с.
  3. О. В. Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников».- Журнал «Ребёнок в детском саду».- № 2.- 2006
  4. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. — М.: LINKA-PRESS, 2012. — 214 с.
  5. Суслова, Э. К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников / Э. К. Суслова // Детский сад от А до Я. — 2011. — № 3. — С. 5–14.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный