Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследовательский проект в старшей группе ДОУ на тему «Можно ли вернуться в прошлое?»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
1
Поделиться
Библиографическое описание
Шумарова, Н. Г. Исследовательский проект в старшей группе ДОУ на тему «Можно ли вернуться в прошлое?» / Н. Г. Шумарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/4857.


Не зная прошлого, нельзя понять настоящее и невозможно предвидеть будущее.

В. Г. Белинский

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое — далёкое и близкое. Восстановить эти связи — насущная задача народов современной России.

У детского сада в этом процессе своя важная роль. Нравственно — патриотическое воспитание подрастающего поколения — это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. ФГОС ДО определяет, что одной из задач социально-коммуникативного развития ребенка является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В толковом словаре В. Даля патриотизм определяется как «любовь к Отчизне».

Дошкольный возраст — самое благоприятное время для становления патриотизма. Именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные основы личности, в том числе и любовь к отечеству, осознание себя как части огромного целого, именуемого «народ», основы будущей гражданской позиции. Ребенок дошкольного возраста открыт и восприимчив ко всему новому, любознателен, активен. Эти качества позволяют воспитывать в нем патриотизм, уважительное отношение к родине, к традициям и обычаям, родному языку, интерес к своей истории. С древнейших времен одной из основных целей воспитания являлась передача житейского и духовного опыта последующим поколениям.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс многогранный, сложный и длительный. Первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности происходит в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

Ученые выяснили, что у дошкольников к 5–7 годам происходит накопление знаний о себе и своих возможностях. На основе развивающейся речи, расширяются границы отношений ребёнка с внешним миром. Значительно увеличивается круг общения, расширяется эмоциональный опыт ребёнка, формируется эмоционально-ценностное отношение к себе; возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника; появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Наибольшую ценность для формирования элементарного исторического сознания у детей старшего дошкольного возраста, на мой взгляд, представляют проекты творческого, информационного и исследовательского типов. В процессе исторического познания ребенок осваивает мир предметов, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, деятель. Для решения поставленных перед собой целей и задач по патриотическому воспитанию воспитанников группы мною выбран метод проектов, в основе которых лежит познавательно-исследовательская деятельность. Деятельность, когда ребенок активно познаёт окружающий мир, формируются познавательные действия, учится самостоятельно проводить исследования, собирать доступную информацию об объекте исследования, фиксировать ее. А знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными. Приобщение же родителей к реализации проекта позволяет привлечь их внимание к вопросу патриотического воспитания ребенка в семье и стимулированию активного совместного участия родителей и детей в различных видах деятельности, которые способствуют формированию элементарного исторического сознания ребенка.

Актуальность проекта обусловлена рядом причин:

  1. Как известно, обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания детей.

В процессе чтения художественной литературы детям, а конкретно русских народных и литературных сказок, стала обращать внимание детей на слова, которые сейчас редко употребляются в речи и слова, значения которых им неизвестно. Это были слова, означающие предметы быта и одежды в прошлом на Руси. Многие такие предметы остались в прошлом. Из беседы с детьми, выяснила, что им очень трудно соотнести предметы старины с современными предметами с одинаковым назначением и применением. У детей возникли вопросы: «Почему эти предметы остались в прошлом?», «А как было в прошлом?»

  1. Анализ анкет родителей о целесообразности патриотического воспитания дошкольников выявил противоречие: пониманием значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний по вопросам патриотического воспитания детей и отсутствия активного участия в воспитании по объективным и субъективным причинам, с другой.
  2. Анкетирование родителей воспитанников моей группы показало заинтересованность в реализации проекта и продемонстрировало необходимость воспитания патриотических чувств у ребенка, что позволит расширить границы отношений ребенка с внешним миром и осознать себя во времени. В частности, семья одной из воспитанниц, заинтересовалась данным вопросом, так как сами состоят в историческом обществе и им близка эта тема.
  3. Изучив методическую литературу по патриотическому воспитанию дошкольников, проконсультировавшись со своими коллегами и проанализировав организацию предметно-пространственной среды в ДОУ по данному вопросу, выявила необходимость повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам использования форм и методов патриотического воспитания дошкольников, а также по организации и обогащению развивающей предметно- пространственной среды.

Проведенный анализ и выявленные проблемы позволили определить основную идею проекта, цель, задачи и его содержание.

Название проекта — «Можно ли вернуться в прошлое?».

Участники проекта- воспитанники компенсирующей группы, родители, воспитатель группы.

Тип проекта –исследовательский.

Продолжительность проекта — долгосрочный.

Цель проекта — формирование элементарных представлений у детей об историческом прошлом своей страны в процессе исследовательской деятельности.

Задачи для детей:

  1. Расширять представления детей об образе жизни людей на Руси (особенностях русской избы, ее убранстве; о некоторых особенностях национальной кухни, одежды).
  2. Формировать познавательный интерес детей к укладу жизни людей в прошлом, к культуре и традициям русского народа.
  3. Способствовать развитию исследовательских умений, направленных на повышение познавательной активности и совершенствование творческого воображения детей в процессе исследовательской деятельности (крашение лоскутков ткани, изготовление тряпичных кукол, изготовление глиняных тарелочек).
  4. Развивать коммуникативные навыки детей, активизировать и обогащать их словарь.

Задачи для педагога:

  1. Повышать профессиональную компетентность педагогов по патриотическому воспитанию детей.
  2. Создать необходимые условия для совместной познавательно-исследовательской деятельности посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды.
  3. Обогащать базу методических разработок по патриотическому воспитанию и теме проекта.
  4. Вовлекать родителей в образовательную деятельность ДОУ.

Задачи для родителей:

  1. Повышать компетентность родителей по вопросам патриотического воспитания.
  2. Создавать условия для активного участия родителей обучающихся в совместной познавательно- исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  1. У детей расширятся представления об образе жизни людей на Руси: особенностях их быта, национальной кухни, одежды.
  2. У детей проявиться интерес к культуре и традициям русского народа, желание больше узнавать о них.
  3. Через исследовательские действия и практическую деятельность дети унаследуют опыт прошлого, смогут достраивать предметный мир, лучше осознают связь с прошлым.
  4. Расшириться их словарный запас по теме проекта. Повысится речевая активность детей: диалогическая речь, умение вступать в диалог, умение рассуждать.

Для педагогов:

  1. Повысятся профессиональные компетенции педагога по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольника, построенные на принципах историзма, научности, доступности, личностной ориентированности, наглядности, непрерывности и преемственности педагогического процесса.
  2. Развивающая предметно — пространственная среда расширится за счет создания музея предметов старины, коллекции тряпичных кукол, создания толковых словарей по теме «Русская изба и старинная утварь», «Старинная русская одежда», пополнения художественной и энциклопедической литературы по данной теме.
  3. Расширится методическая база ДОУ за счет разработанных конспектов различных видов детской деятельности по теме проекта.
  4. Работа над реализацией проекта создаст эмоционально благоприятную обстановку между педагогами, детьми и родителями для более тесного взаимодействия и сотрудничества.

Для родителей:

  1. Увеличится количество родителей, заинтересованных в необходимости и значимости воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольника.
  2. Родители проявят наибольший интерес к совместной исследовательской деятельности.
  3. Примут активное участие в создании предметно-развивающей среды по теме проекта.

Предполагаемый продукт проекта:

музей предметов старины, коллекция тряпичных кукол, созданная детьми, коллекция глиняных тарелочек, толковый словарь в картинках по теме «Русская изба и старинная утварь», «Старинная русская одежда», книга старинных рецептов. Все это даст перспективу для включения ребенка в новый вид исследовательской деятельности. Таким образом, одно исследование плавно перейдет в другое, один проект даст начало другому проекту.

Краткое содержание проекта:

(этапы проекта, план мероприятий):

I этап — Подготовительный.

  1. Беседы с детьми с целью определения первичных представлений об историческом прошлом русского народа.
  2. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников.
  3. Изучение вопроса о реальных представлениях детей об историческом прошлом русского народа, изучение методической литературы, обозначение темы проекта, определение цели работы и разработка плана проектной деятельности.
  4. Подбор информационных ресурсов: методической, научной, энциклопедической и художественной литературы, интернет-ресурсы.
  5. Обогащение предметно-развивающей среды группы: дидактические игры по теме проекта («Четвертый лишний», «Что сначала, что потом» и другие). Формирование картотеки подвижных и малоподвижных игр прошлого Руси для детей, соответствующие возрасту воспитанников. Отбор демонстрационного материала по теме проекта, подготовка необходимых материалов для исследовательской и продуктивной деятельности. Совместная деятельность с родителями: пополнение группы художественной, энциклопедической литературой по изучаемой теме, собрание старинных предметов быта и одежды.

Итогом первого этапа является накопление методического и практического материала, позволяющего приступить к реализации проекта по составленному плану: — знакомство с народным творчеством;

– знакомство с русской избой;

– знакомство с утварью и убранством русской избы;

– знакомство с русским костюмом;

– знакомство с пищей на Руси;

– знакомство с играми и игрушками прапрабабушек.

II этап- Основной.

  1. Беседы с детьми по теме проекта.

В одной из таких бесед одна воспитанница рассказала детям о том, что ее родители занимаются изучением истории. Они вместе участвуют в различных исторических фестивалях и походах. Там они погружаются как будто то бы в прошлое: одевают старинную одежду, разыгрывают разные ситуации из жизни, играют, как в прошлом, и даже воюют. Дети заинтересовались вопросом: «А можно ли вернуться в прошлое?»

  1. Создание проблемной ситуации «Можно ли вернуться в прошлое?»

Окунувшись в проблемную ситуацию, многие дети предположили, что вернуться в прошлое можно. В этом им поможет «машина времени». Другие дети ответили, что им могут помочь «волшебные» предметы. Некоторые ответили, что в прошлое вернуться нельзя. Мнения детей разошлись. Предложение детям узнать у своих родителей: «Можно ли вернуться в прошлое?» и «Как можно это сделать?».

  1. «Что? Зачем? Как?»

Опросив своих родителей, дети выяснили, что в прошлое вернуться нельзя, потому что оно прошло и время вернуть невозможно. Но некоторые родители объяснили детям, что, если узнать о прошлом: как люди жили раньше, как одевались, играли и многое другое, то можно совершить «путешествие» в прошлое. Эта идея с путешествием очень заинтересовала воспитанников группы. Так, дети предположили: Вернуться в прошлое нельзя, можно только совершить туда путешествие.

План исследования:

  1. Знакомясь с произведениями художественной литературы, дети заметили, что раньше люди жили в деревнях в бревенчатых избах. Из энциклопедической литературы узнали об особенностях строительства русской избы и о ее внутреннем убранстве. В непрерывной образовательной деятельности по конструированию строили избушки из деревянных палочек.
  2. Узнали, какой утварью люди пользовались в старину. На этом этапе исследования провели опрос родителей и бабушек «Какая старинная утварь у Вас сохранилась?» По итогам опроса выяснили, что в деревнях у прабабушек наших воспитанников, еще остались предметы быта прошлого, некоторыми из них пользуются до сих пор. У некоторых семей и в городе сохранились глиняные горшки, деревянные ложки, сундуки, лукошки. Так в нашей группе стал формироваться «музей старинных предметов».

Приглашенные в детский сад мастера гончарной мастерской «Капля солнца», рассказали детям о материалах изготовления посуды на Руси: это дерево и глина. Показали, как рождается глиняная посуда. Научили детей и вместе изготовили глиняные тарелочки.

  1. Из видеофильмов узнали об одежде людей в прошлом на Руси. Выяснили, почему портной называется портным? Из какой ткани шили одежду? Познакомились с предметами русского костюма. Сравнили мужскую и женскую одежду. Особенно заинтересовали детей способы окраски тканей в прошлом.
  2. Для следующего исследования пришлось активно привлекать прабабушек и бабушек воспитанников группы. Детей заинтересовал вопрос: чем раньше питались люди? Для этого мы прочитали русские народные и литературные сказки, изучили энциклопедию. Детям было дано задание: вместе со своими прабабушками составить рецепт старинного блюда. В результате получилась книга старинных рецептов.
  3. В рамках фольклорного праздника познакомили детей с русскими народными традициями, обычаями и праздниками. Научили детей играть в народные подвижные и малоподвижные игры прошлого.

В рамках непрерывной образовательной деятельности в саду дети познакомились с игрушками прошлого на Руси -это куклы и животные, изготовленные из соломы, дерева, шишек, а также ткани. Узнали, в какие куклы играли раньше, для каких случаев служили куклы и как их изготавливали. Совместно с детьми и их родителями были сделаны различные тряпичные куклы. Получилась коллекция тряпичных кукол.

На следующем этапе нашего исследования детям и их родителям было предложено, используя собранную информацию, прожить один из своих дней как в прошлом на Руси. Многие родители не заинтересовались такой идей и сразу же отказались. Некоторые хотели бы попробовать, но решили отложить это до лета, уехав в деревню к бабушкам и прабабушкам. Но семье одной из воспитанниц эта идея понравилась, и они осуществили «путешествие в прошлое».

Совершив свое «путешествие», девочка поделилась со своими друзьями в группе. В своем рассказе она описала, как происходил их день. В этот день мама изменила обстановку в квартире, убрав современные предметы быта. Заранее подготовила глиняную и деревянную посуду, сшила одежду из тех тканей, которую использовали раньше. Вместе с ребенком подобрали старинные рецепты, по которым они готовили пищу в своем «путешествии». Так как раньше не было освещения, им пришлось изготовить из пчелиного воска свечи своими руками. В течение дня вместе с мамой занимались рукоделием. Вечером девочка играла в деревянные игрушки и тряпичные куклы. А мама читала ей сказки и пела песни. Наступила ночь, и они легли спать. А утром все стало по-прежнему.

Прожив один день в «прошлом», ребенок сделал вывод: вернуться в прошлое нельзя! Оно прошло и время вернуть невозможно. Можно только попробовать прожить это время так, как жили люди раньше. В своем путешествии в прошлое ребенок исследовал особенности жизни людей, которые жили давно на Руси. У каждого человека свое время! Но это «путешествие в прошлое» ей запомниться надолго.

Таким образом, предположение о том, что вернуться в прошлое нельзя, а можно только совершить туда «путешествие», подтвердилось.

Рассказ ребенка очень заинтересовал детей. Но тут же поступил новый вопрос: А можно ли попасть в будущее? Но это уже следующее наше исследование.

III этап — Заключительный.

Подведение итогов исследования. Исследуя образ жизни людей на Руси в прошлом, дети расширили свои представления об особенностях быта, национальной кухни, одежды. Узнали о традициях русского народа. Они научились изготавливать предметы старины своими руками, а значит стали лучше осознавать связь с прошлым. При чтении художественной литературы, происходит полное осознание содержания текста, так как понимают значения старинных слов. А тесное взаимодействие с родителями позволило детям полностью окунуться в атмосферу прошлого Руси.

Стоит отметить, что результат исследования — это не только сбор информации и доказательство своего предположения, но и настоящая сюжетная игра в путешествие, с соответствующим предметным оформлением и разыгрыванием разнообразных драматических коллизий, которые случаются в любом путешествии. Этот результат нельзя пощупать руками, его можно только пережить, почувствовать.

Данный проект был представлен на научно-практической конференции дошкольников «Юный исследователь» в детском саду и на XXIV научно-практической конференция школьников города Пензы секция детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) «Юные исследователи».

Заключение

Работа над проектом показала, что:

  1. Старший дошкольный возраст благоприятен для воспитания у детей основ патриотизма, так как именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему новому, любознательны, активны и отзывчивы. Эти качества позволяют воспитывать в нем уважительное отношение к родине, к традициям и обычаям, родному языку, интерес к своей истории.
  2. Для решения поставленных перед собой целей и задач по патриотическому воспитанию воспитанников группы был правильно выбран метод проектной деятельности, позволяющий детям самостоятельно и совместно со взрослым открывать для себя новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.
  3. В рамках проектной деятельности, ребенок «проживает» и осваивает целостные модели человеческих действий и отношений. Главное для него— не анализировать мир, а «быть» в нем, пусть даже условно, кем-то значительным, управлять событиями.
  4. В результате исследования детям удалось достигнуть поставленной цели: найти ответ на поставленный вопрос: «Можно ли вернуться в прошлое?» и доказать свое предположение.
  5. У детей возникла необходимость путем дальнейшего исследования найти ответы на вновь появившиеся вопросы: «А можно ли попасть в будущее?»
  6. Проектная деятельность объединила детей, родителей и педагогов, а значит способствовала развитию более доверительных отношений с родителями воспитанников, повышению родительской компетентности в образовательных вопросах и дала возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
  7. Данный проект позволил обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы по патриотическому воспитанию дошкольников, которая будет способствовать формированию у них исследовательских умений как основы для удовлетворения познавательных потребностей, интересов и успешной реализации исследовательского поиска на последующих этапах обучения.
  8. Разработанный методический материал может быть использован педагогами ДОУ в практической деятельности.
  9. Цели и задачи, поставленные в проекте педагогом, были достигнуты.

E:\Документы\Наталья\Дет. сад\УМКА\НПК Можно ли вернуться в прошлое\Фото для конференции\kyl-rXl5coc.jpgE:\Документы\Наталья\Дет. сад\УМКА\НПК Можно ли вернуться в прошлое\Фото для конференции\ndkiKxZTXrM.jpg

E:\Документы\Наталья\Дет. сад\УМКА\НПК Можно ли вернуться в прошлое\Фото для конференции\UG00S-q5CgA.jpg

Литература:

  1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2012. — 208 с.
  2. Князев О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры //Учебно-методическое пособие. 2-е изд., 1998.
  3. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа/ АО «Учебная литература», 1996.
  4. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность: родители и дети/ 2010.
  5. Алябьева Е. А. Дошкольникам о предметах быта. Сказки и беседы для детей 5–7 лет. М., 2017.
  6. Алябьева Е. А. Дошкольникам о традициях народов мира. Сказки и беседы для детей 5–7 лет. М.,ТЦ Сфера, 2018.
  7. Край мой, единственный в мире: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. 2-е изд. перераб. и доп. — Серия «Пенза — мой город» / Авт.-сост.: Зерова С. В., Щенникова Е. Ю. — Пенза, 2013. — 47 с.
  8. Шапиро А. И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. — М.: Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2017. — 128 с. (Библиотека воспитателя).
  9. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. -–208 с.
  10. Моя первая энциклопедия. — Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф –Пресс», 2017. — 48 с., цв.ил. (серия «Знания-сила»).
  11. Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. Учебное пособие для общеобразоват. Учеб. заведений. 2-е изд. — М.: Дрофа, 1997.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный