Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.

Дата публикации: 30.06.2020

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Тихоненкова, Е. П. Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы / Е. П. Тихоненкова, О. С. Петрашко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5430/ (дата обращения: 19.01.2021).



В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.

Ключевые слова: чистоговорка, воспитатель, педагог, взаимодействие, игра.

Работа воспитателя по заданию логопеда крайне важна для достижения максимального эффекта от логопедического воздействия. Ведь от того, насколько эффективно идет закрепление полученных знаний, умений и навыков, зависит то, как быстро, уверено и, главное, качественно ребенок станет эти навыки применять.

Однако не всегда простым оказывается увлечь ребенка, чтобы он занимался речевыми упражнениями с удовольствием. Поэтому в своей работе по коррекции и развитию речевой функции мы стараемся прежде всего не учить, а играть. Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можем именно мы.

Поэтому в своей работе по автоматизации правильного произношения звуков мы успешно используем чистоговорки.

Каковы же основные направления практического использования чистоговорок?

  1. Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.

Чистоговорки — один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Есть уже готовые пособия, а можно заняться творчеством и самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. Когда мы автоматизируем звук, необходимо произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания.

Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка: «Са-са-са — вот летит оса».

Примерные задания при автоматизации звуков и работа над интонационной выразительностью.

– произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).

– произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т. д.);

– произносим тихо или громко;

– произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);

– произносим в разном темпе (медленно или быстро);

  1. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

С помощью чистоговорки можно привлечь внимание детей к речи.

Примерные задания:

–Добавить слог с определённым звуком:

Сы-со-са — вот летит о… (са).

Су-са-сы — у кота у… (сы).

Со-су-со — покатилось коле… (со).

Са-со-су — маме я цветы не… (су) и т. д.

–«Слоговые шаги»:

Ши-ши- ши — Па-ша, не шур-ши.

Ла-ла-ла — ост-ра-я пи-ла.

Ча-ча-ча — чаш-ка го-ря-ча.

Чу-чу-чу — я до-мой хо-чу и т. д.

–Повтори, не ошибись:

Са-ша, са-ша — наша Маша хороша.

За-жа, за-жа — есть иголки у ежа и т. д.

  1. Работа над лексико-грамматическим строем и связной речью.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

Примерные задания:

– Изменяем форму слова:

Са-са-са — вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы — прибежали две … (лисы).

Су-су-су — дети видели … (лису).

Сой-сой-сой — волк погнался за …(лисой).

Се-се-се — много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис — в лесу есть много … (лис) и т. д. [3]

– Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

Са-са-са — хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са — это лиса.

— Отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

Ла-ла-ла — где юла? Ла-ла-ла — в столе юла, на столе юла, под столом юла и т. д. [3]

– Называем слова, противоположные по значению:

Са-са-са — длинная коса. Са-са-са — короткая коса и т. д.

– «Скажи ласково»:

Лу-лу-лу — стул в углу. Лу-лу-лу — стульчик в углу.

Ре-ре-ре — искра в костре. Ре-ре-ре — искорка в костре и т. д. [1]

  1. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са — кто это? Са-са-са — это лиса.

Са-са-са — какая лиса? Са-са-са — рыжая лиса.

Са-са-са — что же делает лиса? Са-са-са — гуляет по лесу лиса.

Са-са-са — кого встретила лиса? Са-са-са — волка встретила лиса и т. д. [1]

Проговаривание чистоговорок — это один из приемов, который используется в работе логопеда и воспитателя логопедической группы, и его эффективность очень высока.

Важно отметить, что в ходе работы воспитателя по развитию речи происходит творческое взаимодействие детей и педагога, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:

– формирование фонетической стороны речи;

– активизация воображения и словотворчества;

– понимании педагогом особенностей ребенка, видение его талантов, возможностей;

– развитие педагогической компетентности педагога;

– использование чистоговорок на логопедических занятиях превращает обычную коррекционную работу в увлекательную игру.

Методические рекомендации по применению чистоговорок:

– Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т. е. закрепления звуков, которые были у него нарушены.

– Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.

– Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2–3 раза в течение дня, по 3–4 минуты.

– Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно: [6]

1) постепенно ускорять или замедлять темп произношения

2) выделять закрепляемый слог ударением, например: СА — СА — СА — рыжая лиса

3) выделять паузами слово с закрепляемым звуком

– Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико — грамматических категорий, усвоение чуства рифмы.

– При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса — это значит, что у лисы длинный хвост.

– Также желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение.

– Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием. [6]

Например: алки — алки — алки — полетели галки,

арь — арь — арь — вот висит фонарь и т. д.

– Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:

1) меняя силу голоса, т. е. громко, тихо, шепотом,

2) в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.

Знакомясь с чистоговорками, дети вслушиваются в речь, улавливают ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникают в их смысл, таким образом развивается фонематический слух. Также чистоговорки помогают закрепить поставленные у детей звуки на этапе автоматизации.

Мы должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.

Литература:

1. Кильмяшкина Т. Азбука скороговорок./Журнал «Обруч»№ 5,2008

2. Сказка как источник творчества детей. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Научный редактор ч-к Российской Академии образования Безруких М. М., Москва, ГИЦ «Владос», 2001г

3. Темникова В. Э. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5–7 лет с речевыми нарушениями. — М.,2008

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/03/22/chistogovorki-osnovnye-napravleniya-prakticheskogo

5. Кодолбенко Е. А. Зашифрованные скороговорки. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 34с. («Конфетка»)

6. Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения: речевой материал для дошкольников и младших школьников. — Волгоград: Учитель, 2003. — 91с.

Основные термины (генерируются автоматически): лис, ребенок, слово, Задание, закрепление звуков, работа, рыжая лиса, фонематический слух, форма слова.

Ключевые слова

взаимодействие, игра, педагог, воспитатель, чистоговорка

Похожие статьи

Формирование звукового анализа слова у детей старшего...

Поэтому важно развивать фонематический слух, позволяющий ребёнку воспринимать речевые звуки

Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи.

Звуковой анализ помогает ребёнку понять принцип звуковой формы слова.

Использование дидактических игр для развития фонематического...

Ребенок намеренно заменяет трудно произносимые слова на более лёгкие, сокращает слова. В работе рекомендуется систематически использовать разные методы и приемы для развития фонематического слуха у детей. Такие как, словесные игры, игры малой подвижности...

Бланки как средство формирования фонематического слуха...

Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков. У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи. Это связано с незаконченностью процесса формирования фонематического восприятия.

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Порассуждаем логически: чтобы записать слово, ребенку необходимо произнести его, услышать каждый звук по порядку и обозначить буквой. Трудности, в основном, возникают у учащихся в тот момент, когда надо расслышать звуки, а этому надо учиться, развивать фонематический слух.

Система работы по дифференциации звуков при...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система работы по дифференциации звуков при... Формирование фонематического восприятия у детей с общим...

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка. Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего

Подготовительная работа: Педагог знакомит детей с продуктами, находящимися в коробках...

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной...

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа. Формирование фонематического восприятия как залог...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Исследование фонематического синтеза. Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков. У детей с речевыми патологиями, на первый план...

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

По материалам обследования последних лет, 15–20 % детей выпускается из детского сада с несовершенным произношением, причиной которого является несформированный фонематический слух. Фонематический слух — одна из главных составляющих речи.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонематический слух, компетентность, артикуляция, речевая деятельность. Государственный стандарт общего образования предусматривает обязательное изучение английского языка со второго класса начальной школы.

Похожие статьи

Формирование звукового анализа слова у детей старшего...

Поэтому важно развивать фонематический слух, позволяющий ребёнку воспринимать речевые звуки

Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи.

Звуковой анализ помогает ребёнку понять принцип звуковой формы слова.

Использование дидактических игр для развития фонематического...

Ребенок намеренно заменяет трудно произносимые слова на более лёгкие, сокращает слова. В работе рекомендуется систематически использовать разные методы и приемы для развития фонематического слуха у детей. Такие как, словесные игры, игры малой подвижности...

Бланки как средство формирования фонематического слуха...

Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков. У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи. Это связано с незаконченностью процесса формирования фонематического восприятия.

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Порассуждаем логически: чтобы записать слово, ребенку необходимо произнести его, услышать каждый звук по порядку и обозначить буквой. Трудности, в основном, возникают у учащихся в тот момент, когда надо расслышать звуки, а этому надо учиться, развивать фонематический слух.

Система работы по дифференциации звуков при...

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система работы по дифференциации звуков при... Формирование фонематического восприятия у детей с общим...

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале...

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка. Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего

Подготовительная работа: Педагог знакомит детей с продуктами, находящимися в коробках...

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной...

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа. Формирование фонематического восприятия как залог...

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного...

Исследование фонематического синтеза. Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков. У детей с речевыми патологиями, на первый план...

Формирование фонематического восприятия как залог успешного...

По материалам обследования последних лет, 15–20 % детей выпускается из детского сада с несовершенным произношением, причиной которого является несформированный фонематический слух. Фонематический слух — одна из главных составляющих речи.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонематический слух, компетентность, артикуляция, речевая деятельность. Государственный стандарт общего образования предусматривает обязательное изучение английского языка со второго класса начальной школы.

Задать вопрос