Использование авторского дидактического пособия «В мире сказочных эмоций» в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников ДДУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.

Дата публикации: 02.07.2020

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Трофимова, Г. Р. Использование авторского дидактического пособия «В мире сказочных эмоций» в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников ДДУ / Г. Р. Трофимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5426/ (дата обращения: 24.01.2021).



Что такое эмоциональное развитие дошкольников?

Почему оно так важно, зачем вообще развивать эмоции и как это сделать?

Наверняка бывало, что мы сами (взрослые) не могли подобрать слова, чтобы выразить то, что испытываем или чувствуем. Простые слова типа, «плохо», «хорошо», «нормально» не могут описать всю ту палитру чувств, которые испытывают взрослые и дети в самых разных жизненных ситуациях. А раз так, то им тяжело бывает понять друг друга.

Когда ребенок начинает понимать, в каких ситуациях люди злятся, обижаются, радуются или пугаются ему легче выстраивать свое поведение, предугадывать эмоциональные реакции других людей. Ни для кого не секрет, что главными посыльными в мир эмоций и познаний ребенка дошкольного возраста являются сказки. Со сказочных историй начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. В настоящее время сказка начала использоваться в качестве терапевтического средства, которое решает ряд задач: обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации, отношения между сверстниками и взрослыми, коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развития речи.

Именно поэтому я разработала и создала дидактическое пособие «В мире сказочных эмоций», с помощью которого дети смогут в интересном и необычном формате исследовать мир чувств.

Описание дидактического пособия

E:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-D448BB\Мои документы\Downloads\IMG_20200628_093703.jpg

Дидактическое пособие «В мире сказочных эмоций» представляет собой набор подушек «Антистресс» , наполненных мелкими мягкими пластиковыми шариками. Данное пособие неоднократно занимало призовые места в конкурсах различного уровня и имеет рецензию.

Подушки выполнены из мягкого и приятного на ощупь материала «Флис»

Каждая подушка имеет две функциональные стороны:

На одной стороне подушек вшиты мордочки животных с разными эмоциями (страх, удивление, безразличие, радость, грусть, злость), на другой стороне — лица детей с разными эмоциями (страх, удивление, безразличие, радость, грусть, злость)

Работа с пособием проводится, как индивидуально, так и с группой (подгруппой детей). Пособие может быть использовано в коррекционной работе с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми. Пособие рекомендовано для работы музыкальных руководителей, педагогов — психологов, логопедов, воспитателей.

Данное пособие может служить дополнением к «уголкам уединения.

Пособие предназначено для детей 2–7 лет. Главной целью данного пособия является развитие эмоционального мира детей через сказкотерапию.

Задачи:

формировать у дошкольников чувство эмпатии, сопереживания;

научить детей знать и понимать мимическое выражение эмоций;

передавать мимическое выражение эмоций в соответствии с эмоциональным состоянием;

как могут вести себя люди в том или ином настроении;

как реагировать на то или иное эмоциональное состояние других людей;

причину возникновения эмоций у себя и других людей;

как справиться с собственными эмоциями.

Все вышеперечисленные задачи достигаются посредством рассказывания сказочных историй педагогом или детьми, а также проигрыванием этих историй с помощью подушек .

Предварительная работа.

С помощью подушек и набора карточек с изображением эмоций в формате игры с детьми проводится беседа — знакомство с базовыми эмоциями.

Пособие имеет более восьми вариантов игр, в статье представлены самые интересные.

Варианты игр

Игровое упражнение «Описание мимического выражения» (варианты с животными для детей от 2 лет)

Педагог раскладывает подушки перед ребенком (детьми) и просит изобразить с помощью мимики лица и жестов:

Как выглядит радостный человек? Как выглядит грустный человек? Как выглядит испуганный человек? Как выглядит сердитый или злой человек? Как выглядит удивленный человек? Как выглядит спокойный или безразличный человек?

Затем проводит беседу с детьми, задавая вопрос, когда ты мог испытывать эту эмоцию? Как ты поступаешь, в ситуации, когда видишь ту или иную эмоцию у своего сверстника? и.т.д.

Игровое упражнение «Какое настроение прячется в стихотворении или сказке?»

Педагог подбирает стихи, отрывки сказок или песен, отражающие те или иные эмоции или настроение. Задача детей найти подушку с соответствующей эмоцией.

Игровое упражнение «Загадки — эмоции»

Педагог выкладывает подушки лицом вниз «животные» или «лица людей», не показывая изображения на подушке.

Затем педагог изображает загаданную эмоцию мимикой и жестами, задача детей, догадаться, какая эмоция прячется на подушке.

Также этот вариант игры могут проигрывать сами дети.

Игровое упражнение «Сказка- подсказка» или «Мудрая сказка»

Педагог заранее подбирает проблемную ситуацию (например, произошедшая в данной группе детей). Затем предлагает детям ознакомиться с проблемой и попробовать ее решить с помощью постановки сказки с подушками — героями. Для закрепления разрешенной проблемной ситуации дети могут нарисовать сочиненную ими сказку.

Игровое упражнение «Подушки- антистресс» (коррекция агрессивного поведения, гиперактивности, тревожности)

1) Педагог предлагает детям взять в руки подушку и изо всех сил поколотить ее.

2) Педагог предлагает детям взять в руки подушку и помять или погладить ее пальчиками.

Планируемые результаты

Дети, используя данное пособие научаться: распознавать свои и чужие эмоции, тем самым у них разовьется эмпатия и сопереживание к окружающим. Дети смогут анализировать и контролировать свои эмоции и чувства в той или иной ситуации.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игровое упражнение, эмоция, Педагог, подушка, пособие, вариант игр, мимическое выражение эмоций, проблемная ситуация, эмоциональное состояние.

Похожие статьи

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент

Изучение социальных эмоций у детей младшего дошкольного... Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка.

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста

Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Человек реагирует на окружающий мир посредством эмоций. Поэтому необходимо развивать эмоциональную сферу ребенка с раннего возраста при...

Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале...

Ребенок сознает и контролирует свои эмоции. Дети предпочитают общество сверстников, так как

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и

Главная задача педагога — обеспечить эмоциональное благополучие детей в группе.

Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста...

Дети очень любят выполнять мимические упражнения, например, изображают птиц в

Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: «Мирись, мирись, мирись и

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей...

Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры. Из выше сказанного, можно...

Игра как способ развития эмоционального интеллекта...

Библиографическое описание: Валиева, А. Ф. Игра как способ развития эмоционального

Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего

Все педагоги, психологи на сегодняшний день убеждены в том, что, не развивая...

Музыка как лечебный фактор развития эмоциональной сферы...

Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.

При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем выразительных движений одновременно.

Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» практическое пособие.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости...

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест... Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости...

Психогимнастика как средство развития и формирования...

Объект исследования: эмоциональные состояния детей с ОНР. Предмет исследования: психогимнастика как средство развития эмоциональных состояний у детей с ОНР.

Сложность для педагога представляет переход в процессе занятия от одного образа к другому...

Похожие статьи

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент

Изучение социальных эмоций у детей младшего дошкольного... Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка.

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста

Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Человек реагирует на окружающий мир посредством эмоций. Поэтому необходимо развивать эмоциональную сферу ребенка с раннего возраста при...

Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале...

Ребенок сознает и контролирует свои эмоции. Дети предпочитают общество сверстников, так как

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и

Главная задача педагога — обеспечить эмоциональное благополучие детей в группе.

Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста...

Дети очень любят выполнять мимические упражнения, например, изображают птиц в

Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: «Мирись, мирись, мирись и

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей...

Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры. Из выше сказанного, можно...

Игра как способ развития эмоционального интеллекта...

Библиографическое описание: Валиева, А. Ф. Игра как способ развития эмоционального

Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего

Все педагоги, психологи на сегодняшний день убеждены в том, что, не развивая...

Музыка как лечебный фактор развития эмоциональной сферы...

Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.

При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем выразительных движений одновременно.

Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» практическое пособие.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости...

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест... Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости...

Психогимнастика как средство развития и формирования...

Объект исследования: эмоциональные состояния детей с ОНР. Предмет исследования: психогимнастика как средство развития эмоциональных состояний у детей с ОНР.

Сложность для педагога представляет переход в процессе занятия от одного образа к другому...

Задать вопрос