Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.

Дата публикации: 29.06.2020

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Рябцова, В. В. Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста / В. В. Рябцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5419/ (дата обращения: 23.01.2021).



Ключевые слова: игровой материал, познавательная инициатива, дошкольный возраст, пособие, ребенок.

Дошкольный возраст — важный и ответственный период, который предоставляет огромные возможности для поддержки и развития у детей познавательной инициативы. Познавательная инициатива проявляется в стремлении узнавать новое, на её основе развивается творческая инициатива, самостоятельность, активное отношение к окружающему. Но существует проблема — познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере, ее нужно развивать. А ведь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра.

Ребёнок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями и трудностями, которые требуют от него мыслительной деятельности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

Согласно новым стандартам дошкольного образования, необходимо обеспечить воспитанников разнообразием материалов и средств обучения, что в свою очередь должно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, развитие моторики, возможность самовыражения детей. Таким образом, перед педагогами возникает вопрос об использовании в работе с дошкольниками необычных игр и пособий.

С целью более успешного освоения образовательной программы, я в своей повседневной работе использую разнообразные дидактические игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками.

Пособие «Волшебный фартук» рекомендуется для детей среднего, старшего дошкольного возраста. Данное пособие состоит из фетра. Основа сшита в виде фартука с кармашками. В комплект пособия входят фигурки животных (домашние и дикие), муляжи продуктов, атрибуты к сказкам, герои сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Курочка Ряба». В комплект пособия также входит фартук для педагога. Фигурки персонажей одеваются на пальчики или с помощью липучки прикладываются на фартук. Пособие создано из экологически чистого материала — фетра.

Главный герой здесь ребенок. Он одевает на себя фартук, примеряя на себя любой образ любимого героя, придумывая сказку или поучительный рассказ. Примеряя на себя главную роль, роль рассказчика, дает возможность повысить самооценку, уверенность в себе. Неожиданным моментом в процессе постановки могут стать потайные кармашки. В них можно легко спрятать атрибуты или героя. Главные персонажи прячутся в больших карманах до той поры, пока не понадобятся для инсценировки сказки или для игры. Яркость и новизна пособия привлекает внимание детей. Использовать данное пособие можно педагогами в индивидуальной и в групповой работе с детьми. Тот, кто примеряет фартук, использует не только атрибуты, но и, перевоплощаясь, имеет возможность мимикой, жестами, интонацией передать выбранного героя.

Главными особенностями данного пособия являются: мобильность, вариативность, доступность, безопасность, возможность использования пособия в игровой деятельности самостоятельно, без помощи взрослого. Данное авторское пособие имеет рецензию и призовые места в муниципальных и республиканских конкурсах.

Целью данного пособия является развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, их познавательных интересов и способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий, развития творческого потенциала в игровой деятельности.

Данное пособие имеет больше 8 вариантов игры. Ниже представлены самые интересные.

Игра «Сказки на фартучке»

Цель: учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).

Игровой материал: фартук, фетровые фигурки персонажей сказок, атрибутика.

Ход игры: педагог предлагает ребенку инсценировать сказку или отрывок из нее. Ребенок может разыграть сказку один, выполняя роли всех персонажей или пригласить кого-либо для совместной игры.

Игра «Придумай сказку, рассказ»

Цель: побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения.

Игровой материал: фартук и все фигуры из фетра.

Ход игры: Рассмотрев фартук ребенок выбирает понравившийся персонаж и придумывает сюжет самостоятельно.

Игра «Что изменилось»

Цель: развивать наблюдательность и внимание.

Игровой материал: фартук, фигурки из фетра.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку запомнить, что и в каком количестве находится на фартуке. Ребенок закрывает глаза (или отворачивается). Педагог производит необходимое количество изменений (меняет количество, цвет, предметы и т. п.). Ребенок, открыв глаза, перечисляет все замеченные им изменения.

Основные термины (генерируются автоматически): игровой материал, ребенок, дошкольный возраст, игра, познавательная инициатива, пособие, фартук, ход игры, игровая деятельность, комплект пособия.

Ключевые слова

ребёнок, дошкольный возраст, пособие, игровой материал, познавательная инициатива

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков.

Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в

Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков...

Творческие разработки игр и пособий для эффективности...

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста. Материал: картонный круг, в центре

Игровая ситуация: Ребенку-логопату трудно в начале обучения не только произносить звуки

Ход игры: Предложить ребенку забивать голы шарами из газетных комочков в пластмассовое...

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой...

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определённых общественных функций, вступающий в определённые отношения с другими людьми...

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, правило игры, программный материал, действие, дидактический материал

игра, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дидактическая задача, реальная ситуация, познавательная активность...

Развитие познавательной инициативы детей дошкольного...

Инициатива — это показатель познавательной активности. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью

Игровой замысел зависит от возрастных особенностей детей, от их интересов, даже от времени года, когда проходит игра, важно было...

Формирование познавательной активности у детей...

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

1. Виды дидактических игр. Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность дошкольников. В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков.

Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в

Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков...

Творческие разработки игр и пособий для эффективности...

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста. Материал: картонный круг, в центре

Игровая ситуация: Ребенку-логопату трудно в начале обучения не только произносить звуки

Ход игры: Предложить ребенку забивать голы шарами из газетных комочков в пластмассовое...

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой...

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определённых общественных функций, вступающий в определённые отношения с другими людьми...

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года...

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, правило игры, программный материал, действие, дидактический материал

игра, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дидактическая задача, реальная ситуация, познавательная активность...

Развитие познавательной инициативы детей дошкольного...

Инициатива — это показатель познавательной активности. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью

Игровой замысел зависит от возрастных особенностей детей, от их интересов, даже от времени года, когда проходит игра, важно было...

Формирование познавательной активности у детей...

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

1. Виды дидактических игр. Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

Задать вопрос