Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.

Дата публикации: 11.06.2020

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Тищенко, Л. Г. Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!» / Л. Г. Тищенко, М. А. Мыцыкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5369/ (дата обращения: 24.01.2021).



В современной педагогике нашло широкое применение метода проектов [1], в основе которого лежит развитие познавательных навыков ребёнка в процессе решения практических задач. Данный метод можно применить для решения проблем по сохранению и укреплению здоровья детей в МБДОУ. Целью нашей работы является формирование у детей старшей группы детского сада основ здорового образа жизни (ЗОЖ) с использованием здоровьесберегающих технологий в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Проведем описание нашего проекта «Мы выбираем здоровье!»:

1) по предметно-содержательной области: монопроект по применению здоровьесберегающих технологий;

2) по цели: решение практической задачи формирования у детей старшего дошкольного возраста основ ЗОЖ;

3) по задачам: повышение интереса детей к ЗОЖ, формирование у детей привычки к ЗОЖ, привлечение внимания детей к разным видам спорта, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и повышение педагогической компетентности родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребёнка;

4) по характеру доминирующей деятельности: познавательно-игровой;

5) по типу деятельности ребёнка: практическая и игровая деятельность;

6) по числу участников: коллективный;

7) по виду участников: дети старшей группы детского сада, воспитатели группы, родители воспитанников;

8) по продолжительности: долгосрочный (в течение одного года);

9) по формируемым компетенциям: деятельностная, мыслительная;

10) по проектному продукту: понижение показателя заболеваемости детей, повышение интереса детей старшей группы к ведению ЗОЖ.

В таблице 1 представлены средства и некоторые приемы осуществления здоровьесберегающих технологий обеспечения сохранения и приумножения здоровья детей, применяемые нами в проекте.

Таблица 1

Средства и приемы здоровьесберегающих технологий

Средства здоровьесберегающих технологий

Приемы

Средства

двигательной направленности

Элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание)

Оздоровительная и дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, развитие основ двигательных навыков.

Физические

упражнения

Прием создания ситуации успеха, гимнастика оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, бодрости, лечебная физкультура.

Гимнастика пробуждения, динамические паузы (физкультминутка, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, дорожки здоровья, пальчиковая гимнастика), спортивные игры, самомассаж и т. д.

Объяснение, напоминание, одобрение, утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в детском саду, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, игры, развлечения, соревнования, самомассаж, лечебная физкультура, использование компьютерных презентаций.

Природные

средства

оздоровления

Стимулирование повышения иммунитета организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды (воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, фитотерапия)

Объяснение, напоминание, прогулки, элементы закаливания, приемы психотерапии (удивления, одобрения, вызова интереса, управление вниманием и прочее), физио- и фитотерапии, информационно-обучающие письма, папки-раскладушки и стенды для родителей.

Средства

гигиены

Выполнение санитарно-гигиенических требований

Объяснение, напоминание, консультирование, информирование, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня, приемы психотерапии (одобрения, вызова интереса, управление вниманием, адаптивного взаимодействия воспитателя с детьми и родителями и прочее), папки-раскладушки и стенды для родителей.

Методы осуществления здоровьесберегающих технологий разнообразны: фронтальный, групповой и практический методы, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий. В ходе работы над проектом использовались различные формы и методы:

1) сбор информации: изучение новой информации о группах здоровья детей, подборка фотографий, набор игр и упражнений разнообразной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения;

2) работа с детьми: физические упражнения, дидактические и сюжетно-ролевые игры (например, «Витаминкины друзья», «Сбей всадника», «Самый меткий», «Перетягивание каната», «Чья команда быстрей соберется»), чтение стихов, рассказов, загадок и пословиц, проведение бесед по ЗОЖ (например, «Полезно — неполезно», «Плохо — хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается»). В познавательно-игровом проекте «Мы выбираем здоровье!», над которым мы работали в течение года с учетом психологического типа и группы здоровья ребёнка, использовались русские народные сказки. В сказках положительный сказочный герой − это добрый, справедливый, честный, смелый и, естественно, здоровый человек. Большой интерес у детей вызывали стихи М. С. Пляцковского «Я стать хотел бы силачом», М. С. Серовой «На утренней зарядке», Л. В. Огурцовой «Футбол» и ее рассказы «Про Алису и детский садик «Боровичок»;

3) закаливающие, массажные процедуры: утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, пребывание на свежем воздухе, воздушные и солнечные ванны, хождение по коврикам-массажерам с использованием нестандартного оборудования, пальчиковая гимнастика, точечный массаж;

4) совместная и самостоятельная деятельность: уголок «Мы хотим быть здоровыми!», совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей, динамические паузы для снятия статической усталости различных мышц, уменьшения умственного напряжения, снятия зрительного утомления;

5) работа с родителями: выставка познавательной литературы по физическому развитию детей и укреплению здоровья детского организма, ознакомление родителей с главными факторами, содействующими (неспособствующими) укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и в условиях МБДОУ, взаимное информирование воспитателей и родителей о состоянии здоровья детей, консультации по темам ЗОЖ (например, «Семейные виды спорта», «О соблюдении детского режима», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Игра в жизни ребёнка», «Здоровье ребёнка в наших руках», «Занимайся гимнастикой по утрам», «Для чего нужны коврики-массажеры»), оформление презентации «Здоровый образ жизни», изготовление нестандартного оборудования дома для детей, повышение педагогической культуры родителей.

В заключительной части проекта работу с родителями мы проанализировали в трех направлениях (соблюдение режима, достаточное пребывание на воздухе и совместная работа с родителями). Процентные величины этих компонентов в сумме составили 100 %. Данные представлены на рис. 1.

Работа с родителями по ЗОЖ детей

Рис. 1. Работа с родителями по ЗОЖ детей

В ходе проведенной нами работы произошли улучшения по изменению ЗОЖ детей. На рис. 2 показан процентный рост внутри каждого рассмотренного нами направления применения здоровьесберегающих технологий момента окончания нашего проекта по сравнению со временем его начала.

Сравнительный анализ работы с родителями по изменению ЗОЖ детей

Рис. 2. Сравнительный анализ работы с родителями по изменению ЗОЖ детей

В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье − это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Однако без взаимосвязи сотрудников МБДОУ с родителями достижение этих целей неосуществимо. В результате нашей деятельности в рамках познавательно-игрового проекта «Мы выбираем здоровье!», ориентированного на каждого ребёнка, снизились показатели заболеваемости детей нашей группы, повысилась эмоциональная комфортность и позитивное психологическое самочувствие каждого ребёнка в группе и семье на базе взаимодействия сотрудников МБДОУ и родителей, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей.

Литература:

  1. Метод проектов. [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia. org/wiki/Метод_проектов
Основные термины (генерируются автоматически): лечебная физкультура, пальчиковая гимнастика, ребенок, родитель, старшая группа, вызов интереса, детский сад, дыхательная гимнастика, познавательно-игровой проект, утренняя гимнастика.

Похожие статьи

Использование пальчиковой гимнастики как одной из...

дыхательная гимнастика благотворно влияет на развитие легких, способствуя развитию певческих способностей.

Педагоги ДОО, а также родители дошкольников в работе с детьми могут использовать примерные комплексы пальчиковой гимнастики для детей старшего...

Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология...

Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей с тяжелыми множественными нарушения развития.

Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме.

Оздоровление детей в группах компенсирующего типа

Утренняя гимнастика, Артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика, образовательное занятие, дневный сон, пальчиковая игра, познавательное

ритмическая гимнастика, занятие, ребенок, упражнение, движение, интерес детей, игровая деятельность, ритмичная музыка...

ребенок, дыхательная гимнастика, здоровый образ жизни...

Переходим к следующей технологии это Пальчиковая гимнастика. Что дает пальчиковая гимнастика детям? − Способствует овладению навыками мелкой моторики.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Для того чтобы дыхательная гимнастика для детей была максимально эффективной, нужно придерживаться некоторых рекомендаций.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду. ребенок, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнение, детский сад...

Влияние лечебной физкультуры на организм ребенка

Лечебная физкультура и корригирующая гимнастика показана всем детям с нарушениями осанки.

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст...

Групповой проект «Веселая дыхательная гимнастика»

Цель: Повысить уровень знаний и обогатить опыт родителей и ребенка о закаливании организма средствами физической культуры. Формировать представление о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Кольгина, К. А. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста / К. А. Кольгина.

Так же во многих детский садах имеется бассейн. И если утреннюю гимнастику каждый день начинать с дыхательной гимнастики, это позволит нашим детям...

Особенности и эффекты лечебной физкультуры для...

Лечебная физкультура полезна всем детям без исключения. Она необходима для правильного развития и роста.

- регулярный осмотр детей врачом ЧГМА, определение группы здоровья; - осмотр детей инструктором ЛФК для ранней диагностики нарушений опорно-двигательного...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшей...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду. ребенок, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнение, детский сад. Пальчиковая гимнастика не просто игра, а средство воспитания детей младшего возраста, поэтому взрослые должны учить их...

Похожие статьи

Использование пальчиковой гимнастики как одной из...

дыхательная гимнастика благотворно влияет на развитие легких, способствуя развитию певческих способностей.

Педагоги ДОО, а также родители дошкольников в работе с детьми могут использовать примерные комплексы пальчиковой гимнастики для детей старшего...

Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология...

Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей с тяжелыми множественными нарушения развития.

Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме.

Оздоровление детей в группах компенсирующего типа

Утренняя гимнастика, Артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика, образовательное занятие, дневный сон, пальчиковая игра, познавательное

ритмическая гимнастика, занятие, ребенок, упражнение, движение, интерес детей, игровая деятельность, ритмичная музыка...

ребенок, дыхательная гимнастика, здоровый образ жизни...

Переходим к следующей технологии это Пальчиковая гимнастика. Что дает пальчиковая гимнастика детям? − Способствует овладению навыками мелкой моторики.

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Для того чтобы дыхательная гимнастика для детей была максимально эффективной, нужно придерживаться некоторых рекомендаций.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду. ребенок, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнение, детский сад...

Влияние лечебной физкультуры на организм ребенка

Лечебная физкультура и корригирующая гимнастика показана всем детям с нарушениями осанки.

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст...

Групповой проект «Веселая дыхательная гимнастика»

Цель: Повысить уровень знаний и обогатить опыт родителей и ребенка о закаливании организма средствами физической культуры. Формировать представление о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Кольгина, К. А. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста / К. А. Кольгина.

Так же во многих детский садах имеется бассейн. И если утреннюю гимнастику каждый день начинать с дыхательной гимнастики, это позволит нашим детям...

Особенности и эффекты лечебной физкультуры для...

Лечебная физкультура полезна всем детям без исключения. Она необходима для правильного развития и роста.

- регулярный осмотр детей врачом ЧГМА, определение группы здоровья; - осмотр детей инструктором ЛФК для ранней диагностики нарушений опорно-двигательного...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшей...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду. ребенок, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнение, детский сад. Пальчиковая гимнастика не просто игра, а средство воспитания детей младшего возраста, поэтому взрослые должны учить их...

Задать вопрос