Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 04.06.2020

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Рахматуллина, Р. И. Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии / Р. И. Рахматуллина, Р. А. Саидахмедова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5330/ (дата обращения: 18.01.2021).



В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Ключевые слова: задержка психического развития, тяжелые нарушения речи, расстройство аутистического спектра, коррекционно-развивающая работа, сказкотерапия.

Опыт работы в группах компенсирующей направленности для детей: с тяжелыми нарушения речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР), расстройствами аутистического спектра (РАС) свидетельствует о необходимости проведения комплексной, целенаправленной системы коррекционно-развивающей работы, которая обеспечивает готовность к школьному обучению. Включение в практику новых методов позволяет мотивировать и заинтересовать ребенка, включить в работу по подготовке к школьному обучению.

Использование элементов сказкотерапии на занятиях дает возможность сформировать у детей представление о школе, о его внутренней позиции школьника, то есть систему потребностей и стремлений ребёнка, когда причастность к ней переживается ребёнком как его собственная потребность. Через сказкотерапию у ребёнка, поступающего в школу, можно сформировать отношение к учителю, сверстникам, и самому к себе, то есть формируется внеситуативно-личностное общение.

На каждом занятии необходимо уделять внимание одной сказке, т. е. одной теме. После завершения чтения сказки следует её обсудить. Главное — спровоцировать ребёнка к переживанию собственной индивидуальности, её оригинальности, помочь ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения. В заключение обсуждения сказки она плавно переходит в игры, которые направлены на развитие всех остальных компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Если в процессе подготовки детей к школе на занятиях в подготовительной группе детского сада будет использован специально разработанный комплекс занятий, направленный на развитие основных компонентов психологической готовности к школьному обучению, то это обеспечит готовность детей 6–7 лет к освоению школьной программы.

Занятие, направленное на развитие познавательных процессов, как правило, должно состоять из трех частей и занимать не более 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физиологическим возможностям старшего дошкольного возраста.

В водной части занятия создается эмоциональный фон, который соответствует лексической теме недели. К каждой теме подбирается сказка, которую дети слушают перед занятием. Взрослые педагоги помогают детям вжиться в события сказки и стать в ней действующим лицом. Вызывают интерес и удивление, чтобы развивать познавательную активность. Например, предлагают детям сделать что-нибудь с «волшебными» предметами или повторить «заклинание».

Воспитанники воображают персонажа сказки, который отведет их в воображаемую страну. Персонажу придумываю историю и объясняю детям, почему он оказался в реальном мире. В качестве «волшебных» предметов и проводников используют игрушки.

Когда группа «вошла» в волшебный мир, читают фрагмент сказки, останавливаются и предлагаю упражнение, которое перекликается с сюжетом сказки. Просят от детей не просто выполнить упражнение, а сделать что-то важное, чтобы помочь герою или продолжить путешествие. Готовят для каждого задания наглядные материалы, которые подходят под тематику сказки и лексической теме. Например, если проводят занятие на тему сказки «Теремок», используют для упражнения «Четвертый лишний» карточки с изображением животных из сказки.

В конце каждого занятия обсуждают с детьми сказку: что понравилось, отличался ли сюжет занятия от сказочного, который знают дети, чем закончилась оригинальная сказка. Спрашивают детей, какие упражнения им запомнились, какие показались трудными.

«Покидаем» сказку тем же путем, что и попали в нее: например, просят детей прикоснуться к тому же предмету, который использовали в начале. Ритуал выхода необходим, чтобы безопасно «вернуть» детей из драматической ситуации в реальность

При организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ необходимо учитывать подходы с учетом психофизических возможностей воспитанников

Вид нарушений развития

Подходы

Краткие рекомендации

Воспитанники сЗПР

Познавательная деятельность ребенка с ЗПР отличается от когнитивной деятельности обычного ребенка, Только специально подготовленный педагог, зная закономерности, особенности развития и познавательные возможности ребенка, с одной стороны, и возможные пути, и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему — с другой, может организовать процесс образовательной деятельности.

Интеграция коррекционно-развивающего содержания не только в структуру занятий, предусмотренных учебным планом (НОД), но и во все виды совместной со взрослым деятельности, и в режимные моменты.

Тщательно продумывается развивающая среда для организации свободной деятельности детей. В коррекционно-развивающий процесс включаются не только специалисты (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи), но и воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования.

Обязательной составляющей является взаимодействие с семьей воспитанника с целью повышения информированности и психолого-педагогической компетентности в вопросах, связанных с особенностями развития, а также с методами и приемами преодоления его недостатков у дошкольников с ЗПР.

Концентрическое изучение лексических тем (ежегодное повторение лексических тем и всех видов деятельности).

Основными видами деятельностями являются игра, практическая, продуктивная и экспериментальная деятельности.

Воспитанники сТНР

Создание особенной коррекционно-развивающей среды.

Учет особых образовательных потребностей, которые определяются уровнем речевого развития, характером нарушений формирования речевой функциональной системы;

включение речи на всех этапах

деятельности детей.

Организация детского самостоятельного и инициативного действия в период посещения ДОУ, снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно- поискового характера.

Особое внимание при подготовке детей к школе уделить обучению грамоте, звуковому анализу (в основе лежит овладение умением говорить, читать и писать)

Воспитанники сРАС

Методы взаимодействия кардинально отличаются от работы с детьми с ЗПР, ТНР;

создание особенной развивающей среды (условия для сенсорных игр с водой, светом, цветом, песком, развития проприоцепции (использование устройств для ощущения веса, давления предметов), визуализация плана дня, плана занятия), наличие мест для уединения);

использования методов «обходного пути» (традиционные методы и приемы коррекционной работы являются неприемлемыми);

овладение родителями теоретическими и практическими знаниями взаимодействия с ребенком

Индивидуальная форма работы с детьми

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школьное обучение, коррекционно-развивающая работа, занятие, особенность развития, подготовка детей, психическое развитие, психологическая готовность, сказка.

Похожие статьи

Формирование психологической готовности к школьному...

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется

Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и

Таким образом, понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению включает...

Формирование психологической готовности к школьному...

Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Под психологической готовностью понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях...

Психологические особенности готовности к школе старших...

школа, ребенок, школьное обучение, развитие, психологическая готовность, учебная деятельность, упражнение, словесная

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Под психологической готовностью к школе...

Особенности подготовки детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Проанализированы подходы известных авторов к определению понятия «готовность к школьному обучению», рассмотрены особенности подготовки...

Психологическая готовность дошкольника к обучению

Ключевые слова: старший дошкольник, психологическая готовность, психология, готовность ребенка к обучению. Один из главных вопросов рассмотрения психического развития ребенка дошкольного возраста является его готовность к обучению в школе. На сегодняшний день это...

Формирование готовности к обучению в школе у старших...

Сущность готовности ребенка к школьному обучению... школа, ребенок, школьное

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях

Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и...

Образовательная программа: психологическая готовность...

Коррекционно-развивающая программа направлена на профилактику проявлений

15. Расширение представлений детей о чувствах, обучение осознавать свои эмоции и

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... ребенок, игра, мелкая моторика...

Психологическая готовность дошкольников к школьному...

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях...

Психолого-педагогические условия формирования готовности...

Сущность готовности ребенка к школьному обучению... школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность. Что такое готовность ребёнка...

Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного...

Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда

Какие же условия полноценное психическое развитие ребенка и его подготовку к учебному труду?

Похожие статьи

Формирование психологической готовности к школьному...

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется

Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и

Таким образом, понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению включает...

Формирование психологической готовности к школьному...

Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Под психологической готовностью понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях...

Психологические особенности готовности к школе старших...

школа, ребенок, школьное обучение, развитие, психологическая готовность, учебная деятельность, упражнение, словесная

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Под психологической готовностью к школе...

Особенности подготовки детей дошкольного возраста...

В статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Проанализированы подходы известных авторов к определению понятия «готовность к школьному обучению», рассмотрены особенности подготовки...

Психологическая готовность дошкольника к обучению

Ключевые слова: старший дошкольник, психологическая готовность, психология, готовность ребенка к обучению. Один из главных вопросов рассмотрения психического развития ребенка дошкольного возраста является его готовность к обучению в школе. На сегодняшний день это...

Формирование готовности к обучению в школе у старших...

Сущность готовности ребенка к школьному обучению... школа, ребенок, школьное

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях

Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и...

Образовательная программа: психологическая готовность...

Коррекционно-развивающая программа направлена на профилактику проявлений

15. Расширение представлений детей о чувствах, обучение осознавать свои эмоции и

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... ребенок, игра, мелкая моторика...

Психологическая готовность дошкольников к школьному...

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях...

Психолого-педагогические условия формирования готовности...

Сущность готовности ребенка к школьному обучению... школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность. Что такое готовность ребёнка...

Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного...

Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда

Какие же условия полноценное психическое развитие ребенка и его подготовку к учебному труду?

Задать вопрос