Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 566 раз

Библиографическое описание:

Семенова, Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения / Н. Н. Семенова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5303/ (дата обращения: 16.04.2024).



В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Дошкольный возраст как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. [1, с.4]

Система работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в дошкольной группе МБОУ «Темкинская СШ» строится в рамках программы дошкольного образования «Юный патриот», разработанной коллективом педагогов.

Цель программы состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре области, села, созданной трудами родных и близких людей.

Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей, включая образовательную деятельность.

Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.

Задача педагога — создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств у детей, и собственным поведением, личным примером воспитывать гражданина России. [2]

В работе учителя-логопеда также находят свое отражение задачи патриотического воспитания дошкольников.

Материалом для работы по формированию компонентов речи на индивидуальных логопедических занятиях служат тексты и иллюстрации русских народных сказок, карточки с изображениями природы родного края.

Обогащению лексического запаса детей с нарушениями речи способствовало посещение мини-музея «Русская изба». Знакомство с бытом, костюмами, обычаями наших предков, оставляло неизгладимое впечатление у воспитанников.

Для развития связной речи с детьми проводились беседы о достопримечательностях родного села, столицах области и страны. Также на занятиях поднималась тема благотворительности и взаимопомощи, отношений с взрослыми и сверстниками.

Активная работа по формированию нравственно-патриотических качеств у воспитанников проводится во время кружковой деятельности. Так, воспитанники средней и старшей возрастной группы в течении 2 лет участвовали в заседаниях Клуба любителей «Мурзилки». На занятиях дети, с помощью учителя-логопеда, познакомились с известным детским журналом, персонажем, современными детскими писателями и поэтами нашей страны. А рассказы, сказки и стихи научили ребят сопереживать героям, любить и беречь природу, уважать взрослых, ценить помощь других людей и помогать ближним.

На занятиях кружка «Топотушки» (логоритмика) для младшей возрастной группы активно используется русский народный фольклор: потешки, прибаутки, песенки. Помимо приобщения к народному творчеству, ребята учатся строить отношения в коллективе, уважительно относиться друг к другу, работать вместе, бережно относиться к животным и растениям.

Активное участие учитель-логопед принимает в организации досугов иразвлечений для воспитанников. В нашем учреждении на регулярной основе проводятся досуги, посвященные фольклорному празднику Масленицы, Дню защитников Отечества, Дню космонавтики, Дню защиты детей, Дню здоровья и т. д. Так, на праздновании Масленицы, детям рассказывается об обычаях, традициях русского народа, символах праздника. Накануне 23 февраля воспитанники узнают о нашей доблестной армии, подвигах военных. 12 апреля мы вспоминаем наших героев-космонавтов Ю. А. Гагарина, А. А. Леонова, В. В. Терешкову, учим ребят быть смелыми и отважными, преодолевать трудности.

Большую часть работы по формированию нравственно-патриотических качеств у воспитанников учитель-логопед проводит в тесной связи со специалистами дошкольной группы. Логопед сопровождает детей на экскурсиях по родному селу, рассказывает о достопримечательностях, истории села, знаменитых земляках. Вместе с ребятами мы посещаем братскую могилу, расположенную в центре села, рассказываем о воинах, павших в боях за село, а также о правилах поведения в священном, для жителей села, месте.

При подготовке к празднованию Дня Победы учитель-логопед, совместно с воспитателями групп, музыкальным руководителем, проводит большую предварительную работу. Нами были организованы просмотры мультфильмов о жизни детей во время Великой Отечественной войны, а в рамках подготовки номера «Смуглянка» воспитанники посмотрели фильм «В бой идут одни «старики».

Доброй традицией стало проведение на утреннике акции «Бессмертный полк». После сбора информации о ветеранах в семьях детей, оформляются групповые выставки, организовывается шествие во время праздника. В 2019 году мы оформили стену музыкального зала портретами участников Великой Отечественной войны «Мы помним!», в 2020 году акция была проведена в режиме онлайн в формате видеофильма. Главная роль при подготовке данной акции отводится родителям воспитанников, они ищут информацию о героях своей семьи и рассказывают о них своим детям. А педагогический коллектив дошкольной группы закрепляет эти знания и расширяет их, знакомя ребят с ветеранами других семей.

Одним из показателей успешной работы по воспитанию нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста является результативное участие в различных конкурсах. Наши ребята являются призерами дистанционных олимпиад и конкурсов. В 2019 году номер «Последний бой», курируемый учителем-логопедом и воспитателем дошкольной группы, занял второе место на областном творческом видеоконкурсе «С чего начинается Родина…», проходившем среди воспитанников детских садов по Смоленской области, в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы».

Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу/селу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. [1, с 14–15]

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Нужно уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомить с талантом русского народа, научить детей любить свой город и свою страну, гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия. [1, с. 27]

Литература:

  1. Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Смоленской области. Теория и практика./О. В. Иванов, А. А. Гапеева, А. Д. Копыл, Н. П. Гаврилюк. — г. Смоленск, 2017.
  2. http://school-temkino.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, дошкольная группа, ребенок, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война, патриотическое воспитание дошкольников, родная природа, родной дом, русский народ, чувство патриотизма.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста — формирование у них

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней

Формирование у дошкольников патриотических чувств...

Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой

Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у ребенка начинается уже с того времени, когда

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного.

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном...

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в...

Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей...

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному

патриотическое воспитание, родной дом, детский сад, ребенок, дом, жизнь, родная культура, родная природа, эвристическая среда.

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание дошкольников. Авторы: Елизарова Наталья Михайловна

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Автор: Данилова Наталия Петровна.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и...

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного...

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников. родной край, патриотическое...

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая...

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В данной статье автор уточняет и раскрывает основные понятия патриотического воспитания детей. Автор приходит к выводу, что именно в дошкольном...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста — формирование у них

- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней

Формирование у дошкольников патриотических чувств...

Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой

Патриотизм в дошкольном возрасте закладывается на примере мужества и героизма русских солдат, на основе ознакомления с...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у ребенка начинается уже с того времени, когда

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного.

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном...

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в...

Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей...

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному

патриотическое воспитание, родной дом, детский сад, ребенок, дом, жизнь, родная культура, родная природа, эвристическая среда.

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание дошкольников. Авторы: Елизарова Наталья Михайловна

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Автор: Данилова Наталия Петровна.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и...

Особенности воспитания патриотизма детей дошкольного...

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников. родной край, патриотическое...

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая...

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В данной статье автор уточняет и раскрывает основные понятия патриотического воспитания детей. Автор приходит к выводу, что именно в дошкольном...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры.

Задать вопрос