Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 584 раза

Библиографическое описание:

Титаренко, В. К. Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста / В. К. Титаренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5263/ (дата обращения: 29.03.2024).



Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении, согласно федеральным государственным стандартам, также участвует во внедрении и адаптации авторских коррекционно-развивающих программ, а также разнообразных форм работы с использованием мультимедийных и информационно-коммуникативных технологий. В статье представлен разработанный автором конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с использованием на разных его этапах возможностей интерактивной доски, целью которого является развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.

Ключевые слова: качество образовательно-воспитательного процесса, информационная культура, компьютерные технологии, модель психологического сопровождения, использование компьютерных сред, фактор сохранения психологического здоровья, программное обеспечение SMART Board, информационно-коммуникативные технологии, развитие познавательной и личностной сферы старших дошкольников, коммуникации различных форматов, профессиональная компетентность педагога-психолога, современные мультимедийное оборудование, образовательные ресурсы, психолого-педагогической деятельности, предметно-развивающая среда.

На сегодняшний день согласно федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, каждое дошкольное учреждение должно повышать качество образовательно-воспитательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерных, интерактивных и информационно-коммуникативных технологий.

Педагог-психолог, обеспечивающий психологическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении, также согласно федеральным государственным образовательным стандартам, непосредственно участвует во внедрении и адаптации новых программ, форм работы с использованием мультимедийных, информационно-коммуникативных технологий [2].

Работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт [3], Б. Хантер [4], Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.) подтверждают целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательной и личностной сферы старших дошкольников [7].

В нашей стране, начиная с 1987 г., ведется работа по внедрению информационно-коммуникативных технологий в дошкольное образование на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 г. разрабатываются теоретические основы применения информационно-коммуникативных технологий в образовательно-воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения, начали активно создаваться программы для дошкольников [7].

Специалисты, изучающие использование компьютерных сред (Г. А. Репина, Л. А. Парамонова), высказывают мнение, что их использование в дошкольном образовательном учреждении является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:

− развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

− обогащение кругозора;

− помощь в освоении социальной роли;  формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);

− формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (классификация);

− организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Использование интерактивной доски на групповых коррекционно-развивающих занятиях со старшими дошкольниками является активным психолого-педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает рядом необходимых функций, влияющих на развитие представлений ребенка об окружающем мире [5].

  1. Познавательная функция. Знакомство с интерактивной доской открывает перед детьми множество новых форм деятельности, новых представлений и возможностей для проявления самостоятельности и инициативы.
  2. Мотивирующая функция. У дошкольников формируется и развивается интерес к этому виду деятельности, стремление познать новые возможности.
  3. Обучающая функция. Применение интерактивной доски развивает мыслительную деятельность старших дошкольников, умение формулировать желательный результат, умение выстраивать логические цепочки, умение сравнивать и обобщать.
  4. Воспитательная функция. Работа под руководством педагога-психолога, необходимость выполнять его указания, дисциплинирует детей, и постепенно готовит их к обучению в школе, у воспитанников обогащается свой нравственный опыт, у них формируется уважение к сверстникам и другим педагогам.
  5. Коммуникативная функция. Развивается умение общаться со сверстниками в группе, социально-коммуникативные навыки.
  6. Регулятивная функция. Осознание значимости, престижности владения интерактивными технологиями формируют у старших дошкольников социальные чувства, влияет на осознание детьми своей полезности обществу, облегчает принятие ими норм поведения в обществе на уровне микрогруппы.
  7. Культурная функция. Развитие умения создавать, использовать и воспринимать материальные и духовные ценности, а следовательно, повышение общей культуры.
  8. Престижная функция. Если ребенок постепенно становится более компетентным и успешным в применении интерактивных технологий, это повышает статус ребенка в коллективе сверстников, повышает самоуважение, оказывается фактором престижа.
  9. Прогностическая функция. Участие в применении интерактивных технологий постепенно подготавливает старших дошкольников к встрече с будущим, к адаптации в новом обществе, новыми видами деятельности и новыми людьми.

В связи с этим каждый педагог-психолог должен продумать и разработать собственную модель психологического сопровождения согласно федеральным государственным образовательным стандартам. При этом к самому педагогу — психологу должны предъявляться новые требования. Профессиональная компетентность педагога-психолога в связи с этим предполагает:

− способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.

− не только умение пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей психолого-педагогической деятельности.

Преобразовать предметно-развивающую среду детского сада позволяет внедрение современных технологических средств [2]. В связи с тем, что ведущим видом деятельности у воспитанников является игровая деятельность [2], на занятиях с педагогом-психологом (групповых и индивидуальных) активно используется интерактивное оборудование SMART Board, с помощью которого воспроизводятся развивающие игры и упражнения, диагностические методики, психологические тесты, наглядный и практический материал для работы с детьми.

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия для детей 6–7 лет.

Тема: «Школа будущего первоклассника».

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.

Задачи:

− развитие образного и логического мышления;

− развитие зрительной памяти, расширение объёма памяти;

− развитие слухового внимания,

− развитие мелкой моторики;

− формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

− обучение приёмам релаксация и развитие воображения.

Оборудование: интерактивная доска, пакет коррекционно-развивающих заданий, разработанных в программе Smart Вoard, звукозапись со спокойной музыкой, раздаточный материал, цветные карандаши, тетрадь.

Содержание деятельности:

1. Ритуал «Приветствие».

Цель: организация детей, создание положительного эмоционального настроя, развитие навыков общения.

— Доброе утро, ребята! Давайте встанем в круг. Потрите ладони, почувствуйте тепло своих ладоней! А теперь поделимся этим теплом друг с другом: протяните ладони соседям!

Друг на друга посмотрите

И задорно подмигните.

Вправо, влево повернитесь

И соседу улыбнитесь. — Ребята, вы готовы отправиться в школу «Будущего первоклассника»? Для этого произнесем наши волшебные слова: «Кружись, кружись, кружись — в школе первоклассника окажись!» Теперь крепко зажмурьте глаза и посчитайте до 5.

Звучит музыка. На экране появляется заставка: «Школа будущего первоклассника!»

— Ну вот мы и там! Я приглашаю вас занять свои места.

2. Игра «Загадки».

Цель: умение угадывать предмет по словесному описанию его свойств и признаков.

Приложение №1 на интерактивной доске SMART-Board предоставляет возможность самоконтроля выполнения задания дошкольниками.

— Ребята, давайте отгадаем загадки. Что бы проверить свой ответ — нажимаем на картинку и проверяем его на правильность!

1. Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне — глава специй!

Угадали? Это… (Перец)

2. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар, сладкая. (Морковь)

3. С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

4. Зелёная толстуха

Надела уйму юбок

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина. (Капуста)

5. Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный.

Недостаток лишь один -

Кислый очень, очень. (Лимон)

6. Красный, детки, но не мак.

В огороде — не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали? (Помидор)

7. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко. (Яблоко)

8. Он на юге вырастал

В гроздь плоды свои собрал.

А суровою зимой

Придет изюмом к нам домой. (Виноград)

9. Родом он из жарких стран

Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это? (Арбуз)

10. В кафтане в дом приходит,

И так она важна -

Кафтан она не снимает и будет хороша!

В кафтане её варят, а если его снять,

То можно и пожарить,

А можно и помять. (Картошка)

11. Была зеленой маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Вишня)

3. Упражнение «Парные картинки».

Цель: развитие объема и свойств внимания, зрительной памяти, объёма памяти.

Приложение №2 на интерактивной доске SMART-Board (авторский приём).

— Это задание, ребята, посложнее, и потребует от вас особого внимания. Вам необходимо за короткое время запомнить изображения, которые появляются в окошках (картинки переворачиваются при нажатии) на интерактивной доске. Поочерёдно открываем картинки и ищем парные. (Дети работают друг с другом в паре).

4. Упражнение: «Угадай фигуру» [6].

Цель: развитие умения распознавать геометрические фигуры в изображениях.

Приложение №3 на интерактивной доске SMART-Board (авторский приём).

— Посмотрите дети на картинки и скажите: на какую геометрическую фигуру похож апельсин?

— На круг (ответы детей).

— Мы сейчас проверим. На интерактивной доске можно выбрать перо, которое распознаёт геометрические фигуры. Если мы рисуем правильно фигуру, то оно само заканчивает наше изображение. Под апельсином рисуем круг. Проверяем ответ: правильно апельсин похож на круг.

— На какую геометрическую фигуру похож баклажан, груша и т. д.?

5. Физкультминутка.

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения в ходе занятия.

Раз, два, три, четыре, пять,

Детям нужно тихо встать.

Оглянулись. Потянулись.

Раз — присели, два — прогнулись,

Встать на пятку, на носок.

А теперь все дружно сели,

— Продолжаем наше занятие.

Работа с раздаточным материалом.

6. Упражнение «Четвертый лишний».

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и исключать лишнее; развитие внимания, логического мышления, умения рассуждать и делать выводы; развитие мелкой моторики.

— Ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание. Нарисуйте геометрическую фигуру апельсина, еще одну фигуру апельсина, ещё одну и геометрическую фигуру баклажана. Закрасьте лишнюю фигуру любым цветом.

— Ниже под ними нарисуйте геометрическую фигуру баклажана, ещё одну; далее геометрическую фигуру груши; затем геометрическую фигуру баклажана. Закрасьте, пожалуйста, лишнюю фигуру.

— Рисуем геометрическую фигуру: груши, апельсина, груши, груши. Раскрасьте фигуру, которая отличается ото всех остальных.

7. Упражнение «Плывем воблаках» [1].

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

— Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Хорошо.

— Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Сегодня необыкновенно хороший день. Вам тепло, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие белые пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом медленно и красиво поднимаетесь вверх навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую вершину облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, и вы плывете на самом большом и мягком облаке из тех, что можно сейчас видеть в небе. Когда вы захотите спуститься обратно на землю, скажите своему облаку, и оно плавно и мягко поплывет вниз, станет опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам. Вы улыбаетесь ему. Полет на облаке был так хорош!»

8. Рефлексия итогов занятия.

Ребята, мы сегодня с вами сделали ещё один шаг на встречу школе. Вам понравилось? Что вам сегодня больше всего понравилось в школе будущего первоклассника? Чему вы научились сегодня?

Педагог-психолог хвалит детей за активную работу. Каждому из них аплодируют — за усилия, старание и смекалку.

9. Ритуал окончания занятия.

Цель: закрепление положительного эмоционального эффекта.

Дети, взявшись за руки, произносят следующее четверостишие:

Наша встреча завершилась.

Все убрать уже пора.

Ну-ка, дети, улыбнулись

И сказали: «Всем пока!»

Таким образом, установив программное обеспечение SMART-Board на свой компьютер, педагог — психолог в дошкольном образовательном учреждении сможет создавать собственные интерактивные коррекционно-развивающие занятия с учетом индивидуальных особенностей каждого из дошкольников и актуального интеллектуального потенциала каждой возрастной группы в целом.

Литература:

  1. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе./ Л. И. Катаева. — Изд-во «Книголюб», М., 2004. — 64 с.
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. — 336 с.
  3. Пейперт С. Основы использования информационных технологий / С. Пейперт. М: Просвещение, 2011. — 189 с.
  4. Хантер Б. Рекомендации по использованию информационных технологий / Б. Хантер. М: Просвещение, 2010. — 130 с.
  5. Хантимерова И. Информационно-коммуникативные технологии в детском саду/И. Хантимерова. Режим доступа: [https://www.maam.ru/detskijsad/-informaciono-komunikativnye-tehnologi-v-detskom-sadu.html 13.05.2020]
  6. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе. Конспекты занятий/ В. Л. Шарохина. — Изд-во «Книголюб», М.,2012. — 48 с.
  7. Шкнай Л. Информационно-коммуникативные технологии в развитии детей дошкольного возраста: история и современность/ Л. Шкнай. Режим доступа: [https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30558400 13.05.2020]
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, дошкольное образовательное учреждение, ребенок, SMART, психологическое сопровождение, развитие, будущий первоклассник, геометрическая фигура баклажана, мелкая моторика, развитие умения.

Ключевые слова

компьютерные технологии, информационная культура, образовательные ресурсы, информационно-коммуникативные технологии, предметно-развивающая среда, качество образовательно-воспитательного процесса, модель психологического сопровождения, использование компьютерных сред, фактор сохранения психологического здоровья, программное обеспечение SMART Board, развитие познавательной и личностной сферы старших дошкольников, коммуникации различных форматов, профессиональная компетентность педагога-психолога, современные мультимедийное оборудование, психолого-педагогической деятельности

Похожие статьи

Развитие творческих способностей старших дошкольников...

Основная цель использования интерактивной доски для развития творческих способностей старших дошкольников заключается в том, что интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Использование интерактивного оборудования с детьми...

интерактивная доска, интерактивное оборудование, дошкольный возраст, ребенок, сенсорная комната, интерактивная игра, интерактивный стол, образовательный процесс, окружающий мир, занятие. Использование интерактивных методов обучения на уроках...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых

В процессе выполнения задания объясняем ребенку, как называется та или иная фигура или предмет и как сложить.

Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики...

Практический материал по развитию мелкой моторики руки у детей в подготовительной группе.

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

‒ На развитие мелкой моторики благоприятно влияет вырезание ножницами различных

Е. А. Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со...

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как...

ребенок, мелкая моторика, ручная моторика, развитие, работа, мелкая моторика руки, головной мозг, детская деятельность, дошкольное образование, нормальное развитие. Похожие статьи.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарований детей. Находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям.

Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале...

Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В. А. Сухомлинский.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей старших дошкольников...

Основная цель использования интерактивной доски для развития творческих способностей старших дошкольников заключается в том, что интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Использование интерактивного оборудования с детьми...

интерактивная доска, интерактивное оборудование, дошкольный возраст, ребенок, сенсорная комната, интерактивная игра, интерактивный стол, образовательный процесс, окружающий мир, занятие. Использование интерактивных методов обучения на уроках...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых

В процессе выполнения задания объясняем ребенку, как называется та или иная фигура или предмет и как сложить.

Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики...

Практический материал по развитию мелкой моторики руки у детей в подготовительной группе.

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие...

‒ На развитие мелкой моторики благоприятно влияет вырезание ножницами различных

Е. А. Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со...

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как...

ребенок, мелкая моторика, ручная моторика, развитие, работа, мелкая моторика руки, головной мозг, детская деятельность, дошкольное образование, нормальное развитие. Похожие статьи.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарований детей. Находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям.

Развитие мелкой моторики у малышей | Статья в журнале...

Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В. А. Сухомлинский.

Задать вопрос