Социализация дошкольников через модель игрового взаимодействия родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 12.05.2020

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Пришляк, Т. В. Социализация дошкольников через модель игрового взаимодействия родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО / Т. В. Пришляк, Л. В. Топоркина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5229/ (дата обращения: 20.04.2024).



Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Мы в ДОО№ 2 г. Приморско-Ахтарска провели анкетирование для родителей, выявив какие затруднения испытывают они в воспитании ребенка. Входная диагностика показала, что большинство родителей испытывают: эмоциональную дистанцию в общении со своими детьми, проявляют излишнюю требовательность к детям раннего и дошкольного возраста, проявляют гипопротекцию к детям среднего и старшего дошкольного возраста (ребенок фактически лишен внимания родителей), недостаточное внимание к интересам и потребностям ребенка, а также испытывают затруднения в применении эффективных приемов воздействия с ребенком. Анализируя проведенное анкетирование, мы разработали мероприятия для родителей совместно с детьми по принципу партнерства и диалога, игрового моделирования способов родительского поведения со своим ребенком, на установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, формирование у родителей практических навыков воспитания детей в соответствии с возрастными и психологическими особенностями.

Рис. 1. Продуктивность реализации мероприятий по игровому взаимодействию родителей и детей в совместной деятельности

Мы решили подобрать такие формы работы с родителями, чтобы помочь им осознать свою роль в воспитании и развитии ребенка, привлечь их к сотрудничеству для приобретения знаний и практического опыта игрового взаимодействия с детьми, так как игра обладает огромным воспитательным и развивающим потенциалом. Сначала семье, участвующей непосредственно в процессе воспитания ребенка, предоставили возможность понаблюдать за работой педагога с детьми, а в дальнейшем самим принять участие в этом процессе: узнать подробно о деятельности детского сада, побеседовать с опытными педагогами и познакомиться со сверстниками ребенка. Эффективно организованное сотрудничество с родителями в ДОО делает образовательную систему открытой для активного участия родителей. Приобретая опыт игрового общения, родители освобождаются от эмоциональной напряжённости в общении с детьми, уважительно относятся к ребёнку, к его — Я, темпераменту, знакомятся с играми и правилами, соответствующие возрастным особенностям детей, развивают свои творческие способности и приобретают умение организовывать совместную деятельность.

Апробируя разные формы сотрудничества, наша ДОО выступает своеобразной интерактивной педагогической площадкой, где вся работа направлена на помощь родителям в процессе воспитания детей. Проводили разнообразные мероприятия, где родители имели возможность понять, освоить, перенять приемы, действия, которые осуществляют педагоги для социализации ребенка, в том числе в процессе игры и т. д. Это своеобразный тренажер для родителя, готовящегося к роли сопровождения собственного ребенка при переходе в начальную школу и во взрослый мир.

Сотрудничество строилось на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей:

«Организация творческих гостиных» — деятельность по принципу партнерства и диалога с детьми раннего и дошкольного возраста, игрового моделирования способов родительского поведения со своим ребенком, установления эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми в формах:

– Творческие встречи для родителей с детьми: «Создание галереи творчества», «Солнышко на ладошке», «Букет цветов»;

– Семейные театральные постановки: «Грибок Теремок», «Репка на новый лад», «Путешествие с капелькой».

– Мастер-классы для родителей с детьми: «Дидактическая игра — средство формирования самостоятельной игровой деятельности детей», «Играя, развиваем речь детей», «Нетрадиционные методы выполнения артикуляционной гимнастики в домашних условиях», «Использование элементов Су-Джок терапии в авторских сказках», «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук».

«Семейные маршруты выходного дня» для практической помощи по формированию межличностных дружеских детско-родительских отношений в процессе игровой туристской деятельности, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями их детей: морская прогулка, поход «Игры с детьми на природе», «В поход всей семьёй».

«Игровые задания для домашнего общения» — это проектная деятельность нацеленная на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи, где родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле: «Нам природа подарила необычный алфавит», «Безопасное поведение ребенка дома», «Азбука театра», «Разноцветные дни», «Газетные фантазии» «Мы любим спорт всей семьей», «Спасем туристические тропы от бытового мусора», «Приобщение детей дошкольного возраста к кубанской литературе и культуре».

«Досуговые формы общения детей ивзрослых» — это возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением дома, перенять у педагогов приемы обучения и воспитательного воздействия (сказочные герои, ведущие, помощь в подготовке атрибутов и декораций) в праздниках, развлечениях, досугах: «Моя семья — моя поддержка и защита», «Семейные традиции», «Любим с мамочкой играть»», «Вечер детской самодеятельности», «День семьи», «День семьи, любви и верности», «Путешествие в страну Игралия».

«Библиотека семейного чтения» — это оказание помощи в реализации совместных интересов членов семьи, предоставление возможностей для творческого самовыражения и возрождение традиций совместного чтения, культуры общения через организацию выставки, конкурсов, игровых программ, акций «Почитай мне, мама, перед сном», экскурсий в библиотеку, час игрового общения «К добру через сказку», выставки портретов героев семьи, ремонт книг в группе с родителями, семейный конкурс «Книжки-малышки своими руками», выставки совместных с родителями рисунков «Мой любимый сказочный герой», создание в группах библиотеки семейного чтения «Книга напрокат» с участием родителей.

В результате внедрения модели игрового взаимодействия родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО (рис.1) отмечено повышение информационной компетентности, уровня психолого-педагогических знаний и практических навыков родителей в вопросах воспитания и развития детей. Проделанная нами работа помогла достичь высоких результатов во взаимодействии с родителями, а именно: повысить компетентность родителей в вопросах игры как ведущем виде деятельности дошкольника, расширить знания родителей о способах организации игры в условиях семьи, о принципах игрового взаимодействия. При этом вызвали у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком, создали для детей единое образовательное пространство, гармонизацию детско-родительских отношений, повысили имидж образовательного учреждения, вырос рост доверия к деятельности педагогического коллектива. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни ребенка, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, активно участвовать в праздниках и развлечениях и проектной деятельности.

Рис. 2. Модель сотрудничества ДОО с родителями

Результаты эффективного сотрудничества в совместной игровой деятельности отражены в конкурсах всероссийского, краевого и муниципального уровня:

– Участие в III Всероссийском конкурсе методических разработок уроков, посвященных семье и традиционным семейным ценностям, был представлен сборник творческих гостиных с родителями;

– Участие в III краевом фестивале образовательных инноваций «От инновационных идей до методических пособий» были представлены методические пособия: «Домашняя игротека развивающих игр»; «Семейная гостиная», «Родительские собрания в игровой форме», «Музыкальная мастерская»;

– Участие в выставке педагогического мастерства в системе дошкольного образования были представлены: проекты — «Нам природа подарила необычный алфавит», «Безопасное поведение дома», сборник осенних сценариев «Музыкальный листопад», сборник творческих встреч с родителями, цикл тематических сценариев с использованием игрового пособия «Чудо-парашют»;

– Участие в конкурсе видео-занятий «Работаем по стандартам» в номинации «Методическое сопровождение педагогов ДОО по организации субъективного взаимодействия» с мастер-классом для педагогов на тему: «Интерактивные игры как одна из форм субъективного взаимодействия с родителями»;

– Участие в муниципальном этапе и на краевом уровне стали победителями детского экологического конкурса «Зеленая планета» в номинации «Многообразие вековых традиций» с макетом декораций для театральных постановок.

Реализация игрового взаимодействия родителей с детьми облегчила адаптацию малышей к новым социальным условиям, помогла им адекватно воспринимать себя и других людей, овладели конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе. Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить эффективность социализации дошкольника. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, III, дошкольный возраст, игровое взаимодействие родителей, игровое взаимодействие, родительское поведение, совместная деятельность, субъективное взаимодействие, эмоциональный контакт.

Похожие статьи

Взаимодействие с родителями как условие успешной...

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Семья и детский сад — два самых главных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

Гусева, И. А. Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде «ребёнокродитель — педагог» как необходимое условие

Здесь для нас в настоящее время — огромное поле деятельности в связи с поведенческими особенностями современных родителей.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.

Условия развития положительных взаимоотношений...

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимодействий и взаимоотношений.

Характер взаимоотношений детей зависит от формы организации игровой деятельности, взаимодействий в ней.

Формирование коммуникативных способностей у детей...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог

Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой...

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность их родители, все другие социальные институты призваны помочь, поддержать направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: социализация детей, младший дошкольный возраст, взаимодействие ДОУ и

Главный момент — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и

Совместные праздники, семейные фестивали и досуги дают бесценную возможность...

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

Общение и взаимодействие ребенка со сверстниками способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, формированию готовности к совместной деятельности в группе, формированию уважительного отношения...

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации...

Целью взаимодействия ДОО и семьи является установление партнерских связей между участниками педагогического процесса, включении родителей в жизнь дошкольной образовательной организации. Из цели вытекают следующие задачи

Похожие статьи

Взаимодействие с родителями как условие успешной...

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Семья и детский сад — два самых главных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

Гусева, И. А. Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде «ребёнокродитель — педагог» как необходимое условие

Здесь для нас в настоящее время — огромное поле деятельности в связи с поведенческими особенностями современных родителей.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.

Условия развития положительных взаимоотношений...

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимодействий и взаимоотношений.

Характер взаимоотношений детей зависит от формы организации игровой деятельности, взаимодействий в ней.

Формирование коммуникативных способностей у детей...

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог

Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой...

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность их родители, все другие социальные институты призваны помочь, поддержать направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: социализация детей, младший дошкольный возраст, взаимодействие ДОУ и

Главный момент — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и

Совместные праздники, семейные фестивали и досуги дают бесценную возможность...

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

Общение и взаимодействие ребенка со сверстниками способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, формированию готовности к совместной деятельности в группе, формированию уважительного отношения...

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации...

Целью взаимодействия ДОО и семьи является установление партнерских связей между участниками педагогического процесса, включении родителей в жизнь дошкольной образовательной организации. Из цели вытекают следующие задачи

Задать вопрос