Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Герина, Н. С. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры / Н. С. Герина, Л. Б. Пыпкина, Л. В. Полякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5218/ (дата обращения: 16.01.2021).



В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы анализируют эффективность воспитательного воздействия при интегрированных образовательных событиях.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; дошкольники: интеграция; образовательные события; педагогическая коллаборация.

Введение. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в нашей стране определена в законе об образовании, Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, национальным проектом «Образование». Духовно-нравственный кризис последних лет поразил такую социальную прослойку как образование. Наиболее значимым фактором, негативно влияющим на развитии современной системы российского образования, стало копирование зарубежного опыта без учета этноса и ментальности. Заметное снижение российских культурных, духовных и национальных ценностей приводит к появлению у детей нравственной «инвалидности». Сейчас как никогда необходимо говорить о России как духовной составляющей, объединяющей национальные чувства, гордость за свою страну.

Изучение философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования показывает, что роль духовной, нравственной культуры в воспитании остается важной проблемой в трудах многих ученых-исследователей. Наиболее известные труды Н. А. Бердяева, И. Ф. Бережной, В. И. Водовозова, Ф. М. Достоевского, И. А. Ильина, М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, К. П. Победоносцева, С. А. Рачинского, B. C. Соловьева, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, П. А. Флоренского, С. Т. Шацкого и др.

Данная проблема широко рассматривается в научных работах современных психологов и педагогов: Г. Н. Волкова, И. Ф. Гончарова, И. Ф. Исаева, С. Ф. Ивановой, Н. С. Махиной, В. М. Меньшикова, В. А. Радченко, В. А. Сластенина, А. Г. Пашкова, А. Н. Ходусова, В. Д. Шадрикова, Ю. И. Юдина и др.

Интересным является исследование В. А. Радченко, где автор доказывает реально существующий факт актуальности проблемы духовно-нравственного, социокультурного светского, этического, морального, образования ребенка в современной системе образования [3].

О. С. Ильина раскрывает понятие духовно-нравственного воспитания как целостность нравственных категорий, а именно «нравственное сознание», «нравственные чувства», «нравственные мотивы», «нравственное поведение» [2].

О. А. Андриенко приходит к выводу, что к духовно-нравственному развитию дошкольника относится развитие эмоциональной сферы, а целью педагогической деятельности в этом направлении должно быть формирование жизненно важных чувств и качеств личности [1].

В. В. Черкашина выделяет основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников: развивающего образования; социально-педагогического партнерства; интеграции образовательного процесса; личностно-ориентированного подхода; принцип культуросообразности [4].

Изучив степень разработанности проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников, нами было сформулирована цель исследования -

разработать и апробировать воспитательную системудуховно-нравственного воспитания дошкольников средствами народной и православной культуры в коллаборации педагогов дошкольной образовательной организации.

Объект исследования — духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Предмет исследования — воспитательная система на основе народной и православной культуры.

Задачи: смоделировать воспитательную систему духовно-нравственного воспитания; разработать содержание ее структурно-функциональных компонентов; описать процесс апробации воспитательной системы духовно-нравственного воспитания.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходило в МБДОУ «ЦРР — детский сад № 12» г. Воронежа. Участвовали дошкольники разных групп в возрасте 4–6 лет. Методы исследования наблюдение и эксперимент во время проведения образовательных событий.

Результаты и их обсуждение

В МБДОУ «ЦРР — детский сад № 12» система духовно-нравственного воспитания детей строится через приобщение к культурному наследию русского народа. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках обогащают ребенка духовно.

Чтобы познакомить детей с культурным наследием нашего народа, в детском саду организован музей «Русская горница», где можно познакомиться с крестьянской культурой и бытом, с предметами старины, с русским народным костюмом. А в группе № 11 организован мини-музей «Русская изба», экспонаты которого собираются в течение 8 лет. В 2019–2020 учебном году воспитателем в мини-музее проведено открытое занятие-экскурсия для детей подготовительной группы «Добро пожаловать в русскую избу», а также открытое образовательное мероприятие «Русская изба. Как жили наши предки?».

Инструктором по физической культуре с целью духовно-нравственного воспитания детей проводится большое количество подвижных народных игр. В 2019–2020 учебном году проведено открытое образовательное мероприятие «Давайте поиграем! Русские народные игры Воронежской губернии».

Особую роль в духовно-нравственном воспитании играют народные праздники, В 2018–2019 учебном году проведены следующие праздники: спортивно-музыкальный праздник «Широкая Масленица»; спортивный праздник на воздухе «Иван Купала»; открытое образовательное мероприятие, посвященное Дню Победы «Поклонимся Великим тем годам» с экскурсией в Музей Славы и возложением цветов к братской могиле.

В 2019–2020 учебном году педагоги подготовили и провели: спортивно-музыкальный праздник «Благодатный Покров»; спортивно-музыкальный праздник «Широкая Масленица»; открытое образовательное мероприятие «Праздник птиц»; «Наша Армия сильна» музыкально-спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества, с привлечением родителей; развлечение в подготовительной группе «Мамины руки, нет их теплее»; «Колядки» театрализованное представление для детей младших групп.

Особое место в нашем детском саду занимает ознакомление детей с православной культурой. На основании договора о социальном партнерстве № 15 т 21.09.2018г. с Воронежской Духовной Семинарией и с согласия родителей в детском саду регулярно проводятся занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми подготовительной группы. Эти занятия проводят педагоги совместно с воспитанниками Воронежской Духовной Семинарии. Ежегодно проходит экскурсия для детей подготовительной к школе группы в Успенский храм, причастие воспитанников, а в образовательной организации проходит праздник «Рождество Христово», куда приглашаются не только студенты и преподаватели Воронежской Духовной Семинарии, но и студенты с преподавателям ВГПГК, и депутаты Воронежской областной думы. Стало традицией проводить открытое образовательное мероприятие «Светлая Пасха» и участвовать в благотворительной акции «Белый цветок».

В 2019–2020 учебном году педагоги подготовили воспитанников сада для участия в окружном этапе международного конкурса «Красота Божьего Мира — 2019» и заняли II место в номинации «Рисую с мамой».

Распространение опыта и демонстрацию достижений в данном направлении педагоги реализуют на научных конференциях, семинарах, районных и городских методических объединениях. Итогом проводимой деятельности стало участие педагогов в научно-практическом семинаре «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», организатор ГБУ ДПО «ИРО».

Литература:

  1. Андриенко О. А. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы. Научен вектор на Балканите. 2019. Т.3. № 1(3), с.2–4
  2. Ильина О. С. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017, № 3 (43), с. 4–6.
  3. Радченко, В. А. Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации / В. А. Радченко. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 27–35. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68623/ (дата обращения: 01.05.2020).
  4. Черкашина В. В. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях // Поволжский педагогический поиск. 2014. № 4 (10). С. 143–146.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, детский сад, духовно-нравственное воспитание дошкольников, открытое образовательное мероприятие, Воронежская Духовная Семинария, воспитательная система, культурное наследие, подготовительная группа, православная культура, спортивно-музыкальный праздник.

Ключевые слова

духовно-нравственное воспитание, дошкольники: интеграция, образовательные события, педагогическая коллаборация

Похожие статьи

Управление образовательной деятельностью в части развития...

‒ Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском...

Демина, Г. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду / Г. Д. Демина.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование...

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников...

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников в условиях введения новых стандартов.

Так как, духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье, первое родительское собрание в нашей группе было посвящено этой теме.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на...

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка...

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей

- формирование общей культуры детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей общества

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является...

Духовно-нравственное воспитание нуждается в обновлении методик, технологий и программ, направленных на создание условий в которых оптимальным образом будут развиваться духовные стороны дошкольников. Причем, это должно быть построено на фундаментальных...

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников...

Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Духовно-нравственное воспитание интегрировано во всю...

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского...

Духовнонравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию... Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на участников.

Похожие статьи

Управление образовательной деятельностью в части развития...

‒ Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском...

Демина, Г. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду / Г. Д. Демина.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование...

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников...

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников в условиях введения новых стандартов.

Так как, духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье, первое родительское собрание в нашей группе было посвящено этой теме.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на...

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка...

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей

- формирование общей культуры детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей общества

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является...

Духовно-нравственное воспитание нуждается в обновлении методик, технологий и программ, направленных на создание условий в которых оптимальным образом будут развиваться духовные стороны дошкольников. Причем, это должно быть построено на фундаментальных...

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников...

Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Духовно-нравственное воспитание интегрировано во всю...

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского...

Духовнонравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию... Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на участников.

Задать вопрос