Конструкт НОД «Проделки Бабы Яги» (для среднего дошкольного возраста) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Корелина, В. В. Конструкт НОД «Проделки Бабы Яги» (для среднего дошкольного возраста) / В. В. Корелина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 97-106. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5012/ (дата обращения: 18.04.2024).



Технология: проблемно-игровая (логико-математическая игра) с элементами технологии ТРИЗ

Форма организации: подгрупповая

Материалы иоборудование кзанятию:

Демонстрационный материал: конверт с письмом от Бабы Яги, для сказочного леса (тропинка; пеньки; деревья); домик — «Теремок»; кольца Луллия; коробка-посылка (оформленная атрибутами Бабы Яги), 2 длинные веревки; картинки животных (верблюд, зебра, кенгуру, лиса); 2 конверта с заданиями: «Футбол с Бабой Ягой» и «Волшебные звуки».

Раздаточный материал: геометрические фигуры: 2 маленьких треугольника желтого цвета, 2 больших круга желтого цвета, 1 большой зеленый квадрат и 2 маленьких квадрата синего цвета, 2 маленьких прямоугольника голубого цвета, 2 маленьких овала голубого цвета; цифры от 1 до 7, листы картона зелёного цвета, маленькие круги разного цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный, оранжевый); 10 подносов с цветными фишками.

Использование ТСО: аудиозапись голоса героя.

Предварительная работа: дети получили письмо с приглашением в гости к Лесовичку.

Цель: приобщать детей к активной умственной деятельности и развитию познавательной активности, воспитывать интерес к занятиям математикой.

Задачи:

Обучающие:

– упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, в сравнении фигур по трем признакам (цвет, форма, размер);

учить элементам анализа, побуждать замечать общие признаки путем их сравнения;

– совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги (верхний правый угол, нижний правый угол, в центре (посередине) и т. д.)

– упражнять в счете до 7;

– вырабатывать умение выделять главные свойства в решении математических задач.

Развивающие:

– способствовать развитию у детей познавательно-творческих способностей в логико-математической деятельности, развитие сообразительности, внимания и смекалки;

– тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, развивать память, внимание, речь, фантазию, воображение, слуховое и зрительное внимание;

– стимулировать речевую активность во время игры.

Воспитывающие:

– воспитывать у детей дружеские отношения, умение выслушивать спокойно друг друга;

– доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Планируемые результаты: дети имеют представление о порядковом счёте до 7, представление о геометрических фигурах, способны разбивать группу предметов по определённому признаку, удерживают в памяти при выполнении математических действий нужное условие, с интересом участвуют в логико-математической деятельности, сосредоточенно действуют в течение 15–20 минут.


Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые

результаты

Вводно-организационный этап:

психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности.

Дети приглашаются в музыкальный зал в гости к Лесовичку, в зале обстановка сказочного леса.

Воспитатель:

— Ребята, смотрите, в какой сказочный лес мы попали!

— А где же хозяин этого сказочного леса?

(В это время раздается стук в дверь, и передают коробочку).

Воспитатель:

— Посмотрите какую посылку нам принесли! Интересно от кого она? Мне интересно ваше мнение.

— Как вы думаете, что в ней? (в коробке — диск, подписано «от Бабы Яги»)

— Ребята, посылка от Бабы Яги. Прослушаем послание от нее?

Педагог стимулирует детей к деятельности

Дети осматриваются

Дети рассматривают, отвечают на вопросы педагога, высказывают свои версии

Включенность детей в деятельность

Основная часть.

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Голос на пленке:

Вашего друга я украла, я его околдовала,

Вы вернуть его хотите? (пауза)

Три заданья получите.

Выполнить заданья срочно

Нужно верно, быстро, точно!

Тогда Лесовичок вернётся,

В этом вам Яга клянётся!»

Воспитатель:

— Так вот почему нет нашего друга Лесовичка.

— Что мы можем сделать, чтобы его выручить?

— Послушаем первое задание?

Голос на пленке: звучит аудиозапись

По тропинке вы пойдете, и налево там свернете,

Там налево за углом, есть пенёк покрытый мхом,

А под ним и задание.

На полу — 3 дорожки-веревочки (направо, прямо, налево)

Воспитатель дает прослушать аудиозапись — голос, записанный на диск.

Воспитатель из-под пенька достает задание

Дети прослушивают аудиозапись

Дети высказывают свое мнение.

Ответ: выполнить задания, которые даёт Баба Яга

Дети проходят по веревочке

Введение нового приема технологии ТРИЗ

«Превратиться вгеометрические фигуры и

поселить их вТеремок».

Игра «Теремок»

— Выберите себе фигуры.

— Стоит в поле Теремок, он не низок, не высок. Бежал мимо квадрат.

—Терем — теремок. Кто в теремочке живет?

Никто не отозвался. Зашел квадрат в теремок и стал в нём жить.

Пробегали мимо треугольники:

— Тук-тук-тук! Мы треугольники. Кто в теремочке живет? Пустите нас к себе жить.

— Пустим, если скажете, чем вы треугольники похожи на нас, квадраты (по форме)

Затем мимо пробегали круги

— Тук-тук-тук! Мы круги. Кто в теремочке живет? Пустите нас к себе жить.

— пустим, если скажете, чем вы, круги, похожи на нас, треугольников (по цвету)

Потом пришли овалы

— Тук-тук-тук! Мы овалы. Кто в теремочке живет? Пустите нас к себе жить.

— пустим, если скажете, чем вы, овалы, похож на круги (по форме)

А потом увидели Теремок Прямоугольники.

— Тук-тук-тук! Мы прямоугольники. Кто в теремочке живет? Пустите нас к себе жить.

пустим, если скажете, чем вы, прямоугольники, похожи на нас, на овалы.

— Ребята, по каким признакам мы поселили фигуры в теремок?

— А как можно назвать их одним словом?

— Ребята, как вы думаете, мы справились с этим заданием? Смогли фигуры в Теремок заселить?

— Молодцы ребята, вы были очень внимательные и недопустили ни одной ошибки.

Воспитатель предлагает детям выбрать фигуры из «Чудесного мешочка»

Воспитатель

исполняет первую роль «квадрата»

Дети выбирают геометрические фигуры.

Выполняют условия игры

Дети высказываются:

— цвет, форма, размер

— геометрические фигуры

Дети высказывают свое мнение.

Дети различают геометрические фигуры по форме, цвету, размеру.

Введение нового приема технологии ТРИЗ:

«Круги Луллия»

Воспитатель: Послушаем следующее задание?

Голос на пленке:

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа,

Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Беритесь ребята скорей за работу

Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.

Посчитайте животных, которых я видела.

Ребята, я сейчас прочитаю текст, а вы внимательно слушайте, как только услышите, что я называю животное — берите фишку и выкладывайте перед собой.

2 Влесу заповедном Яга была,

Зверей она кормила:

Верблюда, зебру, кенгуру

И длиннохвостую лису.

Всех покормить она смогла.

Скажите мне скорей, друзья,

Сколько зверей перечислила я?

Давайте проверим, правильно ли вы сосчитали. Я прочитаю еще раз, а вы проверяйте.

— Ребята, вы были очень внимательные и правильно сосчитали всех животных.

— Как вы думаете, справились мы со вторым заданием?

Воспитатель дает прослушать аудиозапись — голос, записанный на диск.

Воспитатель определяет с детьми содержание задания и порядок работы с текстом.

Воспитатель текст читает 2 раза (на второй раз выставляет изображения животных).

Дети прослушивают аудиозапись.

Считают до 4, слушают стихотворение, выделяют главное в тексте с помощью педагога.

Дети проверяют выполненное задание и оценивают свою деятельность на данном этапе

Дети считают до 4, имеют представление о порядковом счете.

Способны внимательно слушать стихотворение, выделять главное в тексте с помощью педагога.

Дети умеют соотносить цифры и количество предметов в пределах 7.

— Как хорошо и быстро у вас всё получается. Чтобы вы сильно не устали, давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Разбежались».

Физминутка

Игра «Разбежались»

девочки — мальчики;

— есть карманы — нет карманов;

— длинные волосы — короткие;

— кого в д. с. привел папа — кого не папа;

— длинные рукава — короткие рукава;

— у кого есть красный цвет в одежде — у кого нет;

— у кого на одной руке 5 пальчиков — а кого больше

— Ребята, будем третье задание слушать?

Голос на пленке:

Волшебный ящик мой возьмите,

И круги в нём покрутите,

Нужную цифру к картинке найдите.

Воспитатель:

Ребята, где же ящик Бабы Яги?

— (Имя ребенка), на круге, расположенном справа, выбери любую картинку, какая тебе нравится.

— Что (или кто) изображёно?

— Давай посчитаем, сколько … на картинке.

— какую цифру мы выберем?

— Почему ты выбрал эту цифру?

Воспитатель:

— Ребята мы успешно справились со всеми заданиями? Что-то Баба-Яга не спешит отпускать нашего друга Лесовичка.

— Ребята, какое ваше мнение, что нам делать?

— Давайте дослушаем диск до конца, может и правда есть еще какая-то информация от Бабы Яги?

Голос на пленке:

Что ж, вы дети молодцы, я не ожидала

Да еще вы храбрецы, трех заданий для вас мало.

Так как Бабка я Яга — злая и коварная,

Вот вам ещё два заданья. Под пенечком лежат.

Первое задание: «Волшебные звуки»

Сейчас нужно закрыть глаза. Слушать внимательно, сколько раз сыграет металлофон — такую цифру покажите.

Второе задание: «Футбол сБабой Ягой»

Воспитатель проводит физминутку.

Воспитатель дает прослушать аудиозапись — голос, записанный на диск.

Воспитатель помогает детям пользоваться кругами Луллия.

Воспитатель дает прослушать аудиозапись — голос, записанный на диск.

Воспитатель ударяет молоточком по металлофону определенное количество раз.

Воспитатель читает задание

Дети разбегаются (направо — налево) по внешним признакам.

Дети прослушивают аудиозапись

Ребенок выбирает на правом диске картинку, прокручивая второй диск (расположенный слева) — подбирает правильный ответ

Дети быстро и точно реагируют на слуховые сигналы, правильно соотносят цифру и количество прозвучавших звуков.

Голос на пленке:

Хе-хе-хе! Придётся отпустить вашего друга! Я хоть и вредная Баба Яга, но честная, всегда сдерживаю свои обещания! Хе-хе-хе! До свиданьице!

Выходит «Лесовичок».

— Ребята, скажите, а вам было очень трудно?

— Преодолели все трудности?

— Какие задания вам понравились больше всех?

— Что лучше всего получилось?

Вы большие молодцы! Я очень рад, что у вас в группе такие отзывчивые ребята!

— Я хочу отблагодарить вас, ребята. Я дарю вам на память интересные математические задания, которые вы сможете выполнить у себя в группе.

Воспитатель дает прослушать аудиозапись — голос, записанный на диск.

Выходит «Лесовичок» — каждому ребенку жмет руку, благодарит за помощь, воспитатель проводит анализ образовательной деятельности

Дети прослушивают аудиозапись, находят ещё два задания под пенёчком.

Дети внимательно слушают и показывают нужные цифры

Дети выполняют задания на листах.

Дети правильно ориентируются на листе бумаги.

Заключительный этап

Рефлексия

Открытость

Воспитатель:

Я желаю вам, ребята, хорошего дня и хорошего настроения!

Дети осуществляют оценку своей деятельности.

Выражают свои эмоции посредством слов и мимики.

Сформированность элементарных навыков самоконтроля (умение оценивать свои возможности)

Литература:

  1. Петерсон Л.Г, Кочемасова Е. Е. «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников». Издательство «Ювента» 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, задание, ребята, голос, аудиозапись, Баба Яги, диск, круг, сказочный лес.

Похожие статьи

Методическая разработка организованной образовательной...

Демонстрационный материал: диск с записью голоса Бабы Яги, декорации леса (цветы

Интересно от кого она?» (в коробочке диск подписано от Бабы ЯгиРебята, коробочка от

Воспитатель: А раз мы отправляемся в сказку, то нам нужно волшебство, или волшебные...

Образ Бабы Яги в русских народных сказках | Статья в журнале...

Где живет сказка? Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят и взрослые и дети. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Кто её придумал? Это вымышленный сказочный персонаж?

Конспект занятия в средней группе «Приключения...»

Дети встают в круг и вместе с воспитателем под определенную музыку показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя

Воспитатель: — Вот и приехали мы в Волшебный лес! Краснеют на солнце. Сосен стволы. Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного...

Конспект ООД по образовательной области...

Ребята, скажите пожалуйста, Баба-Яга в сказках является положительным или

Воспитатель перечисляет персонажи сказкидети отгадывают и называют сказку.

Это вымышленный сказочный персонаж? Ключевые слова: русские народные сказки...

«Помощь сказочному лесу»: методическая разработка...

Раздаётся голос старого дерева (аудиозапись).

волшебная вода, воспитатель, ребенок, заколдованный лес, ребята, волшебный сундучок, детский сад, мой братец, III, Яга.

воспитатель, Ребенок, Ребята, листочек, Волшебный лес, волшебное дерево, нужная...

Занятие во второй младшей группы «В гости к мышке»

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, голос бабы Яги, пирожок, ребенок, часть суток, Ответ детей, детский сад, задание

Воспитатель: Но чтобы он полетел его необходимо украсить волшебными снежинками. Воспитатель: ну вот, героям сказки...

Конспект развлечения по нравственно-этическому воспитанию...

Воспитатель здоровается с детьми, в этот момент входит младший воспитатель и говорит, что

Воспитатель: Давайте подарим этот волшебный рисунок Аленушке и в сказочном лесу наши

Воспитатель: — Молодцы, ребята, вы правильно составили сказку и за это получайте.

Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая...»

Баба-Яга: Какой красивый сказочный лес у вас получился, спасибо, ребятки. Полечу, покажу Кощею Бессмертному и Змею Горынычу.

Чтобы оживить дерево, нужно отправиться в путешествие в наш волшебный лес, но на каждой станции вас будет ждать задание.

Квест-игра в старшей группе «Путешествие в тридевятое царство»

Воспитатель: Давайте выполним задания и вернём героям сказок их вещи. Вы готовы отправиться в тридевятое царство?

Воспитатель: — Баба Яга оставила пёрышко. Из какой сказки оно? Кто пёрышко в руки возьмёт, Русскую народную сказку скорей назовёт!

Похожие статьи

Методическая разработка организованной образовательной...

Демонстрационный материал: диск с записью голоса Бабы Яги, декорации леса (цветы

Интересно от кого она?» (в коробочке диск подписано от Бабы ЯгиРебята, коробочка от

Воспитатель: А раз мы отправляемся в сказку, то нам нужно волшебство, или волшебные...

Образ Бабы Яги в русских народных сказках | Статья в журнале...

Где живет сказка? Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят и взрослые и дети. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Кто её придумал? Это вымышленный сказочный персонаж?

Конспект занятия в средней группе «Приключения...»

Дети встают в круг и вместе с воспитателем под определенную музыку показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя

Воспитатель: — Вот и приехали мы в Волшебный лес! Краснеют на солнце. Сосен стволы. Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного...

Конспект ООД по образовательной области...

Ребята, скажите пожалуйста, Баба-Яга в сказках является положительным или

Воспитатель перечисляет персонажи сказкидети отгадывают и называют сказку.

Это вымышленный сказочный персонаж? Ключевые слова: русские народные сказки...

«Помощь сказочному лесу»: методическая разработка...

Раздаётся голос старого дерева (аудиозапись).

волшебная вода, воспитатель, ребенок, заколдованный лес, ребята, волшебный сундучок, детский сад, мой братец, III, Яга.

воспитатель, Ребенок, Ребята, листочек, Волшебный лес, волшебное дерево, нужная...

Занятие во второй младшей группы «В гости к мышке»

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, голос бабы Яги, пирожок, ребенок, часть суток, Ответ детей, детский сад, задание

Воспитатель: Но чтобы он полетел его необходимо украсить волшебными снежинками. Воспитатель: ну вот, героям сказки...

Конспект развлечения по нравственно-этическому воспитанию...

Воспитатель здоровается с детьми, в этот момент входит младший воспитатель и говорит, что

Воспитатель: Давайте подарим этот волшебный рисунок Аленушке и в сказочном лесу наши

Воспитатель: — Молодцы, ребята, вы правильно составили сказку и за это получайте.

Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая...»

Баба-Яга: Какой красивый сказочный лес у вас получился, спасибо, ребятки. Полечу, покажу Кощею Бессмертному и Змею Горынычу.

Чтобы оживить дерево, нужно отправиться в путешествие в наш волшебный лес, но на каждой станции вас будет ждать задание.

Квест-игра в старшей группе «Путешествие в тридевятое царство»

Воспитатель: Давайте выполним задания и вернём героям сказок их вещи. Вы готовы отправиться в тридевятое царство?

Воспитатель: — Баба Яга оставила пёрышко. Из какой сказки оно? Кто пёрышко в руки возьмёт, Русскую народную сказку скорей назовёт!

Задать вопрос