У народа есть известное и очень почтенное и высокое нравственное миросозерцание…вошедшее в его язык и нравы…Этот круг словесных запасов учит и воспитывает народ от детского до старческого возраста.
В. Чернышёв, русский лингвист и педагог
Слово — основа мира, всего живущего.
Н. Г. Гарин-Михайловский, русский писатель
Писали ли вы когда-нибудь письма? Не электронные, а настоящие, бумажные, написанные от руки на листке бумаги и вложенные в обычный почтовый конверт с маркой? Знакомы ли вам эти неописуемые ощущения от того, что вы находите в своем почтовом ящике письмо со штемпелем? Как с радостью открываете конверт и трепетно читаете письмо? Такие письма нельзя удалить, и рука никогда не поднимется выбросить его. Каждое бумажное письмо наши бабушки и дедушки хранят как драгоценность, и это неслучайно, потому что письмо — это маленькое чудо. А что знают о бумажных письмах маленькие дети, рожденные в эпоху передовых технологий и социальных сетей? Ведь письма — настоящая культурная история человечества, которая способна хранить и возрождать в душе самые трепетные и искренние эмоции и чувства.
В настоящее время, наряду с активным развитием информационных компьютерных технологий, среди молодежи также активно развивается новое направление в творческой деятельности, которое представляет собой настоящую живую переписку с помощью бумажных писем, отправленных по почте в уникально оформленном конверте, и носит название mail art.
Mail art — вид современного искусства, в котором используются почтовые материалы как изобразительные средства. Благодаря mail art обычный почтовый конверт превращается в настоящее произведение искусства, достигается это созданием собственных рисунков на конверте, коллажей и аппликаций, использованием штампов, наклеек и скотчей, лент и вырубок. В mail art нет строгих правил в оформлении конверта и содержании его вложений: все зависит исключительно от фантазии человека, создающего конверт, и он волен самостоятельно решать, какой формы делать конверт, какую бумагу при этом использовать, как его украшать, где писать адрес получателя и отправителя, куда клеить марки. Благодаря этому, mail art является альтернативной формой почтовых отправлений. Данный вид искусства является одним из самых простых и интересных, он доступен абсолютно для каждого человека, вне зависимости от возраста и таланта…
«Россия — это часть глобального мира, который стремительно меняется. Мы хорошо понимаем сложность и масштаб существующих проблем… Сила России — в её Единстве, в свободном развитии всех народов, в многообразии и гармонии их культур, уважении к языкам и традициям…Стране необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Он должен, прежде всего, быть Гражданином России и гордиться этим!» (В. В. Путин)
В МБДОУ № 29 «Солнышко» ведётся систематическая работа по приобщению и детей, и взрослых к культурному наследию страны. Накопленный нами опыт проектной деятельности позволил выработать модульную техноконцепцию: «От Родных Истоков»— «Я— Гражданин иПатриот»— «К Родным Истокам через Синтез Искусств».
Использование культурных практик в студийной работе, глубокая убеждённость педагогов в огромном влиянии синтеза и взаимопроникновения искусств на оптимизацию образовательного процесса, общее стремление раскрыть индивидуальность и способности Личности каждого ребёнка и творческий потенциал всего коллектива в целом, дали возможность расширить наши возможности и определить основную концепцию взаимодействия детского и взрослого сообществ: «Я— Творческая Личность»— «Я— познаю Красоту Мира»— «Мы— играем, поём, танцуем, рисуем»— «Мы— Таланты, Мы— Творцы, Мы— Вместе!»
Веяния времени, активизация общественных и волонтёрских движений, позволило переориентировать проектную деятельность на социально — значимые проекты, приоритетом которых является систематическое взаимодействие с объектами культуры, сетевыми сообществами, участие в городских социальных акциях и мероприятиях расширили наши возможности в процессе формирования неравнодушной Личности Ребёнка — Патриота, с чёткой гражданской и жизненной позицией.
Век современных технологий шагает семимильными шагами, но педагоги отмечают тревожную тенденцию: дети и взрослые стали меньше читать, писать, общаться, «гаджеты» заменили всё. Такой пласт русской культуры, как написание письма, почти утрачен, а ведь в них -умение владеть родным словом, языком, в них — духовная связь людей и времени, в них — частица русской души.
Мы решили возродить эту традицию, заинтересовав детей и взрослых историей письма (история создания писем, фронтовой переписки), соединяя ее с современной культурной практикой — техники mail art, расширяя границы социально — патриотической активности и максимально реализуя потенциал Коллективного Сотворчества.
Таким образом, выделенные аспекты нашей современной жизни, легли в основу нового, социально значимого познавательно-творческого проекта: «Письма- mailart по свету летят, радуя взрослых инаших ребят!», что позволило выработать авторский концептуальный подход к его реализации:
Модульная концепция проекта
«Письма- mailart по свету летят, радуя взрослых инаших ребят!»
Модуль 1«Идём дорогою Письма»
Модуль 2«Письма души— mailart»
Модуль 3 «Традиции веков храня— идём дорогою добра»
Писали письма в старину — на бересте, пергаменте и коже,
Посланья предков к нам дошли и в глиняных дощечках тоже.
Теперь иные времена — век гаджетов, инета, скайпа,
Век технологий дарит всем возможность для start-up, hype.
Но рукотворному письму, я верю, каждый будет рад,
Если исполнено оно в прекрасном стиле -mail-art!
В них — связь времён, в них — связь людей, которая всему основа.
В них остаётся свет души, очарованье языка и слова!
Пусть письма -mailart по свету летят, радуя взрослых и наших ребят!
(Репина И. А.)
Паспорт проекта
«Письма- mailart по свету летят, радуя взрослых инаших ребят!»
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»
А. С. Пушкин
«Не умирают обычаи, которым определено быть вечным!»
Н. В. Гоголь
«Мы должны взять всё самое лучшее, что было в системе образования и построить работу на принципиально новой, современной основе, и сделать всё, чтобы сегодняшние дети получили прекрасное образование, стали порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой.
Мы будем идти вперёд вместе и обязательно добьёмся успеха»
В. В. Путин
Вид: социально значимый, познавательно-творческий
Продолжительность: среднесрочный (3 месяца).
Участники проекта: дети, педагоги, родители, социальные объекты культуры (молодежный центр, библиотека, музей, почта России)
Проблема: дефицит общения детей с родителями, нивелирование семейных и культурных ценностей, интереса к истории родной письменности (замещение их современными «гаджетами»), утрата преемственности традиций духовного наследия рода и семьи. «Чтобы знать, куда и как идти, надо знать, откуда и как мы пришли…» (О. В. Ключевский, русский историк)
Гипотеза: «Без прошлого — нет будущего. Будущее должно быть заложено в настоящем» (Г. Лихтенберг)
Актуальность: формирование стойкого познавательного интереса к истории возникновения письма как основы для сохранения преемственности духовного наследия поколений и возрождения традиций семейного письма в современной технике mail art.
Цель: Приобщение детей и взрослых к духовным ценностям русской культуры, истории страны, патриотизму и нравственности через современную культурные практики (технику — mail art, синтез искусств), активизацию социального партнёрства и гражданского самосознания.
Задачи:
– Организовать процесс коллективной деятельности на основе разработанной концепции и внедрения техники mail art для создания атмосферы радости Коллективного Сотворчества и оптимизации социальной активности.
– Познакомить с историей написания письма, работой современного почтового отделения.
– Освоить основные правила составления текста письма; развивать связную, грамотную разговорную речь, умение составлять мини-рассказы о боевых подвигах прадедов, совершенствовать интонационную выразительность в декламации стихов.
– Совершенствовать художественно — изобразительные и музыкальные навыки детей, эстетический вкус.
– Расширить и систематизировать знания детей о героическом прошлом страны, родного города, истории своей семьи.
– Обогатить через Синтез Искусств и применение культурных практик, интеграцию образовательных областей эмоционально-чувственную сферу ребёнка, раскрыть красоту и образность родного языка посредством Поэзии, Музыки, Живописи, реализуя эстетические потребности детей в самостоятельной и коллективной творческой деятельности.
– Создать необходимые условия для укрепления просветительского и социально-творческого взаимодействия с родителями (законными представителями детей), социальными объектами, общественными организациями города на постоянной основе.
– Способствовать формированию у детей духовно-нравственных ориентиров, социально-коммуникативных навыков, социальной активности.
Предполагаемый результат проекта:
– Овладение детьми и взрослыми техникой mailart.
– Развитие культурной и социальной компетентности детей и взрослых.
– Включённость родителей и социума в процесс реализации проектных мероприятий, расширение социальных связей.
– Использование технологии продуктивного чтения, ИКТ и др.
– Расширение социально-партнёрских связей.
Предполагаемый продукт проекта
– Пополнение видеотеки авторскими видео-экскурсами, семейными видео, фото-материалами, артефактами; музыкально-песенным литературным, иллюстративным и дидактическим материалом.
– Создание тематического читательского уголка для детей, информационно-мобильного стенда для отражения результатов коллективной деятельности, творческих идей детей и взрослых, отражающих их социальную активность.
– Пополнение домашней библиотеки детскими книгами военной тематики.
– Организация тематических выставок, изготовление коллективной рукотворной книги«Семейные реликвии».
– Пополнение тематической «Коллекции игр», РППС.
Ресурсное обеспечение
Мультимедийный проектор, экран, интерактивный экран, подбор интерактивных игр; видео — музыкальное обеспечение на флеш-накопителях.
Алгоритм реализации проекта
Этап 1. Организационный, информационно-аналитический
– Выявление проблемы, спектра интересов детей и родителей, выбор темы.
– Блиц-опрос, анкетирование, аукцион культурных практик.
– Определение цели, задач, сроков реализации проекта.
– Разработка основной модульной концепции проекта и алгоритма взаимодействия всех участников проекта (пошаговое планирование)
– Оформление родительского уголка (тематические консультации и т. д.)
– Обеспечение необходимыми ресурсами, обогащение РППС для продуктивной индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Этап 2. Практический. Реализация модульной концепции проекта.
Модуль 1: «Идём дорогою Письма»
Блок 1. Демонстрация авторских видео- экскурсов:
«Из истории возникновения древней письменности»
«Из истории возникновения почтового сообщения»
«Фронтовые письма, посылки — вечная память истории»
«От наскального рисунка — до электронного письма»
Модуль 2: «Письма души— mailart»
Блок 1. Тематические занятия имастер-классы
Мастер-класс «Mailart как современное искусство»
Мастер-класс «С Днем Рождения, Дед Мороз!» изготовление поздравительного письма в технике mail art
Акция «Отправь письмо Деду Морозу» (педагоги, дети, родители).
Мастер-класс ко Дню Матери «Письмо mail art-магнитик на счастье»
Интегрированное занятие «Туапсе — город Будущего»
Практикум «Письма души — mail art» для группы семейного воспитания (семья С. Е. Абгарьян)
Блок 2. «Познаем, размышляем, играем»
Тематическая книжная выставка «От наскального рисунка до электронного письма».
Серия бесед «Из истории почты».
Экскурсия на почту, знакомство с профессиями почтовых работников.
Серия дидактических и сюжетно — ролевых игр «Играем в почту».
Модуль 3. «Традиции веков храня— идём дорогою добра»
Блок 1. «… Ипомнит мир спасённый…»
Встреча в музыкально-литературной гостиной из серии «Напитаем душу красотой и любовью» на тему: «Туапсе — город воинской славы».
Интегрированное занятие «Герои войны никогда не забудутся, их именами названы улицы».
Литературный конкурс чтецов: «Фронтовые письма: «И помнит мир спасённый…» (дети, родители, педагоги).
Блок 2. «Душа народа памятью жива…»
Организация тематической выставки «Душа народа памятью жива» (письма, артефакты, газеты, фотографии, рассказы о прадедах).
Организация фотовыставки «Наш бессмертный полк»
Экскурсия выходного дня «Музей боевой славы»
Заседание семейного клуба «Спасибо деду за Победу» (конкурс семейного видео)
Блок 3. «Я— Гражданин иПатриот!»
Участие в туапсинском городском волонтерском движении «Мы — волонтёры Победы» (Городской Молодежный Центр)
Социальная акция «Согреем сердца ветеранов» (вручение ветеранам поздравительных писем mail art)
Встреча «Никто не забыт, ничто не забыто…» — спредставителями Туапсинского поискового молодёжного отряда.
Участие в городских и краевых социальных акциях и конкурсах.
Блок 4: Студийно-творческий: «Через синтез искусств— кистории страны»
Работа визостудии «Радуга»:
Изготовление рукотворной книги коллективного творчества «Семейные реликвии»
Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг о войне.
Выставка рисунков «Портрет неизвестного солдата»
Вернисаж «Памятники воинской славы родного города»
Выставка рисунков военной техники «Наша армия сильна…»
Коллективное изготовление «Письмо в Будущее» (Капсула Времени), в честь Дня Победы.
Работа встудии ритмопластики «Карнавал»
Разучивание танцев военной тематики.
Разучивание детских песен патриотической тематики.
Участие в смотре-конкурсе патриотической песни.
Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к празднику 9 мая.
Этап 3. Аналитико-обобщающий
– Фиксация и анализ результатов, подведение итогов, выводы.
– Обобщение опыта, методических материалов, создание презентации по итогам проекта, обсуждение перспектив.
– Участие в творческих конкурсах, общественных акциях.
– Трансляция полученного опыта в социум (МО, семинары, конференции, сетевые сообщества и т. д.)
Заключение
«Наши усилия должны быть направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, развития образования и культуры… Давайте будем помнить: мы — единый народ, мы — один народ, и Россия у нас — одна!»
В. В. Путин
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что коллективная работа, основанная на модульной концепции и внедрении современных культурных практик, Сотворчестве, расширении партнёрских связей и повышении социальной активности продолжается и сегодня. Она — актуальна, перспективна, неисчерпаема, как и наше духовное наследие — а главное, -социально значимая для всех нас!
Литература:
- https://www.livelib.ru/book/173528/read-ne-znayu-kak-kogo-nikolaj-garinmihajlovskij
- http://www.detskiysad.ru/rech/razvitie73.html
- https://www.litmir.me/br/?b=222714&p=54
- https://www.livelib.ru/author/2675/quotes-vasilij-klyuchevskij
- https://www.samddn.ru/novosti/novosti/v-v-putin-my-edinyy-narod-my-odin-narod-i-rossiya-u-nas-odna-/