Формирование коммуникативной компетентности, преодоление застенчивости и снятие тревожности у дошкольников посредством проекта «Мы вместе» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Силина, Е. Ю. Формирование коммуникативной компетентности, преодоление застенчивости и снятие тревожности у дошкольников посредством проекта «Мы вместе» / Е. Ю. Силина, А. В. Бердникова, Е. Г. Казакова, В. В. Чернова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5215/ (дата обращения: 23.01.2021).



В русле последних тенденций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития.

Коммуникативный компонент — способность налаживать речевое взаимодействие с партнёром, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения в зависимости от ситуации общения, на наш взгляд, имеет приоритетное значение в общем составе коррекционного воздействия.

Проблема тревожности у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, педагоги должны помочь детям преодолеть барьеры тревожности и страха в своём сознании.

Тема проекта выбрана не случайно, исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе — проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.

Идея совместного проекта музыкального руководителя и психолога возникла, так как музыка — это мощный фактор физиологического и психологического воздействия на организм человека. Результат коррекционно-развивающей работы улучшается в разы с применением средств музыкального воздействия.

Участники проекта: дети средней и старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, администрация и специалисты ДОО.

Цель: организация психолого-педагогического сопровождения, создание условий к социализации и успешной адаптации в обществе, коррекция тревожности детей дошкольного возраста.

Предмет психокоррекции: тревожность, как эмоциональное состояние, сопровождающее ребенка.

Задачи:

  1. Формировать навыки общения, эмоционального и телесного самовыражения, уверенности в себе.
  2. Способствовать снятию психического напряжения, страхов, преодоление негативных переживаний.
  3. Способствовать развитию чувства ритма, слухового внимания, общей, мелкой, артикуляционной моторики.
  4. Развивать синхронность и координацию речи и движения.

Срок реализации проекта: 2,5 месяца

Прогнозируемый результат:

Дети:

Педагоги:

Родители:

-Сформированность коммуникативной компетенеции;

—снижение тревожности;

—снижение количества страхов;

—повышение уверенности в себе.

-Повышение уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу

—установление положительного психологического климата между психологом и воспитателями.

—проявление заинтересованности педагогов по данному направлению

-Появление интереса к данной проблеме

—Активное участие в воспитательно-образовательном процессе.

Повышение компетенции родителей по вопросам снятия тревожности.

Проект включает несколько взаимосвязанных направлений:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  2. Психолого-педагогическое просвещение педагогов;
  3. Обучение родителей и педагогов конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей;
  4. Организация деятельности по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников, преодоление застенчивости и снятие тревожности.

Основные формы, средства иметоды реализации:

Форма организации — групповая; форма проведения — игровая.

Технологии иметодики, используемые вработе проекта:

Дискуссии, беседы, этюды, чтение психотерапевтических сказок, тематическое рисование, упражнения (творческого и подражательного характера), игры с правилами, творческие игры, чтение художественных произведений, рассказ взрослого и рассказы детей, аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки), элементы сказкотерапии, игротерапия, элементы арт-терапии.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ проблемы. Кроме того, было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения проекта.

Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий в соответствии с тематическим планированием.

На данном этапе основными направлениями работы являлись:

– формирование положительного настроя на занятиях;

– привлечение внимания к сверстникам;

– обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;

– введение невербальных средств общения, регулирующих и воздействующих на процесс коммуникации.

На заключительном этапе будет осуществлено подведение итогов и анализ результатов проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности. Демонстрация опыта работы по данной теме для педагогов ДОО.

В рамках данного проекта еженедельно проводились занятия, соответственно тематическому перспективному плану. Упражнения, игры, песни, этюды закреплялись на музыкальных занятиях, в совместной деятельности с воспитателями в группе, на занятиях с другими специалистами ДОО, а также в играх и упражнениях с родителями в домашних условиях.

Занятия проводились в форме игр-драматизаций на увлекательные для детей темы. Каждое упражнение включало в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения и речь ребёнка так, чтобы через механизм их функционального единства ребёнок учился произвольно воздействовать на каждый из этих элементов. На занятиях не фиксируется внимание на неудачах: не бывает правильных и неправильных действий; здесь всё у всех получается, все проявляют себя как могут и как хотят.

Таким образом, реализация проекта «Мы вместе» способствовала эмоциональной раскрепощённости, снятию напряжения, тревожности и установлению взаимодействия со сверстниками.

Литература:

  1. Костина Л. М., «Игровая терапия с тревожными детьми» Санкт-Петербург: «Речь», 2005.
  2. Арефьева Т. А., Галкина «Преодоление страхов у детей» Тренинг, Издательство Института психотерапии, Москва, 2005.
  3. «Лабиринт души: Терапевтические сказки» под редакцией Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е., Москва Академический Проект: Трикста, 2005.
  4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа — Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2005.
  5. Панфилова М. А. «Игротерапия общения» Тесты и коррекционные игры. Москва Издательство ГНОМ и Д, 2002
  6. Катаева Л. И. «Работа психолога с застенчивыми детьми», — Москва: Книголюб, 2004.
  7. https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-uverenosti-i-preodolenie-strahov-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-smelye-rebjata.html
  8. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-razvitiyu-uverenosti-v-sebe-i-preodolenie-strahov-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-smelye-rebjata.html
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольный возраст, занятие, музыкальный руководитель, проект, ребенок, снятие тревожности.

Похожие статьи

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного...

Колобок знакомит детей с детским садом: это и музыкальный зал, где можно будет петь. В период адаптации в раздевалке встречают детей

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством... физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение...

Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного...

Яркая, насыщенная музыкальными развлечениями жизнь детского сада привлекает детей и помогает привыкнуть к новым условиям.

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста... Старшие дети приглашают младших детей на танец.

Новации в индивидуальной работе музыкального руководителя...

музыкальная деятельность в ДОУ, развитие творческих способностей дошкольников, музыкальные занятия в ДОУ, индивидуальное планирование в работе музыкального руководителя, совместное творчество музыкального руководителя с родителями и детьми.

Особенности организации музыкальной деятельности в детском...

В статье представлен опыт работы музыкального руководителя детского сада с детьми

Детский сад — как и любой другой социальный институт, отражает развитие общества.

И детские сады, как общая территория дошкольного детства, открыли свои двери всем детям...

Конспект музыкального занятия для детей младшего...

Проекты.

Музыкально-тематическое занятие — важный компонент образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

В музыкально-тематическом занятии для детей младшего дошкольного возраста «Лесная почта» образовательная деятельность...

Родительское собрание с элементами тренинга «Детская...»

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога, известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Игровая форма музыкальных занятий в детском саду создается при помощи особых игровых приемов, которые, как правило

Для детей старшего возраста можно использовать музыкальный центр, с помощью которого дети с удовольствием слушают детские песни...

Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по...

Дети — это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно

Включает в свои занятия упражнения, способствующие снятию состояния тревожности.

Покидаем детский сад (шаги на месте). Я рассказываю маме (показывают на себя, потом на...

Мастер-класс «Формирование психолого-педагогической...»

Контингент участников: педагоги ДОУ (воспитатели, специалисты ДОУ). Основные научные идеи — деятельностный, личностно-ориентированный, рефлексивный подходы.

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к...

Похожие статьи

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного...

Колобок знакомит детей с детским садом: это и музыкальный зал, где можно будет петь. В период адаптации в раздевалке встречают детей

Музыкально-оздоровительная работа ДОУ посредством... физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение...

Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного...

Яркая, насыщенная музыкальными развлечениями жизнь детского сада привлекает детей и помогает привыкнуть к новым условиям.

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста... Старшие дети приглашают младших детей на танец.

Новации в индивидуальной работе музыкального руководителя...

музыкальная деятельность в ДОУ, развитие творческих способностей дошкольников, музыкальные занятия в ДОУ, индивидуальное планирование в работе музыкального руководителя, совместное творчество музыкального руководителя с родителями и детьми.

Особенности организации музыкальной деятельности в детском...

В статье представлен опыт работы музыкального руководителя детского сада с детьми

Детский сад — как и любой другой социальный институт, отражает развитие общества.

И детские сады, как общая территория дошкольного детства, открыли свои двери всем детям...

Конспект музыкального занятия для детей младшего...

Проекты.

Музыкально-тематическое занятие — важный компонент образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

В музыкально-тематическом занятии для детей младшего дошкольного возраста «Лесная почта» образовательная деятельность...

Родительское собрание с элементами тренинга «Детская...»

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога, известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Игровая форма музыкальных занятий в детском саду создается при помощи особых игровых приемов, которые, как правило

Для детей старшего возраста можно использовать музыкальный центр, с помощью которого дети с удовольствием слушают детские песни...

Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по...

Дети — это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно

Включает в свои занятия упражнения, способствующие снятию состояния тревожности.

Покидаем детский сад (шаги на месте). Я рассказываю маме (показывают на себя, потом на...

Мастер-класс «Формирование психолого-педагогической...»

Контингент участников: педагоги ДОУ (воспитатели, специалисты ДОУ). Основные научные идеи — деятельностный, личностно-ориентированный, рефлексивный подходы.

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к...

Задать вопрос