Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 02.05.2020

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Ключникова, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи / А. В. Ключникова, М. В. Башаран. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 62-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5207/ (дата обращения: 20.04.2024).



Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой комплекс «Букляндия», в котором собраны и систематизированы по определенным направлениям основные виды заданий и упражнений, направленные на предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Использование данного игрового комплекса предполагает совместную работу воспитателя и учителя-логопеда в течение 1 учебного года.

Проблема изучения и коррекции нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из актуальных задач логопедии. По статистике с каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с оптической дисграфией. Дисграфия– это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку — при изучении морфологии и синтаксиса [7].

В то же время формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как одно из ключевых направлений речевого развития дошкольника.

Если вести речь о результативном решении данной проблемы, то нам, как педагогам дошкольного образования, важнее говорить о способах профилактики оптической дисграфии в детском саду, чем о путях ее преодоления у школьников.

Проблему нарушения письменной речи у детей изучали такие авторы, как Г. А. Каше, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова, Г. В. Чиркина и др. Однако в настоящее время многие аспекты трудностей обучения детей письму исследованы не до конца.

В связи с этим разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. Именно поэтому был создан и успешно апробирован игровой комплекс «Букляндия», в котором собраны и систематизированы по определенным направлениям основные виды заданий и упражнений, направленные на предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Авторская разработка основана на следующей гипотезе: поскольку у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи высока вероятность возникновения предпосылок дисграфии, то ранняя профилактика оптических нарушений способствует формированию функционального базиса к овладению процессами письма.

Объектом работы является процесс формирования письменной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом работы является комплекс игровых заданий и упражнений по профилактике предпосылок оптической дисграфии у старших дошкольников.

В процессе создания и реализации авторской разработки использовались разнообразные методы: анализ литературных источников, анализ анамнестических данных, констатирующее наблюдение, качественный анализ полученных данных.

Игровой комплекс «Букляндия» составлен с учетом следующих принципов [6]:

− принцип комплексности

− принцип развития

− этиопатогенетический принцип

− дидактические принципы

− принцип обходного пути

− принцип системного подхода

− принцип индивидуально-дифференцированного подхода

− принцип поэтапного формирования и закрепления навыков правильного письма

− принцип учета ведущей деятельности.

В рамках реализации авторской разработки были использованы следующие методы и приёмы:

− информационно-коммуникативные технологии [Блок № 1 «Запоминайка» упражнение № 4 «Сложи букву» — вариант 2; Блок № 3 «АБВГДейка» упражнение № 1 «Найди букву» — вариант 2]

− элементы логоритмики и тестопластики [Блок № 1 «Запоминайка» упражнение № 6 «Смастери букву»]

− элементы песочной терапии [Блок № 1 «Запоминайка», упражнение № 1 «Напиши букву», упражнение № 2 «Волшебный карандаш»].

1) Блок № 1 «Запоминайка»

Цель: развитие буквенного гнозиса; развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса.

1. «Напиши букву» (по методике З. Е. Агранович)

Ребенку предлагают написать знакомую ему букву указательным пальцем доминантной руки или кисточкой на сухом песке. [1]

2. «Волшебный карандаш» (по методике З. Е. Агранович)

Ребенку предлагается обвести знакомую букву, ранее изученную, по контуру, заштриховать ее в определенном направлении (сверху вниз, слева направо) и закрасить. Также упражнение можно выполнить, используя песочницу с сухим песком. [1]

3. «Узнай букву» (по методике З. Е. Агранович)

Ребенку закрывают глаза, а педагог проводит по руке ребенка указательным пальцем или карандашом изученную ранее букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке. [1]

4. «Сложи букву»

Вариант 1 (по методике З. Е. Агранович): выкладывание букв по образцу или по памяти из различных материалов: палочек, шнурков или толстых ниток, мозаики, пуговиц, камешков. [1]

Вариант 2: Ребенку предлагается сложить знакомые буквы из нескольких перемешанных частей (задание выполняется с помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142»). [4]

5. «Волшебник»

Вариант 1 (по методике З. Е. Агранович): Ребенку предлагают сложить из счетных палочек знакомую ему букву. Далее «превратить» ее в другую букву, сходную по начертанию. Например: выложить из палочек букву А, а потом «превратить» ее в букву Н и т. д. [1]

Вариант 2 (по методике М. Александровской): Ребенку раздается набор букв (К, Г, Р). Каждая буква — в двух вариантах одинакового размера, но выкрашенных в разные цвета. К примеру, одна буква К с лицевой стороны зеленая, а с изнанки — желтая. А другая — наоборот.

Ребенку дается инструкция: «Положи перед собой две буквы К. Превратите две буквы К в одну букву…» Как только буквы К составят букву Ж, буква получится одного цвета. [2]

http://dob.1september.ru/2008/01/18.jpg

Вариант 3 (по методике С. Н. Федина)

Ребенку предлагается выложить фигуру из семи палочек. Далее педагог может давать следующие инструкции:

− «Убери одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О»;

− «Убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, Р, Н, Ь, У»;

− «Убери три палочки так, чтобы получились буквы С,Ч»;

− «Убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г»;

− «Переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы» [10]

6. «Смастери букву» (по методике С. и Е. Железновых)

Ребенку предлагается изготовить знакомую ему букву из соленого теста. Эту игру мы рекомендуем проводить в сочетании с музыкальными логоритмическими упражнениями (СD-диск Железновых «Пластилиновая азбука: лепим, поем читаем»). [8]

7. «Чудесный мешочек» (по методике З. Е. Агранович)

Педагог кладет в непрозрачный «волшебный» мешочек известные ребенку объемные буквы, которые сделаны из картона, пластмассы или дерева. Ребенок достает из мешочка букву, с закрытыми глазами ощупывает букву двумя руками и называет ее. [1]

8. Игры сзеркалом (по методике М. Александровской)

Вариант 1: Для игры понадобится зеркало средних размеров и буквы из плотного картона (С, Г, К, Р). Педагог подносит к зеркалу одну из имеющихся у него картонных букв, прикладывает так, чтобы плоскость зеркала была перпендикулярна плоскости буквы, и слегка наклоняет в сторону зеркала. В результате вместо буквы Г можно увидеть букву Т (аналогично Р-Ф, Г-П, К-Ж, Р-Ф). [2]

Вариант 2: «Заколдованные» (зеркально написанные) буквы должны «посмотреть на себя» в зеркало, и дети сразу узнают нужную букву. Если дети уже начинают читать, можно так же играть с коротенькими словами, рисуя их зеркально. [2]

2) Блок № 2 «Пальчиковая азбука» (по методике Е. Н. Рыжанковой)

Это система изображений букв с помощью пальцев рук.

Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия и представления; развитие мелкой моторики

Этапы работы:

− Закрепление названия пальцев рук с ребенком.

− Рассмотрение рисунка (образ буквы, составленный из пальцев)

− Чтение инструкции, объяснение ее ребенку

− Чтение ребенку стихотворения, заменяющего инструкцию

− Ребенок строит букву по стихотворному описанию самостоятельно

− Проверка правильности построения буквы по рисунку, стихотворному описанию или инструкции

− Ребенок строит свой вариант буквы

− Дидактические упражнения «Живое слово», «Допиши словечко», «Какая буква пропала?».

Например: Буква «А»

Построй по инструкции:

Указательные пальцы направлены вверх и соединены под углом.

Правая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяет середину указательных; безымянный и мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на безымянном.

Левая рука. Средний, безымянный, мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на среднем. [9, с.14]

Построй по стихотворению:

Пальцы указательные

Ставим под углом.

Средний — перекладиной

Ровно ляжет в нем. [9, с.16]

3) Блок № 3 «АБВГДейка»

Цель: развитие буквенного гнозиса, автоматизация смешиваемых букв, дифференциация графически сходных букв

1. «Обведи букву»

Вариант 1(по методике Р. И. Лалаевой): ребенку предлагается найти и обвести в кружок заданную букву в каждой строке. [5]

Аналогичное задание можно выполнить с помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142». [4]

2. «Найди ошибку» (по методике Р. И. Лалаевой)

Ребенку предлагается найти и зачеркнуть неправильно написанные буквы [5]

Вариант 1

http://logoped18.ru/images/igry-s-bukvami-8.gif

Вариант 2 (с усложнением)

3. «Прятки» (по методике Р. И. Лалаевой)

Вариант 1. Дорисуй нижнюю/ правую половинку буквы [5]

Вариант 2 (с усложнением)

4. «Зашумленные буквы» (по методике Р. И. Лалаевой)

Ребенку предлагается найти и назвать буквы [5]

5. «Путаница» (по методике Р. И. Лалаевой)

Ребенку предлагается узнать буквы, написанных с наложением. [5]

Вариант 1. Найди и закрась гласные красным цветом.

http://logoped18.ru/images/obraz-bukvy-6.gif

Вариант 2. Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.

http://logoped18.ru/images/obraz-bukvy-8.gif

Вариант 3 (с усложнением). Найди и закрась буквы, которые есть в словах кот, дым

http://logoped18.ru/images/obraz-bukvy-11.gif

6. «Пуговки» (по методике С. Н. Федина)

Какие буквы можно получить, если по-разному пришить пуговки? [10]

igry-s-bukvami-6

7. «Коврики» (по методике С. Н. Федина)

Какие буквы ты видишь? [10]

igry-s-bukvami-7

8. «Волшебный квадрат» (идея авторов)

Какие буквы «спрятались» в «волшебном квадрате»?

Работа по созданию и реализации авторской разработки проводилась в ГБОУ «Школа № 806» среди 50 детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Данный игровой комплекс предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми подготовительной группы, поскольку в старшей группе умения, способствующие оптически грамотному письму, только формируются.

Профилактическая работа проводится в течение 1 учебного года и делится на 3 этапа:

1 этап (подготовительный): проводится мониторинг уровня развития функциональных предпосылок к овладению оптически грамотным письмом (по методике О. Б. Иншаковой [3]), а также анализ полученных данных. Срок реализации — сентябрь.

2 этап (основной): дети учатся автоматически распознавать буквы, отличать буквы, имеющие графические сходства. Работа с буквенным материалом проводится в определенной последовательности и с учетом постепенного усложнения восприятия зрительных образов графем.

Промежуточные результаты (середина учебного года): автоматизированы зрительные представления графических образов букв.

3 этап (заключительный): проводится итоговый мониторинг уровня развития функциональных предпосылок к овладению оптически грамотным письмом (по методике О. Б. Иншаковой [3]), а также анализ полученных данных. Срок реализации — май.

Итоговые результаты (конец учебного года): сформирована дифференциации букв, имеющих графические сходства; закреплен навык оптически грамотного письма.

По окончании профилактической работы проводится итоговый мониторинг (по методике О. Б. Иншаковой [3]). Он позволяет проанализировать уровень сформированности автоматизации зрительных представлений графических образов букв и дифференциации букв, имеющих оптические сходства. Оцениваются следующие показатели:

− Умение назвать буквы/пары букв;

− Умение найти и назвать неправильно написанные буквы;

− Умение узнать и назвать буквы;

− Умение дорисовать недостающие элементы букв;

− Умение найти и вычеркнуть заданную букву/слог/слово;

− Умение восстановить слова из букв;

− Умение вставить в слово пропущенную букву;

− Умение восстановить слова, используя заданные слоги.

Таким образом, реализуя основные задачи речевого развития в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, можно целенаправленно проводить работу по формированию у дошкольников функциональных предпосылок к овладению оптически грамотным письмом. Данная работа проводится по таким направлениям, как развитие буквенного гнозиса, развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса, развитие зрительно-пространственного восприятия и представления, развитие буквенного гнозиса, автоматизация смешиваемых букв, а также дифференциация графически сходных букв [11]. При этом игровая деятельность является основным средством развивающей работы. Использование игрового комплекса «Букляндия» в процессе совместной работы воспитателя и учителя-логопеда является эффективной технологией, позволяющей своевременно устранить причины появления оптической дисграфии до начала обучения ребёнка грамоте.

Литература:

  1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников — СПб.: Детство-Пресс, 2015.
  2. Александровская М. Свет мой зеркальце, скажи! // «Дошкольное образование» № 01/2008.
  3. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. — М.: В. Секачев, 2016.
  4. Грибова О. Е. Методика работы с тренажером Дэльфа-142 — М., 2004.
  5. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Ростов н/Д, 2004.
  6. Логопедия/ Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
  7. Логопедия: Методическое наследие/ Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. — М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия.
  8. Методические указания к СD-дискам С. и Е. Железновых.
  9. Рыжанкова Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. — М.:Сфера, 2011.
  10. Федин С. Н. Игры с картинками. Весёлые головоломки. 6–8 лет — М.: Айрис-Пресс, 2012.
  11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида– М.: Просвещение, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): буква, ребенок, методика, игровой комплекс, грамотное письмо, письменная речь, старший дошкольный возраст, упражнение, авторская разработка, дошкольное образование.

Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Наряду с развитием речи, в старшем дошкольном возрасте начинается элементарное

Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики.

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Для детей дошкольного возраста работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ — добуквенный этап обучения грамоте имеет большое значение и занимает много времени и сил. От добуквенного этапа обучения зависит...

Психолого-педагогические условия развития речи у детей...

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра, характер

Условно к ним относятся методы обучения, вектор которых направлен на освоение букв

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста...

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения. Практикум для воспитателей «Живой песок» как...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как...

Овладение письменной речью происходит в результате целенаправленного обучения в младшем школьном возрасте и представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым с одной стороны и словом видимым и записываемым — с другой.

Творческие разработки игр и пособий для эффективности...

Игра предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Снятие комплексов неловкости движения и произнесения.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Формирование звукового анализа слова у детей старшего...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения производить звуковой анализ слова — один из важных

Результаты обследования сформированности звуковой стороны речи показали, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточно...

Проблемы изучения и формирования речевой готовности...

Дети с недоразвитием речи — это дошкольники с недостаточно сформированными предпосылками для обучения.

На этапе завершения дошкольного образования все дошкольники должны усвоить программу ДО и достичь так называемых целевых ориентиров...

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

Дошкольное образование в настоящее время рассматривается как составная часть непрерывного образовательного процесса, как первый важный его этап. Поэтому одной из основных задач современного детского сада является подготовка детей к школе.

Похожие статьи

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Наряду с развитием речи, в старшем дошкольном возрасте начинается элементарное

Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики.

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Для детей дошкольного возраста работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ — добуквенный этап обучения грамоте имеет большое значение и занимает много времени и сил. От добуквенного этапа обучения зависит...

Психолого-педагогические условия развития речи у детей...

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра, характер

Условно к ним относятся методы обучения, вектор которых направлен на освоение букв

Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда.

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста...

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения. Практикум для воспитателей «Живой песок» как...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как...

Овладение письменной речью происходит в результате целенаправленного обучения в младшем школьном возрасте и представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым с одной стороны и словом видимым и записываемым — с другой.

Творческие разработки игр и пособий для эффективности...

Игра предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Снятие комплексов неловкости движения и произнесения.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Формирование звукового анализа слова у детей старшего...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения производить звуковой анализ слова — один из важных

Результаты обследования сформированности звуковой стороны речи показали, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточно...

Проблемы изучения и формирования речевой готовности...

Дети с недоразвитием речи — это дошкольники с недостаточно сформированными предпосылками для обучения.

На этапе завершения дошкольного образования все дошкольники должны усвоить программу ДО и достичь так называемых целевых ориентиров...

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

Дошкольное образование в настоящее время рассматривается как составная часть непрерывного образовательного процесса, как первый важный его этап. Поэтому одной из основных задач современного детского сада является подготовка детей к школе.

Задать вопрос