Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 01.05.2020

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Бутова, Н. В. Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в творчестве детей дошкольного возраста / Н. В. Бутова, Л. А. Лапшина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5198/ (дата обращения: 25.04.2024).



Данная статья посвящена особенностям развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционной техники рисования «Батик». В ней представлена программа по развитию творческих способностей и эмоционально-волевой сферы у дошкольников «Батик для малышей». Материал отличается целостностью и практичностью. Публикация рассчитана на воспитателей, педагогов-психологов, педагогов общеобразовательных учреждений, родителей.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели [2].

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе [3].

Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество [1].

Новизной и отличительной особенностью созданной в октябре 2019 г. на базе МДОУ № 105 «Полянка», г. Вологды рабочей программы «Батик для малышей» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

«Батик» — это роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве [1].

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Занятия «батиком» не требуют умений рисовать, здесь скорее требуется внимание и аккуратность. Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы работы с материалом для полученного нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом труда, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи [2]. Все занятия происходят с учетом ведущей деятельности дошкольника — игры. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок видит красоту и гармонию форм, кроме того, узнаёт характерные особенности материалов: цвет, форму.

Цель — развитие творческих способностей и эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста через систему занятий в технике батик с использованием элементов арт-терапии.

Задачи:

  1. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.
  2. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
  3. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества росписью по ткани — батиком.
  4. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.
  5. Развивать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
  6. Воспитывать желание достигать поставленные цели.

Возраст детей: 2–3 года.

Периодичность проведения занятий с целевой группой детей 1 раз в неделю.

Срок реализации программыучебный год.

Методы, приёмы и формы учебно-воспитательного процесса:

– словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

– наглядные;

– практические;

– игровые.

Форма занятий — тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Практическая часть реализации программы «Батик для малышей» состоит из следующих этапов:

Подготовительный включает в себя:

– подбор и разработку методов диагностики, выявляющих степень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста;

– разработку коррекционно-развивающего цикла «Батик для малышей» из 10 групповых занятий (1 занятие в неделю на определенную тему, например, «Моя фантазия», «Солнышко», «Море», «Хвост павлина», «Бабочка» и т. д.) для детей дошкольного возраста, имеющих повышенный уровень тревожности, превышающее половозрастную норму;

– разработку серии психокоррекционных и психопросветительских заданий для детей и их родителей.

Диагностический этап заключается:

– в проведении диагностического обследования дошкольников (по запросу родителей или педагогов), направленного на выявление эмоциональных нарушений детей; обработку результатов диагностики;

– в комплектации экспериментальной группы детей, имеющих повышенный уровень тревожности и не стабильное эмоциональное состояние, превышающее половозрастную норму (по результатам диагностики).

Коррекционно-развивающий этап состоит в непосредственном проведении серии выше указанных занятий для детей экспериментальной группы, психопросветительский и психокоррекционный этап для их родителей проводится параллельно с занятиями для детей для усиления положительной динамики по программе.

Завершающий этап заключается в контрольной диагностике эмоционального состояния детей, прошедших коррекционно-развивающий курс, в конце учебного года, обработке результатов и сообщении рекомендаций по воспитанию родителям детей экспериментальной группы.

Для первичной и заключительной диагностики уровня тревожности у дошкольников использовались методики:

– тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

В 2019–2020 гг. на базе МДОУ № 105 «Полянка» нами проводился формирующий эксперимент, основную выборку составили дошкольники в количестве 10 человек, в возрасте 2–3 лет.

В частности, дети перед началом занятий имели высокий уровень тревожности (80–90 %), а после проведенного курса этот показатель снижался до 30–40 %.

По окончании деятельности в рамках проведения методического эксперимента по составленной методической разработке (в 2019–2020 гг.) получены следующие результаты:

– разработан и апробирован коррекционно-развивающий цикл занятий: «Батик для малышей» (10 групповых занятий) с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы;

– достигнуто снижение уровня тревожности на 30–40 %;

– повысилась педагогическая компетенция родителей (законных представителей) детей экспериментальной группы, выражающаяся в умении использовать предлагаемые психологические приемы, не менее чем на 50 %.

Литература:

  1. Лебедева Л. Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». СПб.: Речь, 2013.-256 с.
  2. Киселева М.В «Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов врачей и специалистов, работающих с детьми /М. В. Киселева. — СПб.: Речь, 2014.-160 с.
  3. Кожохина С. К. «Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности». –М.: ТЦ Сфера, 2012.-192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, развитие, экспериментальная группа, мелкая моторика, познавательная деятельность, половозрастная норма, художественное творчество, эмоционально-волевая сфера, эмоционально-волевая сфера детей.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

Сущностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является: выражение эмоциональных форм в социальной сфере; чувство долга развивается в эстетических, интеллектуальных и моральных чувствах, благодаря речи эмоциональная...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей...

Дубрынина, Т. Е. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста [Текст] / Т. Е. Дубрынина

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Развитию личности детей с различными...

Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале...

Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, очень актуальна и важна. Ведь ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь другим, не будет проявлять враждебность и...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому...

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка...

Библиографическое описание: Дядинчук, Т. Г. Особенности развития эмоциональной сферы ребенка в художественной деятельности / Т. Г

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая...

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников...

При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его

Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего...

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в процессе...

У большинства детей с ОВЗ наблюдаются нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы.

Отставание развития лицевой моторики бывает и нормально развивающихся детей, но

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Экспериментальное исследование особенностей...

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений...

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

Поэтому, развивая эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, необходимо учитывать ведущий вид деятельности детей — игровую деятельность, и только в этом

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

Сущностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является: выражение эмоциональных форм в социальной сфере; чувство долга развивается в эстетических, интеллектуальных и моральных чувствах, благодаря речи эмоциональная...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей...

Дубрынина, Т. Е. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста [Текст] / Т. Е. Дубрынина

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Развитию личности детей с различными...

Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале...

Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, очень актуальна и важна. Ведь ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь другим, не будет проявлять враждебность и...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому...

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка...

Библиографическое описание: Дядинчук, Т. Г. Особенности развития эмоциональной сферы ребенка в художественной деятельности / Т. Г

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая...

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников...

При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его

Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего...

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в процессе...

У большинства детей с ОВЗ наблюдаются нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы.

Отставание развития лицевой моторики бывает и нормально развивающихся детей, но

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Экспериментальное исследование особенностей...

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений...

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

Поэтому, развивая эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, необходимо учитывать ведущий вид деятельности детей — игровую деятельность, и только в этом

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Задать вопрос