Исследовательская работа «Большая стирка, или Мамин помощник»
Автор: Кочергина Елена Сергеевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.
Дата публикации: 26.04.2020
Статья просмотрена: 175 раз
Библиографическое описание:
Кочергина, Е. С. Исследовательская работа «Большая стирка, или Мамин помощник» / Е. С. Кочергина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 108-117. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5178/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проект «Большая стирка, или Мамин помощник» мы готовили с Полуэктовым Кириллом. На Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь» в Сочи в 2017 году Кирилл занял второе место.
Я у второй у мамы сын,
Нет у мамы дочки,
Я решил ей помочь постирать носочки.
Как не тёр я в воде, грязь не отставала.
И решил я узнать, как стирает мама.
Мной была поставлена цель: изучить, как происходит процесс стирки моющими средствами.
Далее были обозначены следующие задачи:
- Выяснить — что стирает чище мыло или порошок.
- Установить- вредны ли моющие средства для окружающей среды.
- Узнать — можно ли постирать без порошка и мыла.
Я выдвинул гипотезы:
− Возможно, порошок стирает чище, чем мыло.
− Мыло и порошок вредны для окружающей среды.
− Постирать без мыла и порошка нельзя.
Я использовал в своём исследовании следующие методы:
Для достижения поставленной цели яизучил информацию в Интернете и понял, что стирать помогают поверхностно-активные вещества (сокращённо ПАВ).
Они похожи на чупа-чупс и состоят из головки, которая любит воду, и хвостика, который не любит воду.
Я сделал две модели процесса взаимодействия ПАВ с водой и маслом.
Первую я назвал «Солнышко». А вторую «Штурвал»
|
|
Схема взаимодействия ПАВ с водой |
Схема взаимодействия ПАВ с маслом |
Хвостики охотно вступают в контакт с загрязнениями. Они отрывают частичку грязи и уносят её вместе с водой. Примерно так действуют и мыло, и порошок.
Я с мамой побывал в технологическом университете имени В. Г. Шухова. В лаборатории я рассмотрел капельку воды с помощью прибора, похожего на микроскоп, и узнал о поверхностном натяжении воды.
Так выглядит капля чистой воды и капля воды с моющим средством (ПАВ).
Первая капелька выпуклая, из-за высокого поверхностного натяжения.
Вторая капелька плоская — она растекается из-за слабого поверхностного натяжения, значит, добавление в воду ПАВ понижает поверхностное натяжение воды.
Я захотел поделиться полученными знаниями с друзьями и провёл опыт для детей нашей группы.
Поверхностное натяжение воды.
Изучить захотелось явление
Поверхностное натяжение.
В стакан воду наливал,
В него монетки я бросал.
Вода, как шарик надувалась
И на стол не проливалась.
Наконец она сдалась,
Через край полилась.
Перелиться воде не давало явление
Поверхностное натяжение.
Я сравнил капельку воды с воздушным шариком.
Когда шарик надут, поверхностное натяжение воды высокое.
Если шарик сдут поверхностное натяжение воды — низкое.
Решая первую задачу: что стирает чище, мыло или порошок, я провёл следующий опыт:
Что стирает чище мыло или порошок.
Я решил постирать,
Заодно про всё узнать.
Мыло или порошок
Лучше маме помогает
И все пятна отстирает.
Масло, кофе, сок, томат,
Маркер, даже шоколад
На ткань смело наносил
И в два таза опустил.
Один таз был с порошком,
А в другой натёр я мыло.
Через час мне видно было,
Мыло плохо помогает,
А вот порошок стирает.
Нанесение пятен на лоскутки тканей
Замачивание тканей в растворах мыла и порошка.
Слева ткань постирана с мылом, справа с порошком.
Решая вторую задачу, я попробовали установить: наносит ли вред порошок и мыло и провёл опыт.
«Вредны ли порошок имыло».
Очень интересно было
Вредит ли порошок и мыло.
Я горох в горшки сажал,
За ростками наблюдал.
Один поливал простою водой,
Вырос горошек зелёный, большой.
Вода для другого была с порошком.
Вмиг болел и завял он потом.
И мыльный раствор на горох повлиял,
Чахлый и бледный в итоге он стал.
Делаю вывод сегодня такой:
Всё поливайте простою водой.
«Химия» эта для стирки нужна,
Учтите, друзья, она очень вредна.
Растения до полива растворами.
Растения после полива растворами.
Решая третью задачу: я провёл несколько экспериментов:
Можно постирать без мыла ипорошка.
Очень мне хотелось знать
Можно без моющих средств постирать.
Взял я горчицу, фасоль,
Картофель, каштаны и соль.
И по рецептам стирал,
Такую картину я наблюдал:
Ткань я чисто отстирал,
Время много потерял.
Стирка конским каштаном
Стирка солью
Стирка картофелем
Стирка фосолью
Стирка горчицей
В заключении хочу отметить, что экспериментальным путем я подтвердил две гипотезы:
- Порошок стирает чище, чем мыло.
- Мыло и порошок вредны для окружающей среды.
Примите совет: после стирки большой
- Тщательно вымойте руки водой
- Покупайте моющие средства с экомаркировкой.
- Стирайте в резиновых перчатках.
- Тщательно выполаскивайте вещи.
- После стирки проветривайте помещение.
Стирать нужно в тёплой воде. Тогда натяжение воды слабее и порошок и мыло хорошо проникают в ткань и удаляют с неё грязь. А вот полоскать надо в холодной воде, потому что натяжение воды увеличивается, и из ткани выталкивается порошок и мыло.
|
|
|
|
|
|
||
Схема безопасной стирки
Третья гипотеза была опровергнута.
Теперь я утверждаю: «Постирать без мыла и порошка можно».
Я очень старался, изучил все процессы стирки, а главное — я стал хорошим помощником маме.
Лучше мамы в мире нет.
У меня один совет.
Дети, мамам помогайте.
Убирайте и стирайте.
Мама целый день трудилась
И под вечер утомилась.
Мама ведь у нас одна,
Наша ей любовь нужна.