Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Свойства воды. Фильтрация» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 30.04.2020

Статья просмотрена: 562 раза

Библиографическое описание:

Григорьева, Т. В. Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Свойства воды. Фильтрация» / Т. В. Григорьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 90-91. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5171/ (дата обращения: 16.04.2024).



Цель: формирование системы первоначальных знаний об основных свойствах воды, знакомство детей с процессами очистки воды разными способами через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

− способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды (без запаха, без вкуса, без цвета, прозрачная);

− расширять и углублять знания и представления об окружающем мире;

Развивающие:

− развивать произвольное внимание, диалогическую речь, способствовать самостоятельно задавать интересующие вопросы;

− развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

− развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

Воспитательные:

− воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группах, коллективе;

− проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца;

Словарная работа: обогащать словарь детей словами: «фильтр», «фильтрация», «очистка воды», «опыты», «лаборатория».

Оборудование: промокательная бумага, фильтры из салфеток, ватные диски, фильтр угольный, воронки, прозрачные емкости, грязная вода, морфо таблица с именами признаков: цвет, запах, вкус, прозрачность, схема-алгоритм проведения опыта.

Предварительная работа:

− экспериментирование по выявлению свойств воды (прозрачная не имеет цвета, вкуса, запаха);

− игры с водой «тонет-не тонет» (с различными материалами).

Используемые технологии: игровые приемы (воображаемая ситуация, появление игрового персонажа), ТРИЗ (морфологический анализ, игра «хорошо-плохо», решение проблемной ситуации)

Ход занятия:

Название этапа

Деятельность воспитателя, возможные ответы детей

Организационный

Основной этап

Повторение прошлого опыта

Дети сами проводят опыты

Игра «Хорошо-плохо»

Решение проблемной ситуации (по алгоритму)

Заполнение морфо таблицы

Заключительный этап

Рефлексия

- Ребята, давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу и настроимся на работу.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Будем весело играть,

Все на свете узнавать.

— Ребята, сегодня мы с вами опять отправимся в лабораторию и будем проводить опыты, как настоящие ученые.

Покружись, повернись и в ученых превратись.

— Вы пришли в лабораторию, что стоит у меня на столе? (вода, сок, молоко).

— Мы с вами уже проводили опыты с водой, давайте вспомним их.

— Как нам проверить, что вода прозрачная? (посмотреть сквозь воду на игрушки, отпустить ложку в воду и молоко)

— Как определить цвет воды? Что нам нужно для этого опыта? (цветные полоски).

— Имеет ли вода вкус? (нет), а что здесь на столе имеет вкус? (сок, молоко).

— Имеет ли вода запах? (нет) Как проверить? (нужно понюхать).

— Молодцы, вы все правильно сделали. А сейчас давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо». Когда вода это «хорошо»? А когда «плохо»? (ответы детей).

— Ой, ребята, нам пришло письмо от нашей знакомой капельки Капитошки. Какая она грустная, посмотрите, наверно у нее что-то случилось (чтение письма).

«В водное царство попал злой Чародей и испортил всю воду — она стала грязной, растения завяли, рыбки заболели». Капелька просит нас с вами помочь ей (показ грязной, мутной воды в бутылке).

— Ребята, как нам помочь капельке и спасти растения и рыбок? (Проблемная ситуация).

Рыбки заболели — почему? — Потому что вода стала грязной.

Вода стала грязной — поэтому рыбки заболели.

Как помочь рыбкам? (варианты ответов детей, в каждом варианте выделить положительные и отрицательные стороны, разобрать подходят ли они в данной ситуации).

Подвести детей к выводу: «Чтобы рыбы не болели, вода должна быть чистой. Как это сделать? Воду нужно очистить».

Физкультминутка:

А теперь насос включаем, воду из пруда качаем.

Влево раз, вправо два, потекла ручьем вода.

Раз, два, три, четыре, пять, будем воду очищать.

— Ребята, у меня на столе много всяких предметов. Как вы думаете, они помогут нам очистить воду? (да) Давайте проверим.

Дети пробуют разные способы очистки воды, используют разные фильтры, подводят итоги проделанной работы.

— Ребята, а вот ученые придумали еще один способ очистки воды с помощью угольного фильтра. Давайте посмотрим, как он очищает воду (показ) и сравним где вода чище. Такие фильтры люди используют дома.

— С фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая течет из крана у нас в саду и дома тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки, затем вода попадает на водоочистительную станцию, где с помощью сложных фильтров ее очищают от песка, грязи и микробов, и только после этого вода попадает в водопровод.

— Ребята, нам с вами нужно выбрать самую чистую воду и рассказать Капельке каким способом можно очистить воду в Водном царстве, отправим ей послание и бутылку с чистой водой.

— Ребята, а теперь из лаборантов мы превращаемся обратно в детей.

«Раз, два, три, покружись и в ребяток превратись».

— Ребята, где мы сегодня были? (в лаборатории).

— Что делали? (проводили опыты с водой, очищали воду).

— Что мы узнали? Как можно очистить воду? (с помощью фильтров).

— Ребята, если вам сегодня было интересно, то на доску ставим веселый магнит, если скучно, то грустный.

Литература:

  1. Сборник методических материалов «Лучик нового» МБДОУ «Детский сад № 121» г. Череповец
Основные термины (генерируются автоматически): вод, Проблемная ситуация, Ребята, вкус, Водное царство, окружающий мир, опыт, ребенок, рыбка, способ очистки воды.

Похожие статьи

Конспект НОД в средней группе «Волшебная вода»

Ребята, какая бывает вода? Отвечать будет тот, на кого упадет капелька. (Воспитатель дотрагивается бумажной капелькой до каждого ребенка.) — Вы знаете, ребята, а ведь вода еще и волшебница. Почему? Мы сейчас пройдем в лабораторию воды и узнаем ответ на этот...

Конспект ООД «Познавательное развитие» с детьми старшего...

Воспитывать наблюдательность, бережное отношение к воде и окружающей природе.

Воспитатель: У воды много тайн. И сегодня я приглашаю вас в путешествие в водное царство, чтобы узнать о воде много нового и интересного.

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со...»

Познакомить со свойствами воды, уточнить знания детей о назначении воды в жизни человека закреплять знания о формах и видах водоемов.

Вода — не имеет вкуса. Ребята, вода — это одно из самых удивительных веществ на планете. Вода это добрый друг и помощник человека.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы.

Наблюдение за свойствами воды | Статья в журнале...

‒ Аквариум с водой, кораблики, рыбки

Игры — забавы с водой — содействовать созданию радостной атмосферы от игр с водой.

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов...

Использование проблемных ситуаций в экологическом...

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей. Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент...

Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»

Опыты, прозрачная вода, без цвета, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, принимает форму того

Воспитатель: Ребята, у нас в гостях Капелька воды. Поудобней становитесь.

Воспитатель: У воды много тайн. И сегодня я приглашаю вас в путешествие в водное царство...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной... − Расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях. Эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль.

Проблема загрязнения водной среды и пути ее решения

А также в них попадают воды из канализации и дренажных канав. Некоторые заводы сливают в реки и озера потоки грязной воды.

Загрязнение окружающей среды оказывает множественные воздействия на качество пресной воды, что имеет длительные последствия.

Похожие статьи

Конспект НОД в средней группе «Волшебная вода»

Ребята, какая бывает вода? Отвечать будет тот, на кого упадет капелька. (Воспитатель дотрагивается бумажной капелькой до каждого ребенка.) — Вы знаете, ребята, а ведь вода еще и волшебница. Почему? Мы сейчас пройдем в лабораторию воды и узнаем ответ на этот...

Конспект ООД «Познавательное развитие» с детьми старшего...

Воспитывать наблюдательность, бережное отношение к воде и окружающей природе.

Воспитатель: У воды много тайн. И сегодня я приглашаю вас в путешествие в водное царство, чтобы узнать о воде много нового и интересного.

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со...»

Познакомить со свойствами воды, уточнить знания детей о назначении воды в жизни человека закреплять знания о формах и видах водоемов.

Вода — не имеет вкуса. Ребята, вода — это одно из самых удивительных веществ на планете. Вода это добрый друг и помощник человека.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы.

Наблюдение за свойствами воды | Статья в журнале...

‒ Аквариум с водой, кораблики, рыбки

Игры — забавы с водой — содействовать созданию радостной атмосферы от игр с водой.

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов...

Использование проблемных ситуаций в экологическом...

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей. Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование, дошкольный возраст, экспериментирование, Эксперимент...

Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»

Опыты, прозрачная вода, без цвета, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, принимает форму того

Воспитатель: Ребята, у нас в гостях Капелька воды. Поудобней становитесь.

Воспитатель: У воды много тайн. И сегодня я приглашаю вас в путешествие в водное царство...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной... − Расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях. Эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль.

Проблема загрязнения водной среды и пути ее решения

А также в них попадают воды из канализации и дренажных канав. Некоторые заводы сливают в реки и озера потоки грязной воды.

Загрязнение окружающей среды оказывает множественные воздействия на качество пресной воды, что имеет длительные последствия.

Задать вопрос