Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых дошкольниками объектов и явлений в центре развития ребенка, детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Засимская, Т. Г. Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых дошкольниками объектов и явлений в центре развития ребенка, детском саду / Т. Г. Засимская, Г. А. Вяткина, И. А. Сафронова, В. П. Гончарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5170/ (дата обращения: 23.01.2021).



Статья посвящена использованию дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых предметов и явлений при непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. Дидактика понимается как важнейшая отрасль, изучающая проблемы дошкольного образования. Анализируется формирование навыков и умений познавательной и предметно — преобразующей деятельности, а также дидактические принципы воспитания и коммуникативной культуры у дошкольников.

Ключевые слова: дидактический образ; модель; целостность объектов и явлений; дошкольники; образование.

Введение. Качество дошкольного образования — один из важных факторов, определяющих в будущем успешность ребенка в школе. Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения» [4].

Образ дидактического материала — это сложная форма репрезентации окружающей действительности, активно взаимодействующей с ребенком. Казалось бы, простые для взрослого категории образа и мышления, для ребенка сложны для понимания, но они позволяют формировать картину мира. Дидактический образ игры отражает не только перцептивные категории, но и взаимодействие между ними. Анализу одновременно подвергаются отношения между реальной и представляемой ситуациями.

Исследуя проблему наглядности и ее развития, ученые — педагоги В.Швец и И.Маняк предложили дидактический образ описывать через такие параметры, как визуализация, семантизация, стимуляция, достоверность, лаконичность. По их мнению, дидактический образ связан с его дидактическими функциями, реализацией определенных целей обучения. Прежде всего, — создание мотивации, ознакомление с новым материалом, обобщение, абстрагирование, ознакомление с исследовательскими приемами и методами познания [3, с. 8–10].

Я. А. Коменский в своем философско-педагогическом учении о дидактике воедино соединяет гуманизм, гармоничность, позитивную жизненная философию, целеустремленность, принцип природосообразности и возвеличивание человека [2].

В. В. Давыдов, анализируя дидактические принципы образования и возможные принципы обучения, подчеркивает, что более правильным выражением принципа наглядности был бы принцип предметности, который позволяет «открыть содержание понятий» [1, с. 281–282].

Изучение научной литературы определило формулировку проблемы исследованиякаковы содержание, методика, особенности дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых объектов и явлений в образовании дошкольников.

Цель исследования — разработать и обосновать педагогическую систему обучения и воспитания дошкольников с использованием дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых объектов и явлений.

Объект исследования — образование дошкольников в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования — дидактические и педагогические параметры для формирования образа модели.

Задачи исследования: изучение философской и педагогической литературы по теме исследования; смоделировать систему образования дошкольников с учетом дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых объектов и явлений.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники различных возрастных групп МБДОУ ЦРР Детский сад № 166 г. Воронежа. Начало исследования 2018 год. Реализация инновационных проектов продолжается в настоящее время.

Методы исследования: разнообразные средства обучения и воспитания, встроенные в дидактический образ, а именно, исследовательские проекты; модели и средства моделирования наглядности и образа; средства и модели, максимально точно отражающие изучаемый объект.

Результаты и их обсуждение

В образовательной деятельности, создавая дидактический образ-модель всегда учитывались три функции: отражательная, чувственно-визуальная, интегративно-абстрактная. Реализация этих функций была продуктивной, так как дидактический образ в игровой деятельности, во время образовательных событий был доступен для восприятия и понимания детьми смысла изучаемого объекта или явления.

Например, при проведении акции «Голубь Мира», дети самостоятельно изготавливали бумажных голубей для запуска их в небо вместе с воздушными шариками. Что предшествовало этому мероприятию? Наблюдение за голубями в природе, гуляющими возле детского сада.

Во время проведения образовательной деятельности зачитывались детям рассказы и описания голубей, рассказывалось, почему в древности голубь считался символом плодородия, а впоследствии и мира. Детям показывалась визуальная эмблема голубя Мира. Изготовление бумажных голубей ориентировано и на духовно-нравственное воспитание дошкольников (рис.1).

дс166-1.jpg

Рис. 1.

дс166-2.jpg

Рис. 2.

На рисунке 2 мероприятие, посвященное Дню защиты детей, при проведении которого использовалось множество дидактических образов — моделей. В качестве воплощения наглядности служили реальные объекты, а также материальные и символические модели отражения реальности.

Результаты обучения и воспитания дошкольников с использованием дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых объектов и явлений в период 2018–2020 года наглядно показаны на диаграмме (рис. 3).

Рис. 3. Уровень развития когнитивных процессов

Диаграмма наглядно отображает разницу в развитии когнитивных процессов с 2018 по 2020 год. Наилучшие результаты достигнуты в развитии представлений, т. е. воспроизведения образов предметов или явлений, а также процесс формирования этих образов. Наименьшая динамика в развитии воображения. Очевидно, это связано с разницей в развитии познавательных процессов. Воображение у детей встроено в игру, с помощью которого они творят свой мир. Однако, многие дети в настоящее время много времени уделяют игре в гаджеты, а не игре творческой.

Таким образом, отмечено, что дидактический образ как модель образования, с одной стороны, рассматривается как конечная цель обучения, а с другой стороны, выступает в качестве своеобразного задания на проектирование средств обучения. Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых объектов и явлений дошкольниками в центре развития ребенка, детском саду представляет собой своеобразный индикатор, который позволяет подобрать наиболее эффективные методы для воспитания и обучения дошкольников.

Литература:

  1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: Интор, 1996. -544с.
  2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Том 2. М.: Педагогика, 1982. — 576 с.
  3. Швец Я, Маняк И. Современные проблемы и перспективы развития принципа наглядности в обучении: Науч. реферат // Школьное оборудование в СССР и за рубежом. Сб. нaуч. трудов. Вып. 2 (22). М., 1991.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 21.04.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): дидактический образ, модель отражения целостности, дошкольное образование, детский сад, явление, воспитание дошкольников, образ, образование дошкольников, образовательная деятельность, ребенок.

Ключевые слова

модель, образование, дошкольники, дидактический образ, целостность объектов и явлений

Похожие статьи

Научный журнал «Вопросы дошкольной педагогики» №5 (32) май...

Вопросы воспитания 2. Развитие дошкольника 9. Образование и обучение 5.

Название: Из опыта работы воспитателя младшей группы детского сада по адаптации детей.

Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых объектов и явлений...

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной...

Рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности. Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд...

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Воспитание является очень ответственным процессом. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании. Воспитание как влияние на формирование личностных качеств фактически идет с первых месяцев жизни ребенка...

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах образования. В детском саду закладываются научные...

Интегрированное обучения дошкольников: философский...

Таким образом, интегрированное обучение дошкольников имеет определенные

способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Центром аспектов реализации содержания дошкольного образования во всех его аспектах выступает взрослый, призванный осуществлять обучение, воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста. Для дошкольника педагог является образцом, носителем культуры...

Форма работы по экологическому воспитанию детей старшего...

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда... Экологическое воспитание детей старшего дошкольного...

Вариативно-образовательный процесс в современном...

Рубрика: Система образования. Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г. Дата публикации: 31.03.2017.

Ткачук, Н. Ю. Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении / Н. Ю. Ткачук.

Интеграция образовательных областей при организации...

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования

Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает

Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие...

Похожие статьи

Научный журнал «Вопросы дошкольной педагогики» №5 (32) май...

Вопросы воспитания 2. Развитие дошкольника 9. Образование и обучение 5.

Название: Из опыта работы воспитателя младшей группы детского сада по адаптации детей.

Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых объектов и явлений...

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной...

Рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности. Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд...

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Воспитание является очень ответственным процессом. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании. Воспитание как влияние на формирование личностных качеств фактически идет с первых месяцев жизни ребенка...

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников

Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах образования. В детском саду закладываются научные...

Интегрированное обучения дошкольников: философский...

Таким образом, интегрированное обучение дошкольников имеет определенные

способствует формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Центром аспектов реализации содержания дошкольного образования во всех его аспектах выступает взрослый, призванный осуществлять обучение, воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста. Для дошкольника педагог является образцом, носителем культуры...

Форма работы по экологическому воспитанию детей старшего...

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда... Экологическое воспитание детей старшего дошкольного...

Вариативно-образовательный процесс в современном...

Рубрика: Система образования. Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г. Дата публикации: 31.03.2017.

Ткачук, Н. Ю. Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении / Н. Ю. Ткачук.

Интеграция образовательных областей при организации...

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования

Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает

Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие...

Задать вопрос