Статья посвящена использованию дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых предметов и явлений при непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками. Дидактика понимается как важнейшая отрасль, изучающая проблемы дошкольного образования. Анализируется формирование навыков и умений познавательной и предметно — преобразующей деятельности, а также дидактические принципы воспитания и коммуникативной культуры у дошкольников.
Ключевые слова: дидактический образ; модель; целостность объектов и явлений; дошкольники; образование.
Введение. Качество дошкольного образования — один из важных факторов, определяющих в будущем успешность ребенка в школе. Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения» [4].
Образ дидактического материала — это сложная форма репрезентации окружающей действительности, активно взаимодействующей с ребенком. Казалось бы, простые для взрослого категории образа и мышления, для ребенка сложны для понимания, но они позволяют формировать картину мира. Дидактический образ игры отражает не только перцептивные категории, но и взаимодействие между ними. Анализу одновременно подвергаются отношения между реальной и представляемой ситуациями.
Исследуя проблему наглядности и ее развития, ученые — педагоги В.Швец и И.Маняк предложили дидактический образ описывать через такие параметры, как визуализация, семантизация, стимуляция, достоверность, лаконичность. По их мнению, дидактический образ связан с его дидактическими функциями, реализацией определенных целей обучения. Прежде всего, — создание мотивации, ознакомление с новым материалом, обобщение, абстрагирование, ознакомление с исследовательскими приемами и методами познания [3, с. 8–10].
Я. А. Коменский в своем философско-педагогическом учении о дидактике воедино соединяет гуманизм, гармоничность, позитивную жизненная философию, целеустремленность, принцип природосообразности и возвеличивание человека [2].
В. В. Давыдов, анализируя дидактические принципы образования и возможные принципы обучения, подчеркивает, что более правильным выражением принципа наглядности был бы принцип предметности, который позволяет «открыть содержание понятий» [1, с. 281–282].
Изучение научной литературы определило формулировку проблемы исследования— каковы содержание, методика, особенности дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых объектов и явлений в образовании дошкольников.
Цель исследования — разработать и обосновать педагогическую систему обучения и воспитания дошкольников с использованием дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых объектов и явлений.
Объект исследования — образование дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования — дидактические и педагогические параметры для формирования образа модели.
Задачи исследования: изучение философской и педагогической литературы по теме исследования; смоделировать систему образования дошкольников с учетом дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых объектов и явлений.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники различных возрастных групп МБДОУ ЦРР Детский сад № 166 г. Воронежа. Начало исследования 2018 год. Реализация инновационных проектов продолжается в настоящее время.
Методы исследования: разнообразные средства обучения и воспитания, встроенные в дидактический образ, а именно, исследовательские проекты; модели и средства моделирования наглядности и образа; средства и модели, максимально точно отражающие изучаемый объект.
Результаты и их обсуждение
В образовательной деятельности, создавая дидактический образ-модель всегда учитывались три функции: отражательная, чувственно-визуальная, интегративно-абстрактная. Реализация этих функций была продуктивной, так как дидактический образ в игровой деятельности, во время образовательных событий был доступен для восприятия и понимания детьми смысла изучаемого объекта или явления.
Например, при проведении акции «Голубь Мира», дети самостоятельно изготавливали бумажных голубей для запуска их в небо вместе с воздушными шариками. Что предшествовало этому мероприятию? Наблюдение за голубями в природе, гуляющими возле детского сада.
Во время проведения образовательной деятельности зачитывались детям рассказы и описания голубей, рассказывалось, почему в древности голубь считался символом плодородия, а впоследствии и мира. Детям показывалась визуальная эмблема голубя Мира. Изготовление бумажных голубей ориентировано и на духовно-нравственное воспитание дошкольников (рис.1).
Рис. 1.
Рис. 2.
На рисунке 2 мероприятие, посвященное Дню защиты детей, при проведении которого использовалось множество дидактических образов — моделей. В качестве воплощения наглядности служили реальные объекты, а также материальные и символические модели отражения реальности.
Результаты обучения и воспитания дошкольников с использованием дидактического образа как модели отражения целостности изучаемых объектов и явлений в период 2018–2020 года наглядно показаны на диаграмме (рис. 3).
Рис. 3. Уровень развития когнитивных процессов
Диаграмма наглядно отображает разницу в развитии когнитивных процессов с 2018 по 2020 год. Наилучшие результаты достигнуты в развитии представлений, т. е. воспроизведения образов предметов или явлений, а также процесс формирования этих образов. Наименьшая динамика в развитии воображения. Очевидно, это связано с разницей в развитии познавательных процессов. Воображение у детей встроено в игру, с помощью которого они творят свой мир. Однако, многие дети в настоящее время много времени уделяют игре в гаджеты, а не игре творческой.
Таким образом, отмечено, что дидактический образ как модель образования, с одной стороны, рассматривается как конечная цель обучения, а с другой стороны, выступает в качестве своеобразного задания на проектирование средств обучения. Дидактический образ как модель отражения целостности изучаемых объектов и явлений дошкольниками в центре развития ребенка, детском саду представляет собой своеобразный индикатор, который позволяет подобрать наиболее эффективные методы для воспитания и обучения дошкольников.
Литература:
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: Интор, 1996. -544с.
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Том 2. М.: Педагогика, 1982. — 576 с.
- Швец Я, Маняк И. Современные проблемы и перспективы развития принципа наглядности в обучении: Науч. реферат // Школьное оборудование в СССР и за рубежом. Сб. нaуч. трудов. Вып. 2 (22). М., 1991.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 21.04.2020)