Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования

Общие вопросы дошкольной педагогики
24.04.2020
423
Поделиться
Библиографическое описание
Москвина, С. Л. Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования / С. Л. Москвина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5166/.


В статье рассмотрены проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Автор представляет проект, направленный на знакомство с русскими народными играми.

Ключевые слова: игра, русские традиции, игровой интерес, «игровая дистрофия».

The article considers the problems of gambling activities at children of preschool age. The author presents a project aimed at acquaintance with Russian folk games.

Keywords: game, Russian traditions, games interest.

Игра — это деятельность, представляющая всем ее участникам право свободного самовыражения.

О. А. Карабанова

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольный период рассматривается как первоначальная ступень образования ребенка [5].

Важным требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является обеспечение преемственности программ. Реализации этого требования служат возможное достижение воспитанниками социально-нормативных характеристик — целевых ориентиров [4].

В целевых ориентирах говориться о том, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, одним из которых является игра [4]. Игра является важнейшей сферой жизнедеятельности ребенка, является жизненной школой. Игра всегда интересна детям, она обладает богатейшими возможностями обучения и воспитания на этапе дошкольного детства.

Игра развивает ум, мышление, фантазию, память, учит общаться, постигать законы товарищества, помогает познать окружающий мир. Игра как часть культуры народа помогает ребенку в развитии его самосознания.

Игра помогает выплеснуть накопившуюся энергию, направить её в нужное русло, избавит от комплексов, проявит свои лучшие качества.

Однако, одной из самых актуальных проблем дошкольного образования, сегодня является проблема игровой дистрофии.

Термин «дистрофия» в медицинской терминологии определяется как сложный патологический процесс, связанный с нарушением питания, ведущий к истощению внутренних органов или организма в целом (Толковый словарь под ред. С. А. Кузнецова) [1].

С педагогическую науку и практику понятие игровой дистрофией ввел В. П. Зинченко [3]. Она, как и в медицинском значении предполагает истощение, только в данном случае истощение игровой деятельности у детей.

Современные дети не знают многих традиционных игр, взрослые не играют с ними, заменяя игру обучающимися занятиями. Воспитатели детских садов, практически отмечают, что у детей фактически нет времени на игру: обилие развивающих и обучающих занятий вытеснило игру из жизни дошкольников. Не пройдя уроков этой школы, ребенок не может до конца состояться, стать полноценной личностью. В будущем это проявиться в нарушении коммуникации, скованности, закомплексованности.

Потеря многих социальных черт у подростков, юношей и взрослых нередко происходит из-за того, что они в детстве не доиграли, что игра не стала посредником между миром детства и внешним миром.

Образовательный процесс выстраивается в рамках учебной деятельности, не адекватной дошкольному возрасту, однако проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может сказаться на его дальнейшей жизни.

Психологи Е. О. Смирнова и О. В. Гударева [2], исследовав современное состояние детской игры, отмечают, что большинство игр дошкольников имеют низкий уровень развития. Из собственных наблюдений было выявлено, что в свободное время дети не играют, а занимают себя рисованием, конструированием, рассматриванием книжек, предметными действиями с машинками, мячом. Чаще всего игра организуется по инициативе воспитателя и продолжается лишь до тех пор, пока взрослый принимает в ней участие.

В. П. Зинченко говорил: «Игровая дистрофия остается на всю жизнь». Преодолеть «игровую дистрофию» можно, только организовав полноценную игровую деятельность. Для решения проблемы преодоление игровой дистрофии был разработан и реализован проект «Волшебная страна народных игр».

Цель проекта: формирования игрового интереса у детей дошкольного возраста через русское народное творчество.

Задачи проекта:

  1. Обогатить игровой опыт детей в старшем дошкольном возрасте.
  2. Побуждать интерес к творческим проявлениям в игре.
  3. Способствовать игровому общению со сверстниками.
  4. Приобщать к русскому народному творчеству.

Данный проект относится к творческо-игровым, долгосрочным.

Участниками проекта выступили дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Прогнозируемый результат:

 Повышение степени контактности ребенка в микросреде и интереса к явлениям жизни.

 Улучшает психологического самочувствия; снижение негативных эмоциональных проявлений, тревожность.

 Развитие познавательной и творческой активности, участие в различных видах деятельности.

Работа по формированию игрового интереса через русское народное творчество проводилась в несколько этапов.

Этапы работы над проектом:

1-й-подготовительный:

 постановка цели и задач,

 определение направления,

 приемов и методов работы,

 предварительная работа с детьми (беседа о русской народной игре)

 беседа с родителями (знакомство с проектом),

 подбор методической, художественной литературы иллюстративного материала;

2-й — основной этап предполагал проведение следующих мероприятий:

 цикл занятий «Об историческом наследии русского народа и русских народных подвижных игр»;

 беседа о традициях русских народных праздниках, знакомство с русской избой, русским костюмом;

 конкурс скороговорок, считалок;

 проведение игр с детьми и родителями.

3-й Заключительный этап: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление знаний, формулировка выводов и составление рекомендаций.

Таким образом, русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, развивают интерес к народному творчеству. Русские народные подвижные игры — это наше богатство. Они созданы народом, так же как сказки и песни. Русские народные игры имеют много вековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Эти традиции позволяют преодолеть проблему «игровой дистрофии».

Литература:

  1. Большой толковый словарь русского языка / по ред. С. А. Кузнецова. — М.:Норинт, 2008. — 1536 с.
  2. Смирнова Е. О. Состояние игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, О.В Гударева // Психологическая наука и образование — 2005 — № 2 — C.76–86
  3. Зинченко В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии // В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
игра
русские традиции
игровой интерес
«игровая дистрофия»

Молодой учёный