Проектная деятельность как профилактика школьной дезадаптации воспитанников ДОО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 22.04.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Шашерина, Р. В. Проектная деятельность как профилактика школьной дезадаптации воспитанников ДОО / Р. В. Шашерина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 55-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5157/ (дата обращения: 18.01.2021).



В статье описан опыт работы педагога — психолога ДОО по профилактике школьной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дезадптация, проект, воспитанники ДОО, школа.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечена важность именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина качественного образования.

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.

Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребенка определенных знаний, умений и навыков, но и как основа всестороннего развития личности ребенка, учитывающая его психологические особенности.

Отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальной школой и является главной проблемой на пути гармоничного развития ребенка. Сложилась парадоксальная ситуация, когда низшее, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему, высшему.

Проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее острых проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании.

Для нашего детского сада проблема актуальна, так как ежегодно в ДОО функционирует подготовительная группа, кроме того уходят в школу воспитанники группы коррекционной направленности для детей с ЗПР и ОНР, группы с 24 — часовым пребыванием детей. Ежегодно выпускается в школу 25–35 ребят.

Анализируя данные учителей начальных классов об успеваемости бывших воспитанников, мы отметили, что при общей положительной тенденции есть слабо успевающие дети, которые в детском саду составляли так называемую «интеллектуально пассивную» группу. Поэтому формирование познавательных интересов и его предпосылок, начиная с дошкольного возраста — актуальная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и познавательной деятельности, в которой проявляются и формируются интересы.

В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений — повышенный уровень тревожности. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.

К моменту поступления в школу необходимо сформировать у будущего первоклассника желание учиться, ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение в школе. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Именно поэтому был организован проект, в котором будущие школьники смогли понять, что же такое новая социальная роль «ученик» и как научиться с ней жить.

Проект «Растим будущего школьника» позволяет детям получить полную информацию о школе, повысить качество образования, создать эффективные условия для выравнивания стартовых возможностей для детей разных социальных групп и слоев населения при поступлении в первый класс, повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школе, научиться помогать и заботиться о тех, кому это необходимо, с целью развития эмпатии у детей дошкольного возраста.

Цель проекта заключается в повышении интереса к школе и формировании у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению, подготовке к принятию новой социальной позиции «школьника», создании условий для выравнивания уровня развития интеллектуальной, физической и психологической готовности детей к поступлению в начальную школу, придавая педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Задачи проекта:

– формирование у дошкольников мотивации учения и интереса к школе, процессу обучения;

– оказание психолого-педагогической поддержки детям старшего дошкольного возраста с целью обеспечения плавного, бесстрессового перехода от игровой к учебной деятельности;

– снятие тревожности у воспитанников;

– организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

– привлечение родителей к взаимодействию в процессе подготовки детей к школе;

– укрепление связи со школой по вопросам преемственности.

В проект были включены занятия педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста, направленные на создание мотивации и благоприятного настроя для обучения в школе, снятие эмоционального напряжения, снижение уровня тревожности. Ведущий вид деятельности в дошкольном детстве — игра, поэтому проект проходил в игровой форме. В рамках проекта была организована встреча с сотрудниками ГИБДД. которые рассказывали дошкольникам о правилах поведения на дороге, проигрывали с ними познавательные ситуации.

Был организован праздничный концерт, посвященный 9 мая, на котором присутствовал ветеран ВОВ, ребята были непосредственными участниками праздника: рассказывали стихи, пели песни. С целью развития эмпатии будущие первоклассники взяли шефство над детьми младшего дошкольного возраста, выходили с ними на прогулку, проводили игры, показывали спектакль, делали для малышей подарки собственными руками.

Заключением была встреча с выпускника Гимназии № 8, на которой ребята задавали волнующие их вопросы: кормят ли в школе, будут ли спать и другие.

В рамках проекта ребята познакомились с обитателями клуба «Романов на Мурмане», которые приходили в наше дошкольное учреждение с целью снижения уровня тревожности и благоприятного эмоционального настроя. Самое важное, главное впечатление на будущих школьников оказали питомцы клуба. Ребята сами предлагали организовать сбор корма для животных, увлеченно рассказывали о своих домашних питомцах.

Была проведена предварительная работа с детьми, где они подготавливали рассказы о своих домашних питомцах, обсуждали необходимость заботы о братьях наших меньших. Проект проходил весной, поэтому праздник Великой Победы не остался не замеченным. Рассказывали детям о подвигах, которые совершали собаки на войне. После была организована выставка рисунков, где воспитанники рисовали собак, которые помогали на войне, получились чудесные работы, наполненные теплом, любовью и заботой о животных.

Дошкольники были рады встрече с питомцами клуба, стеснение, неудобство пропало сразу, как вышел первый гость. Дети активно взаимодействовали с питомцами, играли, гладили и даже кормили. После проведенного новыми друзьями концерта были выбраны победители выставки рисунков и награждены дипломами, а участники получили красочные сертификаты об участии в конкурсе.

Важно то, что среди детей старшего дошкольного возраста были особенные дети, для которых эта встреча оказалась очень важной. Тактильные ощущения, взаимодействие с животными, забота о них, улыбки, которые вызывали собаки — неоценимо для таких ребят. Поэтому с этого года будет проходить проект для особенных детей при участии клуба «Романов на Мурмане». Мы очень рады такому сотрудничеству!

Литература:

  1. Бодалев А. А. Рабочая книга практического психолога. — М.ВЛАДОС. — 2010. — 298с.
  2. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И. А. Сырова, О. Г. Чеховских. — Самара: Изд-во СФМГПУ. — 2009. — 72с.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, начальная школа, детский сад, дошкольное детство, дошкольное образование, положительное отношение, Российская Федерация.

Ключевые слова

школа, проект, дезадптация, воспитанники ДОО

Похожие статьи

Дошкольное образование в России | Статья в сборнике...

Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в...

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

Результаты изучения групп детей старшего дошкольного возраста перед поступлением их в

Перестройка обучения в начальной школе предъявляет новые требования к дошкольному

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад...

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного...

Старший дошкольный возраст — последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка

Затем провели сравнение с суммарным результатом, показанным детьми на начальном этапе

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика... Оптимизация взаимодействия дошкольной организации...

Развитие социальной активности детей 6–7 лет...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей

Старший дошкольный возраст обладает особым значением в развитии основ социальной активности.

Подготовка ребенка к школе как результат преемственности...

Ключевые слова: дошкольное образование, начальное образование, старший дошкольный возраст, ребёнок, школа, готовность

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и...

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности

детский сад, начальная школа, дошкольная организация, ребенок, педагог, школьная жизнь, старший дошкольный возраст...

Современные приоритеты развития дошкольного...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ... Организация дополнительного образования в условиях... Дополнительное образование детей — единый...

детский сад, начальная школа, дошкольная организация...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика... Оптимизация взаимодействия дошкольной организации...

Похожие статьи

Дошкольное образование в России | Статья в сборнике...

Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в...

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

Результаты изучения групп детей старшего дошкольного возраста перед поступлением их в

Перестройка обучения в начальной школе предъявляет новые требования к дошкольному

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад...

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного...

Старший дошкольный возраст — последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка

Затем провели сравнение с суммарным результатом, показанным детьми на начальном этапе

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика... Оптимизация взаимодействия дошкольной организации...

Развитие социальной активности детей 6–7 лет...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей

Старший дошкольный возраст обладает особым значением в развитии основ социальной активности.

Подготовка ребенка к школе как результат преемственности...

Ключевые слова: дошкольное образование, начальное образование, старший дошкольный возраст, ребёнок, школа, готовность

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и...

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности

детский сад, начальная школа, дошкольная организация, ребенок, педагог, школьная жизнь, старший дошкольный возраст...

Современные приоритеты развития дошкольного...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ... Организация дополнительного образования в условиях... Дополнительное образование детей — единый...

детский сад, начальная школа, дошкольная организация...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика... Оптимизация взаимодействия дошкольной организации...

Задать вопрос