Сценарий цикла уроков-концертов для детей дошкольного возраста «Приключения Маши и Медведя в стране Музыкалии» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 12.04.2020

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, И. В. Сценарий цикла уроков-концертов для детей дошкольного возраста «Приключения Маши и Медведя в стране Музыкалии» / И. В. Сорокина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 144-151. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5128/ (дата обращения: 25.04.2024).



Сценарий цикла мероприятий (уроков-концертов) для ознакомления детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами, а также понятия об ансамблевом музицировании.

В цикл входят 5 уроков:

Урок 1. «Клавишные инструменты».

Урок 2. «Струнные инструменты».

Урок 3. «Духовые инструменты».

Урок 4. «Мы считаем до пяти».

Урок 5. «Мы — оркестр».

Урок рассчитан для детей 5–6 лет, учащихся групп раннего эстетического развития и подготовительных групп, а также родителей.

Время урока — 45 минут.

Рекомендации для проведения — 1 –2 раза в четверть.

Роли и музыкальные номера исполняют учащиеся музыкальной школы. Музыкальная наполняемость может быть различна, в зависимости от возможностей учащихся. Видео материал также осуществляется путем подбора видео файлов, в том формате, который возможен по техническим требованиям.

Урок 1

Клавишные инструменты.

Учитель: Добрый день, дорогие ученики, добрый день уважаемые родители. Сегодня в нашем классе будет проходить необычный урок — концерт. Концерт — это всегда артисты и зрители. Мы сегодня будем зрителями, а значит, после музыкального номера, должны обязательно звучать аплодисменты. Ну, а если это урок, то значит- мы сегодня должны узнать что-то новое. Итак, приступим…

(звучит музыкальная заставка из м\ф «Маша и Медведь» выход Маши)

Маша: (напевает) Вот и стали мы на год взрослей… (выкладывает из портфеля на парту муз. инструменты: барабан, свистулька, балалайка и др., рассматривает их) Миша, Миша…Я как все хочу учиться!!!

(звучит музыкальная заставка из м\ф «Маша и Медведь» выход Миши в очках и с большой книгой под мышкой)

Миша: Ну я… не знаю… (рассматривает муз. инструменты, которые принесла Маша)… и чему ты хочешь научиться???

Маша: Ну как чему? Как все нормальные дети! Играть на музыкальных инструментах!!! Вот, например, на этом (берет барабан, стучит) или нет, на этом… (берет свистульку, дудит громко)… нет, нет, на этом... (балалайка: берет задом наперед, бренчит)

Миша: Так, прекратить безобразие!!! Пожалуй, ты меня уговорила… будешь как все нормальные дети… играть… на инструменте… но на каком… мы сейчас будем выбирать!!!

(звучит музыкальная заставка из м\ф «Маша и Медведь» Маша садится за парту, Миша открывает книгу)

(звонок на урок)

Миша: Итак, приступим (открывает книгу — энциклопедию) ага… вот оно!!! Клавишные инструменты!

Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века.

Орган (на экране слайд — Орган)— один из древнейших инструментов — самый старый из них. Клавиши у органа были широкими и нажимали их кулаками, они пришли на смену большим рычагам, введенным в XI веке взамен неудобных ручных задвижек. В начале XVI века широкие клавиши были заменены более удобными — узкими, с помощью которых играют и сейчас. Тем самым орган стал клавишным духовым инструментом. Клавиатуры бывают для рук, у органа и клавесина могут быть несколько клавиатур и тогда их называют «мануалами», а также для ног — педальная клавиатура (видео отрывок…звучит Орган)

Маша: Ну, нет… не хочу учиться на самом старом… хочу на новом!!!

Миша: Смотрим дальше!

Другой клавишный инструмент (на экране слайд — клавесин)— Клавесин — скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. Клавесины бывают с одним или двумя (реже с тремя) мануалами, а звук в них извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертного клавесина — довольно резкий, но слишком слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. (видео отрывок…звучит Клавесин)

Маша: Италия… это кончено, хорошо!!! Но как мы его оттуда привезем??? Непонятно!!!

Миша: На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.

Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся конструированием музыкальных инструментов для семейства Медичи, изобрел первое фортепиано.

Маша: Вот его то мы сможем даже потрогать!!! Правда, Миша???

Миша: В нашем распоряжении сегодня… Господин рояль!!! Итак, прошу… (подходит к роялю, снимает завесу…)

Маша: Вау!! Класс!!! Такой, черный… и что с ним делать??? (Заглядывает во внутрь) Так, понятно… что ничего не понятно…

Миша: Ну, если хочешь услышать его звук… могу пригласить к нам в гости юных музыкантов.

Маша: Музыкантов??? Настоящих??? Которые умеют играть на этой штуковине???

Миша: Ну конечно…

Маша: Давай.

Миша: Итак, сейчас для вас будет звучать рояль.

(объявляет музыкальный номер, который исполняют учащиеся музыкальной школы)

Маша: Ну, так и я могу… Выступает…Маша!!! (кланяется). Полька Карабаса –Барабаса (громко играет, нажимая различные клавиши, и поет со словами). Аплодисменты!!! Только не понятно, на таком большом инструменте играют только маленькие дети??? А взрослые на каком тогда играют на огромном??? (видео отрывок, известного пианиста виртуоза) Да, несомненно, я так не умею… (задумывается)

Я, конечно, все понимаю, (обходит рояль со всех сторон) но как его втискивают все домой. В наш дом он не влезет!!! Или надо убирать кровать!!! Ага!!! (ложиться под рояль) спать можно и под ним…

Миша: Ну, ты, Маша, даешь, (поднимает ее, отряхивает) конечно, такой Концертный рояль стоит только в концертных залах, а дома стоят или кабинетные рояли или пианино.

Маша: (грустно) Ну, не знаю… Посмотри-ка, там может еще что-то интересное есть.

Миша: (берет книгу — энциклопедию) ну вот еще, клавишный инструмент Баян. Это любимый русский народный инструмент. Баян — боец- называли его в годы войны. Баян появился больше ста лет назад. Он назван в честь русского сказителя и певца Бояна. Баян состоит из трёх частей: Правый полукорпус, левый полукорпус, меха. (Миша берет баян и показывает все наглядно.) Самые знаменитые виды баяна это пятирядный, трехрядный и электронный. Приглашаю на сцену юного музыканта, который умеет управлять таким сложным клавишным инструментом. (учащийся школы исполняет музыкальное произведение)

Маша: Да, прикольно, кнопочки, белые, черные… что то не очень весело… может мы их раскрасим???

Миша: Нет, нет. На этом инструменте выступают на больших концертах… даже взрослые, а не только дети… вот смотри… (видео отрывок шоу концерта «Баян микс») Представляешь, сколько нужно заниматься, чтобы на нем играть!!!

Маша: Нет, я так не смогу… давай что-то еще…

Миша: (смотря в книгу — энциклопедию) Ага. Есть!!! Аккордеон!!!

Маша: …ну давай, аккордеон!

Миша: (объявляет юного музыканта, звучит музыкальное произведение)

А знаете ли вы, что? Аккордеон клавишный музыкальный инструмент. Первый аккордеон изготовил и дал ему название венский мастер К. Дамиан в 1 829 г. В России аккордеон появился в ХIХ в. и сразу стал любимейшим инструментом.

Аккордеон внешним видом напоминает четырехугольный ящик, боковые стенки которого состоят из сложенной в складки кожи и образуют так называемые мехи. При сжимании и разжимании аккордеона мехи надуваются.

С правой стороны инструмента находятся клавиши (как у фортепьяно), каждая из которых издает два звука: один — при растягивании инструмента, другой — при его сжимании.

С другой стороны аккордеона имеются кнопки, которые служат для получения аккордов. При игре аккордеонист правой рукой нажимает на клавиши, а левой — на кнопки набора аккордов для аккомпанемента мелодии, одновременно управляя этой же левой рукой мехами.

Аккордеон используется в составе различных ансамблей, сопровождает вокальное пение.

Маша: Миш, а что на этих… играют только мальчики???

Миша: Конечно, нет… вот смотри… (видео отрывок «Дуэт ЛюбАня»)

Маша: Ну, хорошо, все это, а где же «внедрение новых технологий???», что они в музыку еще не шагнули???

Миша: Конечно, конечно, что это я все по старинке?? Орган, аккордеон???

(смотрит в книгу — энциклопедию)… ага… вот!!! СИНТЕЗАТОР!!!!

У нас даже настоящий Учитель есть. Знакомьтесь, Ольга Викторовна!!!

Учитель: Здравствуйте, ребята, я хочу вам представить инструмент современный. Синтезатор — стал уже привычным инструментом в музыкальном мире. Изобретен он был в позапрошлом веке. Современный синтезатор облегчает жизнь и композиторам, и музыкантам, хотя его первые образцы нельзя сравнить с сегодняшним представителем этого инструмента ни возможностями, ни размерами. Общее у них только задача: синтез волн заданной частоты с другими параметрами. Поэтому инструмента так и назвали — синтезатор. Экспериментальные работы по синтезу звука проводились во многих странах, рождались музыкальные синтезаторы различной конструкции. И у этого инструмента много музыкальных возможностей… вот например (показывает возможности синтезатора, регистры, тембры, ритм и др., исполняет произведение с выбранными музыкальными красками)

Маша: А я, а я!!!! (играют Польку Карабаса- Барабаса дуэтом)

Аплодисменты!

(звонок с урока)

Маша: (складывая портфель) Ну все это конечно интересно, но я пока не решила на каком инструменте буду учиться…Можно я еще подумаю…а Миш???

(звучит музыка из мультфильма «Маша и Медведь»… артисты уходят)

Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Назовите музыкальные инструменты, которые мы сегодня мы увидели и услышали? Почему они относятся к клавишным инструментам? Какой инструмент вам больше всего понравился?

Урок 2

Струнные инструменты.

(звучит музыкальная заставка из м\ф «Маша и Медведь» на сцену выходит Маша с портфелем и Миша с книгой — энциклопедией)

Миша: Ну что, приступим? (звучит звонок на урок)

Маша: (нехотя садясь за парту)… А может не надо??? Зима, снегопад… такие снежные, замечательные денечки. Хочу гулять!!!! Хочу гулять!!! (Топает ногами)

Миша: Ну, вот начинается… то хочу, то не хочу… Маша, посмотри, как много гостей сегодня пришли на наш урок…. У нас с тобой урок — концерт! Так что давай, заниматься! А денечки…. Скоро каникулы! Там и отдохнем!

Маша: (садится за парту) Ну ладно, уговорил!!! Терпение..и труд.!!! Терпение и труд!! (про себя выдыхает «как в йоге».)

Миша: Итак, (открывает книгу — энциклопедию) сегодня мы в стране Струнных инструментов… струнные инструменты родились в стране… в году… (с удивлением) что то Маша… страницы нет… вырвали видимо…зайцы… они последние читали эту книгу… Что же делать???

Маша: Так… Миша, а давай устроим соревнование среди струнных инструментов:

Миша: Давай!!! Только надо определиться, кого звать в гости… (смотрит в книгу)..АГА!!! Вот тут есть кусочек параграфа… (на экране слайд- струнные инструменты) Струнные инструменты бывают щипковые и смычковые…

Маша: тогда я звоню…. Я знаю кому!!!

Миша: и кому???

Маша: Ну... щипковые: это (загибает пальцы)

– домра

– балалайка

– гитара

– балалайка

– арфа

Ну а смычковые:

—скрипка

—виолончель

—контрабас

(в телефон) але, але, мы вас ждем!!! Пожалуйста, приходите…

(Входят юные музыканты с инструментами садятся на сцене)

Маша: Итак, начинаем, начинаем соревнование.

первым мы дадим высказаться Домре.

Домра — инструмент важнейший

Красивый, с голосом нежнейшим.

Когда ты струн рукой коснешься -

В старинный мир перенесешься!

В ней чуткость, радость, доброта.

И, всех созвучий красота!

То загрустит, то засмеется!

Вся прелесть звуков ей дана.

И, дарит чудо нам она! (объявляет музыкальный номер в исполнении учащихся музыкальной школы)

Миша: А для участия в соревнованиях приглашаем — Балалайку!

Поиграй-ка, пострадай-ка,

Символ русской старины,

Балалайка, балалайка –

Немудреных три струны!

Разудала, бесшабашна,

Не даёт она скучать.

С балалаечкой не страшно

Горе-горькое встречать.

С балалаечкой не стыдно

И, в концертах выступать.

И порой ей так обидно

«Иностранцам» уступать! (объявляет музыкальный номер в исполнении учащихся музыкальной школы)

Маша: Я тоже хочу спеть … можно??(Объявляет, аккомпанемент исполняет ученик на балалайке) ЧАСТУШКА!

Две лопатки у Егора,

А у Нины — формочки.

Я за это им язык

Высуну из форточки.

Трень, брень- дребедень!

Выступал бы целый день!

Мне учиться не охота

А частушки петь не лень!

Миша: Ну, хватит, хватит… еще не все гости выступили.

Маша: Ой, а мне так понравилась балалайка, она такая треугольненькая!!!

Миша: Ну, вот смотри, а у нас еще есть и Гитара

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

Тот инструмент зовем гитарой.

(объявляет музыкальный номер в исполнении учащихся музыкальной школы)

Маша: нет гитара не по мне, что -то очень тихо и грустно…

Миша: ты не права Маша, вот смотри у нас еще есть электрогитара… (видео отрывок виртуозного исполнения классической музыки)

Маша: Вот это класс!!! Зажег!!! А я так смогу???

Миша: Ну, если долго учиться, и ты так сможешь.

Маша: нет долго не хочу…Давай дальше…

Миша: Итак, переходим к смычковым инструментам… Скрипка.

У скрипки голос звонкий,

Четыре струнки тонких,

По ним смычок гуляет,

И звуки извлекает.

Мне теперь совсем не скучно.

Мы со скрипкой неразлучны.

Целый день, щека к щеке,

Мы играем в уголке.

(объявляет музыкальный номер в исполнении учащихся музыкальной школы)

Миша: Старшая сестра скрипки- Виолончель.

Со скрипкой инструменты схожи,

На них смычком играют тоже.

Но больше скрипки в десять раз

Виолончель и Контрабас!

(объявляет музыкальный номер в исполнении учащихся музыкальной школы)

Маша: Здорово! Мне понравилось… как будто звуки человеческого голоса. Так и что, все??? А кто там дальше, по списку???

Так, нет арфы и котробаса… или кантрабаса… блин, как правильно???

Миша: Давай посмотрим. Итак, арфа… струнный щипковый инструмент произошел из лука с натянутой струной, имеет, как ты видишь треугольную форму. В средневековье славились искусством игры на арфе певцы из Ирландии. (видео отрывок — арфа, играет взрослый музыкант)

Маша: Да, инструмент большой, как рояль… и что на нем могут играть только взрослые?

Миша: Конечно, нет… смотри… (видео отрывок выступление на арфе юного музыканта)

Маша: Все, хочу арфу!!!!! Купи мне арфу!!!!!

Миша: Так вот теперь, давай выясним, как правильно писать котробас или канрабас…

Маша: Какая разница. Как писать… главное, как на нем играть!!! Давай слушать…(видео отрывок — звучит контрабас)

Маша: (задумчиво) Да, здорово, но мне его не поднять!

Миша: Подожди, подожди…. Вот тут в моей книге, еще есть немного…. Очень интересный музыкальный инструмент есть в Китае… (это такая страна на востоке, там живут китайцы), так вот у них есть струнный инструмент

ЭРХУ-(на экране слайд- музыкальный инструмент Эрху) это смычковый инструмент с двумя металлическими струнами, а смычок закреплен между струн и музыкант должен во время игры натягивать волос на смычке сам, у него очень интересный, пронзительный звук. Давай послушаем. (видео отрывок- звучит эрху)

Маша: Интересно, интересно…. А вот это что такое???? (подходит к гуслям обходит их вокруг)

Миша: А вот это знает только один человек в нашей школе Илья Андреевич… и сейчас он нам расскажет и я, надеюсь, покажет, как этот инструмент звучит.

Гусли — это древнейший щипковый струнный музыкальный инструмент. Они существовали в Литве и Беларуси, России и Латвии, Польши и Эстонии, других европейских стран. И в каждой стране они имели свои особенности. Между собой они были схожи веером струн, струнодержателем, колковым рядом и резонатором под струнами по всей длине. Точно сказать, кто придумал гусли, и когда это произошло невозможно.

Есть различные виды гуслей:

Звончатые — это самые простые и древние гусли. Трапециевидный или треугольный ящик ставился при игре на колени. Количество струн варьировалось в количестве от 7 до 13.

Щипковые — оснащены 60 струнами, которые охватывают 5 полных октав. Музыкант играет на гуслях двумя руками, одновременно ведя мелодию на тонких и басовых струнах. Они могут воспроизводить многоголосные сложные произведения.

Клавишные — это самый молодой вид гуслей, который появился в ХХ веке. Они создаются в 4-ех размерах: пикколо, прима, альт, бас. Издают полный, насыщенный, приятный звук.

Давайте послушаем как звучат наши Гусли. (педагог исполняет музыкальное произведение на гуслях)

Маша: Вот здорово! Да мне все инструменты понравились, что же выбрать???

Миша: Маш, а давай проверим, что же запомнили наши гости, которые сидят в зале.

Маша: давай! Итак, загадки!

Миша: Смычок на ней пиликает, как воробей чирикает (скрипка)

Заиграли 3 струны на четыре стороны (балалайка)

Она у папы шестиструнная

Её настройка — дело трудное

И чтобы папу не расстраивать,

Её нам лучше не настраивать (гитара)

(звонок с урока)

Маша: Перемена! Перемена! (звучит музыкальная заставка из м\ф «Маша и Медведь» убегает)

Миша: Ну что, вот и еще один урок закончился, а Маша так и не определилась с инструментом. А вам, ребята, понравились струнные инструменты? Ну, тогда, давайте прощаться, до новых встреч!

Урок 3

Духовые инструменты.

(на сцене сидит Заяц под кустом нашел футляр с трубой…и пытается его раскрыть, звучит музыкальная заставка из м\ф «Маша и Медведь»)

Выходят Миша и Маша

Миша: Так, Косой, ты что тут делаешь???

Маша: Ага! Поймала! (хватает его за уши…) он опять нашу морковку рвет,

Заяц: (запинаясь) да…нет…это… я вот тут что-то нашел…

Маша: Что ЭТО???

Заяц: Ну… вот тут… в чемоданчике…

Маша: Покажи!

Заяц: Нет.. я нашел.. это мое!!!

Маша: Миша!!! Он жадина!!!!!

Миша: А ты, Маша, попросить не пробовала? Ведь, наверное, ты знаешь вежливые слова???

Маша: Я- то знаю!!! А вот наши ученики знают???

Миша: Давай проверим! Ребята давайте назовем все- все вежливые слова. (пожалуйста, спасибо и т. д.) Вот сколько знают ребята слов…

Маша: Ну, пожалуйста, Заяц!!!! Ну ладно, а давай меняться …на морковку…

Заяц: Давай!!!! (звучит музыкальная заставка из м\ф «Маша и Медведь»

Заяц убегает)

Маша: Итак, приступим… (пытается открыть футляр… не получается…) Что же это за чемоданчик такой??? Волшебный, видно там спрятано золото!!!

Миша: Да нет, Маша! В таком ФУТЛЯРЕ! Живет музыкальный инструмент… только вот я забыл, как он называется… (открывает футляр достает трубу)

Маша: И как на нем играть??? Ведь струн нет…клавиш нет….

Миша: Да….задача.. (вертит в руках…) Придется мне взять мою музыкальную энциклопедию…

Маша: ну давай!

Миша: (листая книгу — энциклопедию)… да клавиш нет… струн нет… А смычок есть??? (нет) вот, наверное, этот инструмент относится к духовым инструментам.

Маша: Это в которые дудеть надо??? (берет много воздуха и пытается извлечь звук)

Миша: Ну, наверное…подожди….

Духовые инструменты делятся на деревянные и медные (на экране слайд — духовые инструменты)… потому что они сделаны из дерева и меди… Вот, например к деревянным относятся флейта, кларнет. Флейта пикколо имеет самый высокий голос из всех духовых инструментов. А самые юные музыканты начинают осваивать эти инструменты с блок флейты. (объявляет музыкальный номер, звучит блок- флейта).

Кларнет — (на экране слайд — музыкальный инструмент Кларнет) древнейший духовой музыкальный инструмент. Его название произошло от слова «кларино» — «маленькая труба». Предшественницей инструмента считается французская свирель. Ранний кларнет напоминал обычную народную дудочку. Современный кларнет был изобретен в конце XVII века в Нюрнберге мастером Иоганном Христофом Деннером. И представляет собой цилиндрическую трубку с тростью — наконечником, в которую нужно дуть, и с венчикообразным раструбом, их которого выходит воздух. Звук получается из-за колебания язычка теплым, мягким и выразительным. Ну что, приглашаем юного кларнетиста на сцену. (объявляет музыкальный номер в исполнении учащегося музыкальной школы)

Маша: А можно теперь я? (берет книгу- энциклопедию) Вот… к медным относятся — альт, валторна, тромбон. Они имеют разную форму и приемы игры.

Валторна(на экране слайдВалторна) произошла от охотничьего сигнального рога, который был известен еще во времена Александра Македонского. Звук рога означал специальный сигнал: сбор на обед, предупреждение об опасности или поднятие духа воинов во время сражения. Современная валторна появилась в конце XVII века, ее изготовили из меди, согнув рог в форму круга, в один или несколько оборотов. В середине XVIII века музыканты обнаружили, что высоту звуков можно менять, если вкладывать в раструб руку в определенном положении, изменяя направление воздуха. Валторна же с вентилями появилась в начале XIX века. Нажатие одного вентиля направляет воздух по длинному пути, и звук получается более низким. Чем длиннее расстояние, которое преодолеет воздух, тем ниже получается звук. У валторны самое мягкое звучание из всех духовых инструментов. Артист на сцену! (объявляет музыкальный номер в исполнении учащегося музыкальной школы)

Миша: Продолжим. Тромбон(на экране слайд — Тромбон) переводится с итальянского языка как «большая труба». Он известен с XV века. Первый инструмент назывался сакбутам и мало отличался от современного тромбона. Тромбон состоит из прямой трубки, с одной стороны мундштук, с другой — раструб. От других медных духовых инструментов он отличается наличием кулисы — подвижной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объем воздуха в инструменте, делая инструмент длиннее или короче, от этого зависит издаваемый звук. Это единственный духовой инструмент, в котором звуки могут плавно переходить один в другой. Инструмент широко используется в джазовой музыке. На тромбоне можно исполнять как тихие композиции, так и громкие марши. (объявляет музыкальный номер в исполнении учащегося музыкальной школы)

Маша: Артисты закончились???

Миша: Нет! Вот тут еще есть Саксофон (на экране слайд — Саксофон) …он сделан из меди, но относится к деревянным духовым. Саксофон был изобретен в Бельгии в 1840 году. Инструментальный мастер Адольф-Антуал-Жозеф Сакс взял одинарную трость от кларнета и мундштук, соединил их с расширяющейся трубой, согнул ее пополам и получил новый инструмент.

Саксофон является одним из основным инструментов джаза и эстрадной музыки и обладает мощным певучим звучанием. Звуки образуются с помощью колыхания язычка. Он обладает сложной системой вентилей и клапанов, закрывающих и открывающих звуковые отверстия. И у нас тоже есть музыкальный номер, и мы услышим, как звучит Саксофон. (объявляет музыкальный номер в исполнении учащегося музыкальной школы)

Маша: Ну и что? Вот теперь все артисты закончились… а нашего инструмента нет. (показывает трубу)

Миша: теперь внимание на экран. Может нам подойдет Фагот- деревянный духовой инструмент (видео отрывок — звучит фагот)

А вы заметили, что чем больше инструмент, тем голос у него ниже… Самый низкий медный духовой инструмент Туба (видео-отрывок — звучит Туба)

Маша: Ну хорошо, раз мы до сих пор не можем определить что же у нас за инструмент, может нам зрители помогут? Ребята, а вы знаете как называется этот инструмент? (Труба)

А кто на нем нам сможет правильно сыграть мелодию?

(объявляет музыкальный номер в исполнении учащегося музыкальной школы)

(звучит музыкальная заставка из м\ф «Маша и Медведь»)

Миша: Ну вот и разобрались с находкой!

Маша: Спасибо большое, ребята, за помощь! (звонок с урока) Да и урок подошел к концу..Ура!!! Перемена!! (убегает)

Миша: До новых встреч уважаемые ученики и родители!

Урок 4.

«Мы считаем до пяти».

(звучит музыкальная заставка из м\ф «Маша и Медведь» выходит Маша и Миша).

Маша: Что- то мне стало скучно на ваших уроках. Не хочу больше учиться. Да и, похоже, все инструменты закончились. Клавишные были, струнные тоже, даже духовые изучили. И, что теперь в вашей музыкальной школе делать?

Миша: Эх ты, Маша! Ничего-то ты не знаешь. Ведь в нашей школе живет настоящее творчество. Наши ученики почти настоящие волшебники…не веришь? А вот смотри.

(объявляет музыкальный номер в исполнении вокального ансамбля музыкальной школы «Песня о волшебниках»)

Маша: Ух ты, здорово. Сколько их много сразу и все поют… Здорово. Миш, а как это называется, ну, по-музыкальному… вот когда один поет я знаю.. солист… а много???

(дети — Ансамбль.)

Мишка: Правильно. И ансамбли бывают различные по составу участников и количеству…итак смотрите: (на экране слайды ансамбли по составу)

Ансамбли бывают — инструментальные и вокальные.

Маша: Ну это понятно, когда поют или играют.

Мишка: Да. Состав инструментов может быть различный. Это могут быть и клавишные инструменты, и струнные, и смешанные. Вокальные ансамбли тоже могут быть только женские или только мужские, но еще и смешанные.

Маша: Ага…это тоже понятно… когда мама и папа дома поют мне колыбельную, то они смешиваются…и я сладко засыпаю…(зевает)

Мишка: А еще ансамбли бывают различные по количеству. Итак, считаем:

2- дуэт

3- трио

4 — квартет

5 — квинтет

6 — секстет

7 — септет

8 — октет

9 — нонет

10 — децет,

11 — ундецет

12 — дуодецет, но так уже никто не называет…а называют просто — ансамбль…

Итак, а сейчас музыкальная викторина, для тебя Маша, и для вас уважаемые зрители.

Далее звучат музыкальные номера, которые приготовили учащиеся музыкальной школы, с чередованием вокальной и инструментальной музыки.

Дуэт- вокальный и фортепианный, Трио гитаристов, Квартет домристов, Квинтет виолончелистов, Смешанный вокальный ансамбль преподавателей, 8-ручный фортепианный ансамбль, эстрадный ансамбль.

Маша: Да, все увидели, посчитали и послушали…а теперь внимание на экран!!! Музыкальная викторина, пора научиться определять вокальный ансамбль или инструментальный…ну и считать… до десяти? Легко! (видео отрывки ансамблей различных составов — учащиеся определяют)

Миша: Ну что, Маша мы тебя развеселили? Будешь дальше заниматься?

Маша: Конечно, ведь это так весело.!!! Пойду Зайку искать, что-то он сегодня прогулял наш урок, а ему пора занять делом.

Миша: Да, вы составите прекрасный дуэт, но заниматься в ансамбле не так- то легко, ведь надо отвечать не только за себя, но и за партнера.

Маша: Ничего, ничего, Миша, я готова отвечать и за Зайца, только вот найду его…и сразу буду его учить выступать в ансамбле (мечтательно…)

Мишка: Ну и ладно…вот опять новое дело нашла Маша. И вам, друзья, я желаю творчества во всем…до новых встреч.

Урок 5.

«Мы— оркестр»

(звучит музыкальная заставка из м\ф «Маша и Медведь» выходит Маша и Миша, Маша держит книгу- энциклопедию и читает)

Маша: Ну, вот…все последняя страница твоей музыкальной энциклопедии. Ура скоро каникулы…!!!

Миша: Не может быть! Дай посмотреть… (вертит книгу и так и сяк)

Да, последняя страничка осталась (вздыхает)

Маша: И что так грустно…давай веселиться…ведь это мы стали такими умными…ведь это у нас теперь в голове вся эта книга живет. Представляешь???

Миша: Ну наверно… Но все равно урок сегодня состоится…одна то страница еще осталась…

Маша: (садится за парту) ну давай…Итак…

Миша: Вот тут написано…у нас осталось изучить два основных понятии коллективного музицирования….

Маша: Ну, мы же это уже знаем… ну там, дуэт, трио и так далее.

Миша: Нет, нет… это когда еще больше, чем ансамбль…

Маша:…и что, еще больше чем 10???

Миша:..Ну да.. представляешь в Сочи, на Олимпиаде…было Тысяча детей…и все пели…

Маша: Да ну???? И что, все враз пели???

Миша: Да!!!

Маша: И как это их назвать мульти-ансамбль? Мега-супер-пупер?

Миша: Нет, Маша… многоголосное пение называется — хоровым пением…то есть в Сочи участвовал тысячный хор… (видео отрывок Детский хор)

Маша: Здорово!!!

Миша: Хоры бывают разные (на экране слайды- Хоров)

– академический,

– народный,

– или эстрадный…

А также хоры разделяют на мужские (это если будут петь только папы),

женские (только мамы)

и детские…

Маша: Класс!!! Давайте быстрее слушать!!! И смотреть!!!

Миша: А нет!!! Сегодня у нас не простой урок, а викторина!!!

Маша: Это как это???

Я буду сразу проверять твои знания… раз ты считаешь, что вся книга уже живет в твоей голове…то приготовились…

Маша: Стойте, стойте… А вдруг я не справлюсь??? Может мне ребята помогут???

Миша: Ну хорошо, а за одно и у них закрепим знания.

Итак… (видео отрывки различных хоров по составу и жанру)

Маша: Вот здорово, все угадали!!!

Миша: Ну вот, с пением разобрались…но ведь еще есть и многоголосная игра на различных музыкальных инструментах…

Маша: Да? И как они все называются???

Миша: (важно) Оркестр!!!

Маша: Как, как??? Что за странное слово????

Миша: Так и называется — Оркестр…и они тоже бывают разные в зависимости от состава инструментов, или от исполнителей.

Например: (на экране слайды Оркестров)

– Симфонический,

– Духовой,

– Струнный,

– Оркестр народных инструментов,

– Эстрадный

– Джазовый

– Военный…

Миша: Ну а теперь — викторина. Приготовились???

Маша: Давай, теперь мы все знаем…

(видео отрывки различных оркестров по составу инструментов)

Миша: Ну вот и правда…вся книга в вашей голове сохранилась…а вот загадку отгадаешь, Маш???

Маша: Конечно, давай…

Миша.:

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это (дирижер)

Миша: Правильно, Настоящий дирижер — это ум, душа и сердце оркестра. А хотите познакомиться с настоящим дирижером???

Знакомьтесь, Владимир Александрович. Он настоящий дирижер. Его оркестр называется — народный.

Маша: А вот я знаю почему…хотите скажу? Нет, не потому, что тут народу много, а потому что в этом оркестре звучат народные инструменты. Давайте их назовем вместе! (называют вместе с учащимися инструменты, входящие в состав народного оркестра). Молодцы! Все инструменты вспомнили. Теперь давайте послушаем как они звучат все вместе!!! (объявляет музыкальный номер в исполнении учащихся музыкальной школы)

И еще один оркестр есть в нашей школе. Он называется –Симфонический. Давайте посмотрим, какие инструменты звучат в этом оркестре. (учащиеся называют инструменты, входящие в состав симфонического оркестра)

Конечно, мы сегодня услышим, как звучат это инструменты в таком составе. (объявляет музыкальный номер в исполнении учащихся музыкальной школы)

Маша: Здорово!!!

Миша: А ты знаешь, Маша, что оркестр может дружить с хором .

Маша: Это как???

Миша: Они могут выступать совместно. Вот, например: Владимир Александрович сочинил песню и предложил хору исполнить ее вместе с оркестром.

Маша: А у хора есть свой дирижер???

Миша: Конечно, есть. Она разучивала песню с хором, но на концерте дирижировать будет дирижер оркестра. Чтобы оркестрантам было все понятно.

Маша: Вот здорово!!! И, песня, про нашу школу!!!

(объявляет музыкальный номер в исполнении учащихся музыкальной школы)

Маша: А мы с ребятами тоже можем быть оркестром!

Миша: Как это???? Оркестром??? Каким???

Маша: А разным… вот смотри… (учащиеся дошкольного отделения исполняют произведения Шумовым оркестром).

Маша: И даже можем быть хором…. Только нам нужен дирижер…

(учащиеся дошкольного отделения исполняют выученную песню хором)

Миша: Вот здорово! Наши зрители прошли курс моих уроков, и превратились в артистов!

Маша: Ура!!! Предлагаю, закрепить знания! И исполнить любимую песню всех музыкантов всем вместе! (в исполнении всего зала, звучит «Песенка Друзей» из м/ф «Бременские музыканты»).

(звонок с урока)

Маша: Ура! Каникулы!

Миша: Наши уроки подошли к концу! Но вы, ребята не переживайте, в моей библиотеке еще много интересных книг! До новых встреч!

(звучит музыкальная заставка из м\ф «Маша и Медведь» Миша и Маша уходят).

Основные термины (генерируются автоматически): инструмент, музыкальный номер, музыкальная школа, музыкальная заставка, нет, урок, исполнение учащихся, видео, исполнение учащегося, книга.

Похожие статьи

Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных...

Предмет «музыкальная литература» предполагает ряд основных форм работы6, рассмотрение которых мы осуществим с точки зрения вполне доступных современных возможностей в плане информации и технологий.

3. Детская музыкальная школа, 2006 [Электронный ресурс].

Общие рекомендации по проведению урока специальности...

Урок по специальности в музыкальной школе состоит из анализа, редактирования, овладения новыми навыками (приемами игры) и знаниями, проработкой сложных мест изучаемого материала, овладением целостности изучаемого материала или его части, а также указания...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

В статье рассматриваются особенности использования музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки.

Библиографическое описание: Сомов, Д. С. Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе / Д. С. Сомов, В. О. Голубков.

Работа над музыкальными диктантами на уроках сольфеджио...

Не секрет, что диктанты в музыкальной школе большинству учащихся даются с трудом. Боязнь написать диктант неправильно, получить

Учащиеся ДМШ (детские музыкальные школы) на уроках по теории музыки и сольфеджио непрерывно пользуются изображением одной октавы в...

Активизация познавательной деятельности с помощью...

Цикл теоретических дисциплин в музыкальной школе способствуют эстетическому воспитанию, расширению музыкального кругозора, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, формированию у учащихся любви и интереса к серьезному...

Музыкальная сказка-концерт как нестандартная форма итогового...

Так родилась идея урока -концерта в форме музыкальной сказки. Методическая разработка музыкальной сказки-концерта представляет альтернативный вариант проведения промежуточной аттестации в младших классах детской школы искусств, который может...

Творческое музицирование на уроках в детской школе искусств

Учебные программы в сфере музыкального образования, из года в год повторяющие себя, основываются на взгляде на музыкальную

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной... Фортепиано» для учащихся юношеского факультета ставит целью учесть...

Некоторые особенности современного музыкального...

Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика, музыкальное...

Коллективное исполнительство как одна из форм развития...

Известно, что игра в ансамбле значительно расширяет музыкальный кругозор учащихся, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; активизирует...

Использование современных компьютерных технологий в системе...

Использование регионального компонента в музыкально-просветительской деятельности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе. Особенности и методики применения информационно-коммуникативных технологий для активизации учебной...

Похожие статьи

Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных...

Предмет «музыкальная литература» предполагает ряд основных форм работы6, рассмотрение которых мы осуществим с точки зрения вполне доступных современных возможностей в плане информации и технологий.

3. Детская музыкальная школа, 2006 [Электронный ресурс].

Общие рекомендации по проведению урока специальности...

Урок по специальности в музыкальной школе состоит из анализа, редактирования, овладения новыми навыками (приемами игры) и знаниями, проработкой сложных мест изучаемого материала, овладением целостности изучаемого материала или его части, а также указания...

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

В статье рассматриваются особенности использования музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки.

Библиографическое описание: Сомов, Д. С. Специфика применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в школе / Д. С. Сомов, В. О. Голубков.

Работа над музыкальными диктантами на уроках сольфеджио...

Не секрет, что диктанты в музыкальной школе большинству учащихся даются с трудом. Боязнь написать диктант неправильно, получить

Учащиеся ДМШ (детские музыкальные школы) на уроках по теории музыки и сольфеджио непрерывно пользуются изображением одной октавы в...

Активизация познавательной деятельности с помощью...

Цикл теоретических дисциплин в музыкальной школе способствуют эстетическому воспитанию, расширению музыкального кругозора, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, формированию у учащихся любви и интереса к серьезному...

Музыкальная сказка-концерт как нестандартная форма итогового...

Так родилась идея урока -концерта в форме музыкальной сказки. Методическая разработка музыкальной сказки-концерта представляет альтернативный вариант проведения промежуточной аттестации в младших классах детской школы искусств, который может...

Творческое музицирование на уроках в детской школе искусств

Учебные программы в сфере музыкального образования, из года в год повторяющие себя, основываются на взгляде на музыкальную

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной... Фортепиано» для учащихся юношеского факультета ставит целью учесть...

Некоторые особенности современного музыкального...

Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика, музыкальное...

Коллективное исполнительство как одна из форм развития...

Известно, что игра в ансамбле значительно расширяет музыкальный кругозор учащихся, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; активизирует...

Использование современных компьютерных технологий в системе...

Использование регионального компонента в музыкально-просветительской деятельности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе. Особенности и методики применения информационно-коммуникативных технологий для активизации учебной...

Задать вопрос