В статье представлен сценарий проблемно — игровой ситуации совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по ознакомлению с видами телефонов и изготовлению необычной поделки.
Ключевые слова: совместная деятельность с детьми с ОВЗ, телефон, фотовыставка, экспонаты, сотовый телефон.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное, художественно-эстетическое.
Цель: формирование у детей с особыми образовательными потребностями представлений о предметах рукотворного мира через творческий продукт совместной деятельности.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Расширить представления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР о предметном мире (телефон: название, виды, части, назначение).
- Обучать детей умению согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении совместной работы.
- Содействовать формированию умения работать по образцу (модели).
Коррекционно-развивающие:
- Создавать условия для развития познавательной активности у детей с ЗПР через проблемно-игровые ситуации.
- Совершенствовать речевые навыки у детей с ЗПР в ходе совместного обсуждения (самостоятельные высказывания детей).
Коррекционно-воспитательные:
1.Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста навыков сотрудничества.
Практические задачи для детей:
- Научить делать из подручного материала модель сотового телефона.
- Договориться со сверстниками и сделать совместный продукт.
- Ознакомить с отдельными приёмами работы использования телефона по его назначению.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Умелые ручки», речедвигательных упражнений
Словарная работа:
Новые слова: телефонный диск и вертушка, трапециевидный.
Закрепление: существительные: экран.
Активизация в речи слов: сотовый телефон.
Демонстрационный материал: проектор, видеообращение фиксиков, мольберт, рюкзак, брелок с эмблемой Фиксиков, экспонаты телефонов Карагайского краеведческого музейного фонда, схема формы и частей предмета (телефона).
Раздаточный материал: модели сотового телефона из бросового материала, клей, скотч, бумага разной текстуры, цвета, экраны с картинками, фломастеры
Индивидуальная работа: произношение звука «з, зь» в словах.
Содержание
Организационный момент
Воспитатель с детьми заходит в зал раздаётся телефонный звонок.
Ребята, нам звонят, мы должны ответить. (включает громкую связь)
— Здравствуйте, совсем недавно я был в вашем детском саду и случайно оставил очень важную для меня вещь. Помогите мне её найти.
Воспитатель: (обращается к детям) — Кто это? Что он сказал? Какую вещь?
Ответы детей: кто-то оставил у нас свою вещь.
(начинают осматриваться, находят рюкзак)
— Ярик, это твой рюкзак? Может это ты Виола оставила?
Ответы детей: нет
— Давайте посмотрим, может что-то поможет нам догадаться? (подходят, рассматривают, находят брелок)
— Вы догадались, кому он принадлежит?
Ответы детей: Фиксикам.
Воспитатель:
— Поворачивает брелок, читает.
Ребята, к нам хотят обратиться Фиксики, посмотрим?
Текст обращения: Спасибо за находку, а за это мы вас приглашаем принять участие в фотовыставке необычных телефонов. До связи.
Воспитатель: А вы хотите принять участие в фотовыставке? — Как вы понимаете, что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель: Всё правильно вы сказали: — Фотовыставка — это показ фотографий.
— Нас пригласили на фотовыставку необычных телефонов. Как вы понимаете, что такое телефон?
Ответы детей.
Воспитатель: из энциклопедии я знаю, что телефон — это аппарат для передачи и приёма звука на расстоянии.
Какие бывают телефоны? (по алгоритму)
Прямоугольник — прямоугольные;
Овал — овальные;
Трапеция — трапециевидные;
С кнопками — кнопочные;
С дисками — дисковые;
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю пройти и рассмотреть разные модели.
Проводится речедвигательная зарядка.
Пойдём со словами:
Левой, правой мы шагаем
Про телефон сейчас узнаем (проходят к столу с экспонатами)
Воспитатель: (открывает по очереди каждый экспонат) — Посмотрите, это один из первых телефонов.
У него есть телефонная вертушка, вращая которую, производился вызов.
Воспитатель: Позднее появилась новая модель, у которой есть телефонный диск с цифрами (пробуют набирать).
Воспитатель: — Следующим появился телефон с кнопками (пробуют нажимать).
Воспитатель: Самой современной моделью является сотовый телефон. Эта модель самая современная, лёгкая и удобная.
Воспитатель: Какими разными бывают телефоны! А нам с вами надо сделать необычный телефон.
Воспитатель: Как мы можем его сделать?
Ответы детей: своими руками.
Воспитатель: Нам надо сделать один телефон всем вместе так же дружно, как наши пальчики. Повторяйте за мной.
Проводится Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики — сжимают разжимают кулачки по очереди.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики — на каждое слово загибают пальцы рук от большого к мизинцу.
— Выберете все вместе, какую модель вы будете делать.
(выбирают одну модель из предложенных)
— Отберите необходимые материалы. (выбирают материал)
— Что будет в основе?
— Будут кнопки или диск?
А сейчас нам надо распределить, кто, что будет делать.
(дети распределяют действия)
Самостоятельная практическая деятельность.
Воспитатель: — Какой необычный телефон у нас получился. А он ещё может звонить.
Дзынь, дзынь, дзон
Звенит наш телефон.
— А сейчас каждый из вас сам сфотографирует нашу поделку по очереди.
В методическом кабинете мы оставим телефон, чтобы распечатать фотографии. После тихого часа мы вместе с ребятами из группы выберем самую удачную фотографию и отправим её Фиксикам на фотовыставку.