Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 13.04.2020

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Шопина, Ю. А. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича / Ю. А. Шопина, Л. Н. Алексеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5126/ (дата обращения: 29.03.2024).



Одно из главных направлений дошкольного образования — познавательное развитие. Поэтому задача педагогов ДОО — найти и создать наиболее приемлемые и доступные способы подачи информации для познавательной активности, развития любознательности, интеллектуальных способностей детей.

Ключевые слова: интеллектуальные способности, познавательная деятельность, инновационные технологии, развивающие игры.

«Это не просто игра, это — познавательная деятельность».

В. В. Воскобович

Выделение системы дошкольного образования в самостоятельную образовательную ступень и принятие ФГОС ДО является важной стадией совершенствования всей системы, обеспечивающей преемственность детского сада и школы. На сегодняшний день, реагируя на все перемены социальной среды, система дошкольного образования стремится найти возможности для повышенных и устойчивых результатов в работе с детьми. Поэтому при подготовке образовательной деятельности появляется острая потребность применения эффективных методов, методик и технологий.

Инновационные (современные) технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Игровые технологии — один из видов современных технологий.

В практической деятельности мы остановили свой выбор на реализации технологии «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Отличительной чертой авторская методики Воскобовича является высокая результативность и понятливость, так как в игре формируется почти весь процесс обучения ребёнка. Дети с предвкушением ждут встреч со сказкой, её забавными героями и увлекательными приключениями. Каждый раз — неповторимая история! В процессе использования данной технологии разработано более 50 игровых пособий. Одно из преимуществ данных развивающих игр — широкий возрастной диапазон участников (одну и ту же игру можно применять и в три года, и в семь лет усложняя её за счет множества разного рода заданий и упражнений), а также их универсальность (занимаясь только с одним пособием, дети могут раскрыть творческие способности, в полной мере развиваться и усваивать большое количество образовательных задач).

Благодаря использованию развивающих игр В. В. Воскобовича происходит развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Современные родители часто путают сконцентрированные действия дошкольников с экраном смартфона или планшета с развитием интеллекта у детей. Без сомнения у детей есть способности, но вот интеллектуальные ли они? А ведь именно интеллектуальные способности отождествляют со сферой инновационных технологий. Интеллектуальные способности относятся к познавательным и обладают узкой специализацией, являясь как бы средством, при помощи которого осуществляются мыслительные процессы.

В дошкольном детстве у ребенка формируется умение самостоятельно анализировать, размышлять, замечать закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. Усовершенствуя интеллектуальные способности, ребёнок в будущем будет способен самостоятельно мыслить для того, чтобы найти новые идеи и возможные решения возникающих задач.

Основная образовательная программа нашего детского сада разработана в соответствии с ФГОС ДО с учетом Примерной основной программы дошкольного образования, и технология развивающих игр Воскобовича прекрасно вписалась в образовательный процесс. Отличительные черты технологии «Сказочные лабиринты игры» таковы, что нет необходимости модифицировать работу учреждения. Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы только начинаем применять данную технологию, но уже сами видим её эффективность. Из универсального блока в группе есть «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик». «Шнур-затейник», «Кораблик Плюх-Плюх», «Двуцветный квадрат», «Чудо крестики 1» — игровые пособия, которые мы используем.

«Коврограф Ларчик» это уникальный материал для всестороннего развития ребенка. В комплект входит игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки»,«Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки и т. п. Деятельность с «Коврографом Ларчик» и «МиниЛарчиком» строится на организации и применении в работе с детьми продолжительных, происходящих в несколько занятий и коротких сказок, основанных на одной игре. Неотъемлемое условие для сочинения сказки — это добавление в нее проблемного элемента. Ребенок оказывается действующим лицом события, принимает участие в загадочных историях, вместе с героями сказки справляется с трудностями, достигает результата. В то же время происходит ознакомление с игрой, ребенок даёт ответы на поисковые вопросы, справляется с решением интеллектуальных задач, выполняет творческие задания.

Для того, чтобы дети успешно справлялись с поставленными задачами, нами был организован «Интеллектуально-игровой центр», где все пособия и игры хорошо вписались в развивающую предметно-пространственную среду группы. Имея постоянный доступ к центру, у ребёнка есть возможность в свободное время воспользоваться понравившимися пособиями.

Хотелось бы отметить, на что следует обратить внимание во время занятий с детьми с использованием игр Воскобовича. Во-первых, подготовка. Прежде чем предлагать игру, необходимо подробно ознакомиться с методическими рекомендациями и самой игрой. Во-вторых, во время проведения занятия ведите с ребёнком диалог, потому что, как правило, увлечённые дети мало говорят. Интересуйтесь, что он делает, почему выбрал данную фигуру, попросите напомнить вам сказочное задание или придумать свой сюжет. В-третьих, не забывайте о том, что занимаясь с игровым материалом ребёнок находится в статическом положении. Поэтому не забывайте вовремя отвлекать его от слишком долгого сидения.

По нашему мнению работа с использованию игр Воскобовича будет эффективнее, если родители воспитанников будут тоже вовлечены в этот «сказочный» процесс. Поэтому в начале учебного года на родительском собрании познакомили родителей с данной технологией, представили презентацию и дали практические советы по изготовлению и использованию пособий дома. Ведь успешное развитие ребенка дошкольного возраста происходит только при активном участии взрослого. Уверены, вовлечение родителей в совместную деятельность повысит их компетентность в выборе развивающих игр для детей и принесёт немало счастливых моментов при общении со своими детьми.

Технология «Сказочные лабиринты игры» — модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр, постепенным усложнением образовательного материала. Однако использование игровых ситуаций не должно быть случайным. Таким образом, считая данную технологию эффективной, будем продолжать использовать её в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Ведь это одна из актуальных проблем современного образования.

Литература:

  1. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012.-190 с.
  2. Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В. Современные технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. — Екатеринбург: ИРО, 2013–143с.
  3. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально — творческого развития детей дошкольного возраста 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры». СПб.: ООО”РИВ”,2017г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образование, игра, дошкольный возраст, детский сад, интеллектуальная способность детей, использование игр, познавательная деятельность, пособие, способность.

Похожие статьи

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.

игра, экологическое содержание, природа, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дошкольный возраст, экологическая культура, экологическое...

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Игра — ведущая деятельность потому, что именно в ней

Одним из приоритетных направлений развития образования сегодня является достижение его нового качества, обеспечивающего подготовку...

Использование дидактических игр как средства развития...

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое...

Развитие интеллектуально-творческих способностей...

Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами развивающих игр Воскобовича.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников...

Познавательные способности детей дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Баранник, Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность...

Интеллектуальные игры как средство формирования...

Интеллектуальные игры мы рассмотрим плане формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий, хотя они

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Дошкольное детство — это короткий, но значимо важный период...

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель — подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к поступлению в школу.

Роль дидактической игры в развитии познавательных...

Игра — как призма, через которую ребенок воспринимает окружающий мир и отражает этот мир в своей деятельности. Взрослый человек воспринимает игру как увлекательное времяпрепровождение, но и в этом возрасте игра может стать неоценимым помощником.

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст...

Дошкольный возраст не просто период детства, а один из чрезвычайно важных этапов развития человека. Ребенок уже в старшем дошкольном возрасте имеет максимальный потенциал развития, накопленный в увлекательный и интереснейший преддошкольный период...

Похожие статьи

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при...

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.

игра, экологическое содержание, природа, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дошкольный возраст, экологическая культура, экологическое...

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Игра — ведущая деятельность потому, что именно в ней

Одним из приоритетных направлений развития образования сегодня является достижение его нового качества, обеспечивающего подготовку...

Использование дидактических игр как средства развития...

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое...

Развитие интеллектуально-творческих способностей...

Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами развивающих игр Воскобовича.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников...

Познавательные способности детей дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Баранник, Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность...

Интеллектуальные игры как средство формирования...

Интеллектуальные игры мы рассмотрим плане формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий, хотя они

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Дошкольное детство — это короткий, но значимо важный период...

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель — подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к поступлению в школу.

Роль дидактической игры в развитии познавательных...

Игра — как призма, через которую ребенок воспринимает окружающий мир и отражает этот мир в своей деятельности. Взрослый человек воспринимает игру как увлекательное времяпрепровождение, но и в этом возрасте игра может стать неоценимым помощником.

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст...

Дошкольный возраст не просто период детства, а один из чрезвычайно важных этапов развития человека. Ребенок уже в старшем дошкольном возрасте имеет максимальный потенциал развития, накопленный в увлекательный и интереснейший преддошкольный период...

Задать вопрос