Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Из опыта работы воспитателя младшей группы детского сада по адаптации детей

Общие вопросы дошкольной педагогики
7
Поделиться
Библиографическое описание
Тепер, Е. М. Из опыта работы воспитателя младшей группы детского сада по адаптации детей / Е. М. Тепер. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/4519.


Наступает новый этап в жизни ребёнка, когда он входит в детский сад. Как происходит адаптация и что это такое? На эти два вопроса необходимо ответить в этой статье.

Адаптация — это естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей каждого ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Для достижения успеха в период адаптации ребёнка необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучение теоретических подходов по проблеме адаптации детей
  2. Разработка плана мероприятий по организации взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации ребёнка.
  3. Разработка плана мероприятий адаптации детей.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

  1. легкая адаптация,
  2. адаптация средней тяжести,
  3. тяжёлая адаптация.

В первую очередь воспитатель наблюдает за поведением детей в адаптационной период, для определения степени тяжести прохождения адаптации, индивидуальной для каждого ребёнка. На основании наблюдения составляет план индивидуального взаимодействия с каждым ребёнком и его родителями. На основании наблюдений формируется план работы с детьми в зависимости от степени тяжести их адаптации.

Наблюдение адаптационного периода ребёнка включает 3 этапа:

Первый этап — предварительный. Взаимодействие начинается до начала постоянного посещения ребёнком дошкольного учреждения.

Воспитатель знакомится со списком детей (ФИО, возраст, место проживания), составом членов семьи, c которыми предстоит взаимодействовать воспитателю в период посещения ребёнком детского сада.

Второй этап — ознакомительный. На первый план выступает взаимодействие с ребёнком и семьёй, основанное на диалоге с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В момент знакомства ребёнка с группой, с распорядком дня в ДОО воспитатель наблюдает, к какой степени тяжести относится адаптация каждого ребёнка.

Лёгкая степень адаптация детей: ребёнок спокойно относится к распорядку дня в ДОО, легко идёт на контакт с работниками детского сада, свободно играет с детьми, владеет навыками самообслуживания (одевается, раздевается, держит ложку, пользуется туалетом). При этом может наблюдаться грусть по маме, из-за длительного её отсутствия. Родителям таких детей рекомендуется разговаривать с ребёнком, объясняя что мама на работе, и он уже взрослый, а посещение детского сада тоже является его работой, малыш и мама сейчас вместе ходят на работу, каждый на свою. Если, по наблюдениям воспитателя, наибольший интерес ребёнка вызван игрой с детьми, маме рекомендуется сказать малышу, что в саду дети без него скучают. Все рекомендации родителям даются с целью формирования позитивного настроя у ребёнка для посещения детского сада.

Сам воспитатель должен планировать и проводить работу с детьми таким образом, чтобы она была интересна, познавательна, насыщена новыми знаниями, положительными эмоциями и играми. Лёгкая форма адаптационного периода при правильной организации работы с детьми и их родителями протекает не более двух недель.

Адаптация средней степени тяжести отличается от лёгкой адаптации только временем её протекания. Обычно эта форма адаптации свойственна детям, которые в период до посещения детского сада не имели достаточного контакта со сверстниками и взрослыми в отсутствие мамы. У этих детей наблюдается сильная связь с матерью. Этим детям просто необходимо время, чтобы приобрести навыки общения. Как правило, навыки самообслуживания у этих детей присутствуют, поэтому воспитателю обычно остается развить заинтересованность этих детей в посещении детского сада. Таких детей необходимо вовлекать в активную фазу игр, пересказывание прочитанных воспитателем сказок. Рекомендации для родителей детей со средней степенью адаптации аналогичны рекомендациям для родителей с детьми легкой степени адаптации. Дополнительный совет – можно постараться обеспечить ребёнку общение в других детских коллективах (например, кружках).

Адаптация тяжёлой степени – это совершено отличная от первых двух степеней адаптация. Как правило, эта форма адаптации свойственна детям с физическими и психологическими отклонениями от нормы. Именно при такой степени адаптации наиболее важна взаимная работа воспитателя и родителей. При тяжелой степени адаптации в работе с детьми необходимо большее терпение, повторение материала и рекомендации дополнительных специалистов (психологов, методистов, логопедов). От воспитателя и родителей требуется четкое выполнение предписаний специалистов.

Успех адаптации малышей к дошкольному учреждению в огромной степени зависит от воспитателей. Их компетентность, доброжелательность, умение сопереживать, организаторские и артистические способности — все эти качества способствуют созданию эмоционально благоприятной обстановки в группе. Когда ребёнок первый раз приходит в группу, у него уже есть первичные навыки самообслуживания, важно их развить. Чтобы ребёнку было более комфортно, необходимо развить навык самостоятельного одевания. При одевании на прогулку необходимо проговаривать все действия с ребёнком. Например:«Сейчас мы надеваем тёплые колготки», дети повторяют за воспитателем данное предложение, берут колготки и спокойно их надевают. Если не получается, воспитатель им помогает. Точно также, последовательно надеваются все вещи, в зависимости от времени года и погоды, – шапочка, кофточка, верхняя одежда. Все дети без исключения овладевают данным навыком и намного быстрее идёт процесс одевания на прогулку. С маленькими детьми необходимо все действия проговаривать и добиваться того, чтобы они повторяли за взрослым. Это также способствует речевому развитию у детей младшего возраста. Кроме этого, существуют различные дидактические игры, которые формируют умение одеваться и раздеваться в определённом порядке, правильно называть предметы одежды и приучать детей к опрятности. Это такие игры, как «Поможем куклам одеться на прогулку», «Одеваемся на прогулку» и др.

С таким же проговариванием и повторением действий дети садятся за столы для приёма пищи, например: «Сейчас мы садимся на свои места, за столы, берём ложку и начинаем есть вкусную кашку.

Из своего опыта работы могу сказать следующее: неоценимую помощь во время адаптационного периода оказывает классическая музыка. Во время подготовки детей ко сну и непосредственно во время сна в моей группе младшего возраста играет классическая музыка. Поэтому дети спокойно (без слёз) ложатся спать и достаточно быстро засыпают.

Детей младшего возраста в период адаптации не рекомендуется оставлять на целый день. Они очень тяжело переносят разлуку с родителями. В первые 2–3 недели не следует оставлять ребёнка более чем на 2 часа. Воспитатель в это время наблюдает за ребёнком. Через некоторое время, когда ребёнок уже перестаёт плакать, начинает играть, и может что-то съесть, его можно оставить на более длительное время. В некоторых случаях дети сами решают остаться на сончас, т. к. им становится интересна новая обстановка. Кроме использования классической музыки, я параллельно читаю сказку, отчего мои малыши хорошо и быстро засыпают.

Важную роль в процессе адаптации к детскому саду играет возможность принести с собой свою любимую игрушку – всё это создаёт для ребёнка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт, помогает ему отвлечься от расставаний с мамой. А когда ребёнок разыгрывается, бывает так, что он уже не хочет уходить из детского сада.

Каждый ребёнок привыкает по-своему, в своем темпе. Хотелось бы рассказать об адаптации некоторых детей из своего опыта.

– В мою группу ходит ребёнок, родители которого приехали из другой страны. Это мальчик, возраст 2,4 г. Он совсем не разговаривал на русском языке, но при этом прекрасно ладил и играл с другими детьми. Малыш очень коммуникабелен и адаптировался достаточно быстро. В ходе адаптации ему уделялось очень большое внимание. Этот мальчик очень трудолюбив и при изучении новой для него темы: названия овощей, фруктов и т.д., он с удовольствием повторял и запоминал новые слова. Иногда у него это не получалось, но он не сердился, а старался тут же исправить ошибку. Он очень быстро привык к детскому саду и сейчас входит в группу с улыбкой, хотя раньше ему было очень страшно, иногда он плакал, но через месяц успешно адаптировался. Сейчас он знает много русских слов, понимает и правильно применяет эти слова, но в общении с детьми часто переходит на родной язык, хотя дети понимают друг друга.

– Также в нашу группу ходит девочка, возраст 2,4 г. В адаптационную группу она пришла одной из первых, ещё летом. У девочки очень сильная связь с мамой. И когда мама переживает за дочку, ребёнок начинает плакать. В данном случае необходимо в первую очередь настроить маму ребёнка, что я и сделала. Изо дня в день необходимо поддерживать связь с мамой, т. к. мама сама очень волновалась из-за ребёнка. В подобной ситуации важно спокойно объяснить маме, что с её ребёнком всё хорошо и малыша никто не обижает. Со временем мама успокоилась, ребёнок также перестал переживать и звать маму.

Дети все очень разные, а значит и адаптация у всех проходит по-разному. В моём педагогическом опыте был также ребёнок с тяжёлой формой адаптации. Это мальчик 3 лет. Он остро, порой негативно реагировал на смену погоды. Он не разговаривал, поэтому все свои эмоции выражал громким криком. Для работы с ним потребовалось большое терпение, повышенное внимание. Таких детей необходимо заинтересовывать играми, желательно подвижными. Из опыта своей работы могу сказать, что с семьями таких детей необходимо поддерживать связь. Именно при такой степени адаптации наиболее важна взаимная работа воспитателя и родителей.

Для того, чтобы ребёнку раннего возраста было комфортно, уютно в дошкольном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации, основанный:

– на непрерывности работы воспитателя с родителями по вопросу адаптации;

– системности выполнения всех планов воспитателем, а родителем рекомендаций воспитателя;

– индивидуального подхода воспитателя к каждому ребёнку;

– обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса.

В заключение следует отметить, что несмотря на то, что успешная адаптация во многом зависит не только от самого ребенка, но и от воспитателя, от его отношения, от умения наладить контакт с ребёнком, также следует учитывать отношения педагог-родитель. Воспитатели совместными с родителями усилиями обязаны помочь ребёнку в этот нелёгкий для него период. В этом отношении воспитатель должен также поддерживать родителей, давать консультации, пытаться узнать о ребёнке больше нового. Педагог должен уметь донести до мамы: «Спокойная мама – спокойный малыш».

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный