Деятельностный подход к методическому сопровождению педагогов ДОО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 02.04.2020

Статья просмотрена: 379 раз

Библиографическое описание:

Агапова, Н. Н. Деятельностный подход к методическому сопровождению педагогов ДОО / Н. Н. Агапова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5095/ (дата обращения: 23.04.2024).



Системно-деятельностный подход является методологической основой концепции государственного стандарта всех ступеней образования. ФГОС дошкольного образования — это стандарт, в основу, которого заложен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности воспитанников их возрасту и индивидуальным особенностям.

Именно в действии порождается знание. Системно — деятельностный подход — это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Деятельностный подход — это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность, по мнению Л. Г. Петерсон. Полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.

Реализация деятельностного подхода нацелена на формирование развитой личности, она развивает у детей инициативу, самостоятельность, учит творчески мыслить, т. е. быть успешными. А для того, чтобы воспитать успешную личность, прежде всего, нужно быть успешным самому педагогу.

Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, владеющий педагогическим мастерством, так как уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально.

Все более высокие требования предъявляются сегодня и к методической работе дошкольных учреждений, к методическому сопровождению педагогических кадров. Перед руководителями ДОУ зачастую стоит вопрос, как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки; активное участие в педагогических конкурсах, мастер — классах; обобщение собственного педагогического опыта.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами, основанные на деятельностном подходе. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнемданных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов — достижение таких важнейших целей, как: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности; развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Это организация непрерывного повышения квалификации, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности педагогов. Системно-деятельностный подход предполагает наличие у педагогов познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться, освоить), позволяет создать условия, в которых педагоги выступают активными участниками методической работы, учатся самостоятельно добывать знания, делиться ими и применять их на практике. Именно знания и умения, которые педагог получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с коллегами, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах своей педагогической деятельности.

Деятельностный подход предусматривает развитие у педагогов умения: ставить цель; решать задачи; отвечать за результат. При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов:

– принцип субъектности заключается в том, что каждый педагог самостоятельно планирует действия, выстраивает алгоритм деятельности, предполагает, оценивает свои действия и поступки;

– принцип совместной деятельности в кругу коллег и единомышленников;

– принцип обязательной результативности своей деятельности (видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания на практике);

– принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

– принцип рефлективности любой деятельности (учиться анализировать, что получилось, а что можно было сделать по-другому);

– принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности (методист должен умело, ненавязчиво организовать и руководить деятельностью педагогов);

– принцип активности заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых методик и технологий, их осмыслении, переработке и применении.

Основная цель системно — деятельностного подхода в методическом сопровождении педагогов: научить не знаниям, а работе. Для этого методист ставит ряд вопросов: какой материал отобрать, какие методы и средства обучения выбрать, как организовать собственную деятельность и деятельность педагогов, как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Реализация системно-деятельностного подхода к работе с педагогами опирается на следующие методы: проектный, ролевые деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный.

Этим методам соответствуют современные формы методической работы с педагогическим коллективом: методический фестиваль в рамках проведения тематических методических недель педагогического мастерства; конкурсы- презентации организации развивающей среды в группе; педсоветы и семинары в форме диспута, круглого стола, дебат, брифинга, банка педагогических идей, квест-игр; марафон мастер- классов.

Личностному и коммуникативному развитию специалистов способствует такая форма повышения педагогической компетентности, как коучинг — активная форма обучения, основой которой является интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.

Кейс- метод- интерактивная техника обучения, использующая описание реальных или вымышленных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается описание какой- либо конкретной ситуации. Педагогов просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Кейс-метод выступает как способ коллективного обучения, взаимный обмен информацией, предполагает решение проблемы.

Таким образом, деятельностный подход к методическому сопровождению педагогического коллектива, применение интерактивных методов обучения позволяют создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов, развить умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом, повысить их педагогическую компетентность, активизировать методическую деятельность педагогов, заинтересовать их в участии в профессиональных конкурсах различного уровня.

Литература:

  1. Климина Л. В., Подакова С. П., Пижамова Т. А. Деятельностный подход к организации образовательного процесса в современной дошкольной организации. -Волгоград: Издательство «Учитель», 2015.
  2. Шмонина Л. В., Зайцева О. И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ. Планирование, формы работы, ФГОС ДО. — Волгоград: Издательство «Учитель», 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): подход, педагог, методическая работа, главное место, методическое сопровождение, педагогическая компетентность, педагогический коллектив, педагогическое мастерство, профессиональная компетентность педагога, самостоятельная познавательная деятельность.

Похожие статьи

Система формирования профессиональной компетентности...

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.

педагогическая деятельность, профессиональная компетентность учителя, Системный подход, педагогическая технология, процесс, система...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Своеобразие педагогической деятельности делает непозволительным наличие только узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется системой всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога можно...

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности.

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность...

Методическое сопровождение становления профессиональной...

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования понимается нами как специально организованное, систематическое взаимодействие методиста и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в...

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы...

компетентность, компетенция, умение, профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная компетентность преподавателя

Профессиональная компетентность педагога — это владение им необходимой суммой знаний, навыков, умений, определяющих...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

методическое сопровождение (процесс взаимодействия между сопровождаемым и сопровождающим, направленный на выявление, поиск и формирование методов решения возникающих проблем педагога в ходе осуществляемой профессиональной деятельности)

Мотивация профессионального развития и методическое...

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ.

дошкольное образование, методическая поддержка, образовательный процесс, педагогический коллектив, педагогическое мастерство, старший воспитатель...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность учителя, высшее профессиональное образование. Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и...

Управление формированием методической компетентности...

Методическая компетентность — это интегративное свойство личности педагога, которое определяет его готовность и способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей обучения, связанных с формированием коммуникативной компетентности...

Компетентностный подход в повышении квалификации...

Ключевые слова: компетентность, компетенция, классификация компетентностей. Компетентностный подход не является совершенно новым для

Следует отметить, что в педагогической литературе термин «компетентность» встречается в контексте исследований...

Похожие статьи

Система формирования профессиональной компетентности...

Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности.

педагогическая деятельность, профессиональная компетентность учителя, Системный подход, педагогическая технология, процесс, система...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Своеобразие педагогической деятельности делает непозволительным наличие только узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется системой всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога можно...

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности.

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность...

Методическое сопровождение становления профессиональной...

Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования понимается нами как специально организованное, систематическое взаимодействие методиста и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в...

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы...

компетентность, компетенция, умение, профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная компетентность преподавателя

Профессиональная компетентность педагога — это владение им необходимой суммой знаний, навыков, умений, определяющих...

Методическое сопровождение педагогов дошкольных...

методическое сопровождение (процесс взаимодействия между сопровождаемым и сопровождающим, направленный на выявление, поиск и формирование методов решения возникающих проблем педагога в ходе осуществляемой профессиональной деятельности)

Мотивация профессионального развития и методическое...

Мотивация профессионального развития и методическое сопровождение педагогов в условиях ДОУ.

дошкольное образование, методическая поддержка, образовательный процесс, педагогический коллектив, педагогическое мастерство, старший воспитатель...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность учителя, высшее профессиональное образование. Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и...

Управление формированием методической компетентности...

Методическая компетентность — это интегративное свойство личности педагога, которое определяет его готовность и способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей обучения, связанных с формированием коммуникативной компетентности...

Компетентностный подход в повышении квалификации...

Ключевые слова: компетентность, компетенция, классификация компетентностей. Компетентностный подход не является совершенно новым для

Следует отметить, что в педагогической литературе термин «компетентность» встречается в контексте исследований...

Задать вопрос