Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания
Авторы: Вихрова Надежда Сергеевна, Кляп Оксана Васильевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 01.04.2020
Статья просмотрена: 656 раз
Библиографическое описание:
Вихрова, Н. С. Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания / Н. С. Вихрова, О. В. Кляп. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5089/ (дата обращения: 10.12.2024).
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотою. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают «открытия», загадки и вопросы. Нелегко постигать этот огромный, полный тайн и хитростей мир. Но растущий человек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Не теряя времени зря, ребенок действует, радуясь всему новому и необычному.
Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость собственных возможностей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева) [1].Следует отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, О. М. Дьяченко). Становление познавательных интересов (Л. М. Маневцова, Н. К. Постникова, Е. В. Боякова, М. Л. Семенова). Развитие продуктивной (Т. С. Комарова, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д. Б. Богоявленская, A. M. Матюшкин, Н. Б. Шумакова). Расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л. С. Римашевская, О. В. Афанасьева). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений дошкольника и совершенствования его познавательной активности. Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследовательские умения достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
Педагогическая технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограмированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему, вызывает огромный интерес у детей, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:
- Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
- Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, развитие способности сравнивать, подчеркивание характерных свойств объектов, обобщение их в соответствии с определенной особенностью, получение удовлетворения от найденного решения (Т. В. Хабарова). Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше узнает мир, поэтому приоритет в работе с детьми должен быть уделен практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам [9].
У современного ребёнка, который живёт в век научно — технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества с природой.
А исследовательская деятельность детей является прекрасным средством повышения интереса к природе, и удовлетворяет познавательные потребности ребенка. Так как объекты исследования очень эмоциональны, поэтому всегда вызывают большой интерес у детей.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира и воспитания экологического сознания маленького человека.
Большое внимание в своей работе я уделяю организации развивающей среды в группе. Создала условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности — мини-лабораторию (центр науки), где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты, выращивают растения. Поэкспериментировать с различными предметами: тонет — не тонет, послушать вместе и затем угадать, что как звучит, что будет если смешать воду, соль, муку (соленое тесто) полепить из соленого теста. Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребенка. Перед ним стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения.
Помещения должны быть устроены так, чтобы в соответствии с назначением они создавали разный эмоциональный настрой. Оснащение комнаты позволяет детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить время и активно участвовать в обучении, взаимодействуя с предметами, и друг с другом, что очень важно в исследовательской деятельности и в формировании умений исследовательского поиска. Дети любят играть с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом и пеной; уголки — лаборатории помогают развивать любознательность и инициативность. Среда организуется таким образом, чтобы она могла способствовать формированию исследовательских умений у каждого ребёнка.
Огромную радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество, как со взрослыми, так и со сверстниками.
В исследовательскую деятельность я вовлекала, не только дошкольников, но и их родителей. В процессе моей работы появилась проблема: большинство родителей не осознают важности совместного наблюдения с детьми за окружающим миром изменениями, происходящими в природе, животном мире. Возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную работу. Благодаря плодотворному контакту с семьей и полному взаимопониманию между родителями и педагогом можно успешно решить все воспитательные и образовательные задачи. Привлекала родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогали в оборудовании уголков экспериментирования, пополняли необходимыми материалами,
С этой целью проводила:
− родительские собрания;
− консультации;
− индивидуальные беседы по экспериментальной деятельности;
− вовлекала их в творческий процесс совместно с детьми (рисунки, аппликации, домашние опыты с водой, песком).
Результатом послужили интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали панно из камешков, крупы, листьев, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности — наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Убедилась в том, что исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Литература:
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4–7 лет. [Текст] / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов — М.: Мозаика-синтез, 2016.- 80с.
- Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. [Текст] / В. А. Зебзеева — М.: ТЦ Сфера, 2009.-128с.
- Миленко, В. В. Познавательно — исследовательская деятельность как специфический вид детской деятельности [Текст] / В. В. Миленко, В. К. Лепепюха // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 1. — С. 25–31.
- Петрова, Л. Г. Исследовательская деятельность как условие формирования «образа Я» у старших дошкольников [Текст] / Л. Г. Петрова // 54 Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — № 8. — 2013. — С. 19–26.
- Поддьяков, А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности [Текст] /А. Н. Поддьяков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий. — 2011. — С. 51–58.
- Прохорова, Л. Н. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира [Текст]/ Л. Н. Прохорова, Т. А. Балакшина // Формирование начал экологической культуры дошкольников / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2013. — 76 с.
- Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст] /А. И. Савенков. — Самара: Учебная литература, 2010. — 88 с.
- Тугушева, Г.П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст]: Методическое пособие / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. — СПб: Детство-Пресс, 2015. — 128 с.
- Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины XX в. [Текст]: Учеб. пособие. — М. Академия, 1996. — 416 с.