Роль игры в воспитании личности ребёнка | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 01.04.2020

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Поленова, Е. А. Роль игры в воспитании личности ребёнка / Е. А. Поленова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5083/ (дата обращения: 19.01.2021).



В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: ролевая игра, дошкольный возраст, бытовая игра, игры с производственным сюжетом, коллективное планирование игры, распределение ролей

This article discusses the game as a form of organization of life and activities of children in kindergarten, explores the role of game activity in the development of the personality of a child of preschool age.

Keywords: role-playing game, preschool age, everyday game, games with a production plot, collective game planning, distribution of roles

Игра выражает эмоциональное отношение личности к окружающей действительности, разрешает противоречия между развивающими потребностями личности в творческой деятельности и возможностями их удовлетворения. Ребенок начинает играть в младшем дошкольном возрасте (от 1 года до 3 лет).

Базовые игры ребенка — это «подражание». Таким образом он знакомится с многообразными трудовыми и эмоциональными функциями людей, пример подражания это — игра в доктора (лечение кукол и игрушечных зверушек), игра в повара (готовка обеда для своих игрушек), дочки-матери и другое.

Игровая деятельность ребёнка проходит диалектический путь развития от элементарного подражания деятельности взрослого к драматизации событий, к сложной ролевой творческой игре.

В ролевой игре есть определенный сюжет и содержание. Развитие бытовых историй идет от игр к играм с производственной историей. Содержание игры отражает сначала предметную деятельность людей, затем отношения между людьми и, наконец, основное содержание подчинено правилам социального поведения и социальным отношениям между людьми.

У детей 6–7 лет (старший дошкольный возраст) зачастую наблюдается коллективное планирование игры, распределение ролей, коллективный подбор игрушек, и отведение им ролей.

Коллективные игры воспитывают в детях умение вести себя в коллективе, а также необходимые учебные, трудовые и общественные навыки.

К. Д. Ушинский писал о значении игры для развития личности ребенка так: «Для ребенка игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже, чем следы действительной жизни, в которую он не мог бы войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя — уже зреющий, человек, пробует, свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Само создание ребенком игровой ситуации и участие в ней оказывают постоянное влияние на развитие различных форм умственной деятельности. Началу игры всегда предшествует мысленное превращение реальной ситуации в воображаемую.

Игра выходит за рамки ситуации, позволяет легче проникнуть в суть явления. В ней формируются две важные особенности мотивационной сферы ребенка: подчинение мотивов, подчинение ситуативных мотивов более общим и высшим, а также формирование мотивов, связанных с выполнением принятых на себя обязанностей.

Б. Г. Ананьев отмечает, что «мотивация является фактором индивидуального развития человека. В игровой деятельности ребенок познает свои собственные возможности и учится их оценивать, испытывает различные эмоции и прежде всего чувство, дружбы.

Увлечение спортивными и военными играми у детей начинается в старшем дошкольном возрасте. В соревновании присутствуют игровые элементы, взаимная оценка и взаимная проверка воспитательной работы с детьми. Они проявляют повышенный интерес к интеллектуальным играм: шашкам, шахматам, отгадыванию шарад, головоломок, составлению и отгадыванию головоломок. Можно отметить несколько видов игр: смекалка, технические, литературные и театральные игры, аттракционы, подвижные, настольные игры-экскурсии, военно-спортивные игры».

Для ребёнка игра весьма важный элемент, так как в них он упражняется в подчинении желаний, настроений, моральным установкам. Так же игры повышают необходимый жизненный тонус, они являются своеобразным ферментом, стимулируют успешное выполнение основных видов деятельности. Игры освобождают их от чрезмерной физической и нервной нагрузки.

Для младших школьников игра выступает в роли отдыха, общения и самовоспитания.

Однако не все игры имеют и воспитывают положительные качества, если в играх проецируются антагонисты (отрицательные персонажи) кино, театральных постановок и т. п., то подражание им в игре в дальнейшем может негативно сказаться на поведении детей, в быту и мышлении. Такая игра может стать причиной нарушений дисциплины. Увлеченные игрой дети зачастую теряют чувства меры, забывают о своих обязанностях и обещаниях, например: выполнение домашних заданий, так же они могут позабыть о том данном обещании быть дома к определенному времени. Потому ученики младших и средних классов не могут самостоятельно бороться со своими увлечениями, и их играми нужно руководство, плавила и определенная дисциплина.

При организации детских игр родители и педагоги часто допускают серьезные ошибки, снижающие роль и эффективность этого средства воспитания. Взрослые часто навязывают детям игры, лишая их свободы играть. Они придумывают такие искусственные игровые ситуации, которые не вызывают у детей интереса к игре.

Некоторые молодые педагоги иногда проявляют желание провести заранее запланированную игру по своему плану, по своим инструкциям, они боятся инициативы и самодеятельности детей.

Играя по принуждению, дети сразу начинают нарушать правила, шуметь, отвлекаться. Игра должна отвечать интересам детей.

Если это вредно, вы не должны запрещать это, но дети после сами переключаются на другую игру, которая полезнее и интереснее. Взрослые вместе с детьми могут разработать план хорошей игры, посоветовать, внести дополнения и изменения в ее условия. Они могут начать игру сами (играя в русские городки, в лапти, шахматы, шашки, викторины, кроссворды), заинтересовать в ней детей, сам учитель или воспитатель может быть активным участником игры на равных правах с детьми, но их инициативу и творчество подавлять не следует. Вы можете управлять игрой, не участвуя в ней непосредственно, но проявляя к ней активный интерес: давая советы, выступая в роли судьи и арбитра, живо реагируя на все перипетии игры, разделяя волнение всех участников. Также следует учитывать последствия игры — длинные игры, которые проходят в быстром темпе, требуют больших усилий. В результате, возможно, переутомление, которое приводит к ссорам, непослушанию, наглости. Бывает, что интересная, но продолжительная игра вызывает такое сильное возбуждение, что малейшее препятствие в игре порождает обиду, недовольство, несдержанность, грубость.

Опытные педагоги в таких случаях учитывают состояние детей и не допускают резких замечаний. Они позволяют детям немного успокоиться, прийти в норму, подготовиться к новой деятельности и только после этого требуют от детей активной работы.

Литература:

  1. Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению. [текст]//Дошкольное воспитание 2007, № 3
  2. Бондаренко А. К. «Воспитание детей в игре» [текст], 2012.
  3. Колесник, Г. В. Теория игр: Учебное пособие [текст]/ Г. В. Колесник. — М.: ЛИБРОКОМ, 2012. — 152 c.
  4. Невежин, В. П. Теория игр. Примеры и задачи: Учебное пособие [текст]/ В. П. Невежин. — М.: Форум, 2012. — 128 c.
  5. Петросян, Л. А. Теория игр: Учебник [текст] / Л. А. Петросян, Н. А. Зенкевич, Е. В. Шевкопляс. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 432 c.
  6. https://e-koncept.ru/2016/56819.htm
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, действительная жизнь, дошкольный возраст, игровая деятельность, коллективное планирование игры, развитие личности ребенка, распределение ролей, ролевая игра, старший дошкольный возраст.

Ключевые слова

Ролевая игра, дошкольный возраст, бытовая игра, игры с производственным сюжетом, коллективное планирование игры, распределение ролей

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с разными...

Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей...

Игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Она сопровождает их в течении всего времени пребывания в детском саду. А сюжетно-ролевые игры вместе с воспитателем помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций, создание...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой...

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Такая игра более сложна для детей. Игры — драматизации помогают детям больше понимать...

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Игра — самое главное занятие в жизни детей.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Игра — это тот вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ

У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры.

Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста — Ростов -на...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Главным в период дошкольного возраста является формирование и развитие ребёнка как личности.

Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно развитие сюжетно-ролевой игры больше всего способствует психическому развитию ребёнка.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду...

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее вовлечены все стороны личности: ребёнок двигается, думает, говорит. Стоит отметить, что игра выступает как важное средство воспитания.

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с разными...

Планирование творческих сюжетно-ролевых игр детей...

Игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Она сопровождает их в течении всего времени пребывания в детском саду. А сюжетно-ролевые игры вместе с воспитателем помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций, создание...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой...

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в

Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Такая игра более сложна для детей. Игры — драматизации помогают детям больше понимать...

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Игра — самое главное занятие в жизни детей.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Игра — это тот вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ

У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры.

Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста — Ростов -на...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Главным в период дошкольного возраста является формирование и развитие ребёнка как личности.

Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно развитие сюжетно-ролевой игры больше всего способствует психическому развитию ребёнка.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду...

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее вовлечены все стороны личности: ребёнок двигается, думает, говорит. Стоит отметить, что игра выступает как важное средство воспитания.

Задать вопрос