Опыт работы в проектной деятельности у старших дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 01.04.2020

Статья просмотрена: 782 раза

Библиографическое описание:

Русакова, Е. А. Опыт работы в проектной деятельности у старших дошкольников / Е. А. Русакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 51-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5082/ (дата обращения: 24.12.2024).



Ребенок прирожденный исследователь, ему свойственно интересоваться всем, что происходит вокруг. Ребенок может усвоить только тот опыт, который ему интересен. Поэтому в своей работе с детьми, я часто использую проектную деятельность. В этот раз решила применить новую для меня технологию «детский совет», модель 4-х вопросов и «Лотос план». Эта технология построена на основе международной программы «Сообщество» и адаптирована для работы с дошкольниками Л. В. Свирской, которая является доцентом кафедры педагогики и психологии ОАОУ ДПО «Новгородского института развития образования», кандидатом педагогических наук и членом коллектива ООП ДОО «Вдохновение».

Что такое детский совет? Это форма работы, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развивать у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержание своего обучения. Что и требует от нас ФГОС [1, с.13]. Задачи детского совета:

– создать эмоциональный настрой на весь день.

– создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

– развивать эмпатию.

– учить формировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать точку зрения.

– выбрать тему проекта.

– разработать план.

– развивать умение распределять роли, умение договариваться о совместной деятельности.

Самое главное, что детский совет не занятие, участие в нем не может быть принуждением. Мы сами с детьми определяем, где нам собраться, какое будет приветствие к сбору (это могут быть комплименты, подарки, утренний обмен новостями и т. д.). В моей группе это «обмен хорошим настроением» на «островке желаний» (когда дети и воспитатель, сидя в кругу, кладут свои ладошки друг другу). Еще в наш утренний ритуал входит наш адвент, который я сделала вместе с детьми.

C:\Users\Артем\Desktop\IMG_20200312_160153.jpg

Это множество коробков, которые дети наполняют своими идеями. Это даёт возможность детям самостоятельно выбирать тему для своей деятельности. На нашем детском совете есть правила, которые предложили сами дети (плохие слова не говорить, не бегать, не кричать, уважать мнение товарищей и т. д.). Затем, когда прошел утренний ритуал, начинаем планировать день. Это может быть выбор темы проекта, выбор деятельности (как самостоятельной, так и образовательной). В конце дня подведение итогов. Это обязательно, чтобы дети видели «продукт» своей деятельности, а заодно повторили, чему научились в процессе дня. И самое главное, право ребенка принимать или не принимать участие в общем деле. Многое зависит от воспитателя, от того как построена самостоятельная и образовательная деятельность в группе. После того, как я стала применять детский совет, как изменилась структура самостоятельной и образовательной деятельности детей, у меня в группе не осталось равнодушных детей. В работе с детьми должно быть «не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка» [1, с.11].

Теперь о проекте. Накануне, я проводила с детьми ряд занятий «Животные леса», в ходе которых ребята узнали много интересных фактов о животных, об их взаимосвязи с растительным миром и зависимости друг от друга. И у детей часто возникали вопросы о жизнедеятельности животных в других широтах. Прежде чем приступить к проекту, я на нашем утреннем «детском совете», предложила детям рассказать, о чем они хотят узнать больше, что им интересно. В ходе обсуждения, большинством голосов остановились на животных Севера.

Тема выбрана — «Животные Севера». Дальше составляем план работы над проектом, это и есть «Лотос план». В «лотос плане» используем «модель четырех вопросов».

  1. что я знаю?
  2. что я хочу узнать?
  3. как узнать?
  4. как можно использовать эти знания?

По первому вопросу дети говорят, что знают о северных животных (теплый мех, живут в холоде). По второму вопросу уже записываем в плане что хотим узнать (чем питаются, какие детеныши, что такое северное сияние и т. д.). По третьему вопросу дети предлагают — что нужно сделать, чтобы узнать? (какие использовать средства, источники). И четвёртый вопрос, полученные знания можно использовать в создании макета «Животные на льдине «, или в оформлении коллажа «Мамы и детеныши». Всё это мы с детьми записали в «лотос плане».

В его составлении принимали участие все участники образовательных отношений: дети и взрослые. Все идеи детей вносились в общий план наравне с идеями взрослых. Мы с детьми разбили план по центрам. Внесли обозначения- П- идея педагога, Д- идея детей. Поместили план на видное и доступное место.

И приступили к работе. Началась совместная деятельность в центрах активности. Были задействованы центры: рисования, конструирования, развития речи, физкультуры, экологии и даже центр семьи и музыки.

Наш план был постоянно открыт для новых идей. Если ребенок не умел писать, то я писала по его просьбе. Опыт показал, что работа над проектом, объединила ребят всей группы, даже тех детей, которые стесняются высказывать свои мысли. План часто дополнялся, т. к. в процессе работы возникали новые вопросы, которые требовали ответов. Родители тоже захотели участвовать. Помогали детям находить ответы из разных источников, организовали выставку рисунков императорских пингвинов, а также участвовали в оформлении макета «гнездо полярной совы». Проект получился долгосрочным, но захватывающим и очень интересным. Проект завершен. Цель проекта достигнута: создать условия для расширения знаний детей о животных Севера и применении этих знаний в центрах активности. Продуктами проекта стали: Макет «Животные на льдине», Коллаж «Мамы и детеныши», выставка рисунков «Императорские пингвины», макет «Гнездо полярной совы».

C:\Users\Артем\Desktop\9sGLxKz_8lo.jpg

C:\Users\Артем\Desktop\0Nx_h1a24I0.jpg

C:\Users\Артем\Desktop\Новая папка\kkU6IKkUiQQ.jpg

C:\Users\Артем\Desktop\Новая папка\cdDOuVtPHe4.jpg

C:\Users\Артем\Desktop\Новая папка\oX7QllX4mMs.jpg

В заключение хочу добавить. Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателя. В умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы.

Литература:

  1. Б. Головина «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей»,
  2. Л. В. Михайлова-Свирская «Организация образовательной деятельности в детском саду. Вариативные формы ФГОС ДО»,
  3. Л. В.Михайлова-Свирская «Педагогические наблюдения в детском саду. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования».
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский совет, Животное, план, проект, выставка рисунков, полярная сова, совместная деятельность, утренний ритуал, центр активности.

Похожие статьи

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности

Формирование навыков управленческой деятельности у руководителей творческих коллективов

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание культуры поведения старших дошкольников

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Мотивация сотрудников дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной деятельности

Особенности развития творческого воображения старших дошкольников

Похожие статьи

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность

Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности

Формирование навыков управленческой деятельности у руководителей творческих коллективов

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание культуры поведения старших дошкольников

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Мотивация сотрудников дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и детского сада в рамках проектной деятельности

Особенности развития творческого воображения старших дошкольников

Задать вопрос