Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 29.03.2020

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Капкаева, Л. Р. Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников / Л. Р. Капкаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5063/ (дата обращения: 16.01.2021).



В статье затронуты проблемы экологического воспитания дошкольников посредством связи МБДОУ и семьи.

Ключевые слова: экологическое воспитание, культура, экология, нравственность, природа, быт.

«Экологическое воспитание — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе» — толкует экологический словарь.

Иными словами, экологически образованный человек понимает, что природа – живое существо, как и он сам. Силы ее велики, но не безграничны. Вот почему так важно воспитывать в детях бережное отношение к миру. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как именно в этом возрасте у ребенка закладываются основы экологической культуры личности.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным в природе, гуманным природоохранным отношением. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности.

У дошкольника важное значение имеет формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде. Важное значение в исследовании отводится и нравственному аспекту:

— развитию представлений о природе;

— эмоциональному отношению к ней;

— выработке безопасного поведения в природе и быту.

Таким образом, в процессе дошкольного образования становление экологически воспитанных личностей возможно при решении следующих задач:

  1. Формирование у детей экологического сознания
  2. Формирование у детей практических навыков и умений при осуществлении разнообразной деятельности в природе
  3. Воспитание гуманного отношения к природе.

Реализация задач экологического характера возможна только при ее правильной организации в детском учреждении. Правильно проведенный анализ в области экологического воспитания дает возможность увидеть сильные и слабые стороны, спланировать методическую помощь с учетом вопросов планирования экологического воспитания.

Решить данный круг задач можно лишь при участии взрослых — педагогов, членов семьи, всех тех, кто участвует в процессе воспитания ребенка. Главенствующим в экологическом воспитании ребенка является любовь родителей к природе. Если родители сами любят природу, то и у их детей пробуждается это чувство. Очень важно вовремя поддержать в ребенке любовь к прекрасному!

К сожалению, знания большинства взрослых об экологических проблемах крайне ограничены. Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Поэтому формирование экологического воспитания полностью ложится на плечи педагогов дошкольного учреждения.

Нельзя мириться с тем, что дети в детском саду учатся бережно относиться к природе, а во время отдыха наблюдают потребительское отношение к природе от своих родителей.

Признание приоритета семейного экологического воспитания требует взаимоотношений, сотрудничества и целенаправленной работы ДОУ и семьи, основными направлениями которых являются:

  1. Изучение экологической воспитанности родителей;
  2. Экологическое просвещение родителей с целью повышения их экологической культуры.

Исходя из этих направлений, я осуществляю работу по взаимодействию семей дошкольников. Повышение уровня экологической воспитанности родителей целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

— изучение особенностей экологического воспитания ребенка на разных стадиях;

— знакомство с современными системами экологического воспитания;

— пропаганда здорового образа жизни.

В своей работе с семьей касательно вопросов экологического воспитания применяются такие формы работы:

— мастер-классы;

— совместные вернисажи;

— родительские экологические гостиные;

— семейные проекты;

— совместные экскурсии (прогулки);

— совместные праздники (акции).

Для работы по экологическому направлению в детском саду я использую программу Николаева С. В. «Юный эколог». Данная программа универсальная, так как она решает проблемы экологического воспитания, как у детей, так и у взрослых, повышает их экологическую культуру. Как показывает мой личный опыт, перечисленные выше формы работы дают незамедлительные положительные результаты, дети с большой охотой вовлекаются в деятельность, стремятся заботиться о природе, относиться с большим уважением к окружающему миру.

Таким образом, именно последовательная работа детского сада и родителей поможет воспитанию у детей осознанного и бережного отношения детей, к природе, к людям и окружающему миру, что составляет экологическую культуру.

Литература:

  1. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
  2. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
  3. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, природа, ребенок, детский сад, экологическая культура, бережное отношение, форма работы, экологическая воспитанность родителей, экологическая культура личности, экологическое воспитание ребенка.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания.

Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и...

Формирование экологической воспитанности у детей...

Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и

природа, экологическое воспитание, окружающая среда, ребенок, экологическая культура, экологическое образование, родной край...

Формирование основ экологической культуры у детей...

детский сад, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, ребенок, родитель, экологическое образование дошкольников, экологическая направленность, дошкольный возраст... Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья...

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале...

Природа для нас — кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу — значит охранять Родину. М. М. Пришвин. Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна.

Формирование у детей основ экологической культуры

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа...

Важность экологического воспитания дошкольника

Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Современный взгляд на проблему экологического образования...

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей. Детский сад — эталон экологической культуры...

Особенности экологического воспитания дошкольников

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является развитие гуманной, социально активной творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней, т. е. — формирование начал экологической культуры у детей...

Экологическое воспитание дошкольников — это так важно!

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Задачи экологического воспитания: Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру...

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания.

Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и...

Формирование экологической воспитанности у детей...

Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и

природа, экологическое воспитание, окружающая среда, ребенок, экологическая культура, экологическое образование, родной край...

Формирование основ экологической культуры у детей...

детский сад, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, ребенок, родитель, экологическое образование дошкольников, экологическая направленность, дошкольный возраст... Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья...

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале...

Природа для нас — кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу — значит охранять Родину. М. М. Пришвин. Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна.

Формирование у детей основ экологической культуры

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание

ребенок, природа, растение, экологическое воспитание, окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа...

Важность экологического воспитания дошкольника

Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Современный взгляд на проблему экологического образования...

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей. Детский сад — эталон экологической культуры...

Особенности экологического воспитания дошкольников

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является развитие гуманной, социально активной творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней, т. е. — формирование начал экологической культуры у детей...

Экологическое воспитание дошкольников — это так важно!

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Задачи экологического воспитания: Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру...

Задать вопрос