Консультация для педагогов «Обогащение словарного запаса в рамках тематических недель через наглядный материал и игры» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 27.03.2020

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Чернышева, Е. А. Консультация для педагогов «Обогащение словарного запаса в рамках тематических недель через наглядный материал и игры» / Е. А. Чернышева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 71-75. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5055/ (дата обращения: 20.04.2024).



Оборудование: Мяч, чудесные мешочки, клубок, мнемотаблицы, настольно-печатные игры

Ход мероприятия: В ходе консультации логопед проводит игры с педагогами.

В нашем детском саду в группах компенсирующей направленности коррекционная работа осуществляется по тематическому принципу.

Целую неделю 1 лексическая тема: на 3-х подгрупповых и всех индивидуальных занятиях идет обогащение и активизация словаря по этой теме.

1-й вид подгрупповых занятий — по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Слова для звукового или слогового анализа подбираются в соответствии с лексической темой. 2-й вид занятий –по развитию лексико-грамматической стороны речи. Это основное занятие по обогащению и активизации предметного, глагольного, словаря признаков и применению полученных знаний в грамматических играх. 3-й вид занятий — по развитию связной речи также соответствует лексической теме.

На индивидуальных занятиях при коррекции звукопроизношения, коррекции слоговой структуры слова, закреплении пройденного на подгрупповых занятиях — везде прослеживается тема недели.

Слово усваивается детьми быстрее, если обучение употреблению этого слова связано с его смыслом, а в процессе работы над словами устанавливаются ассоциативные связи.

В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра. Так, многозначное слово «игла» в значении «лист хвойного дерева» входит в следующее семантическое поле: дерево — ствол — ветви — хвоя — зеленая — пушистая, растет — опадает. Это же слово в значении «игла для шитья» входит в другое семантическое поле: шить — зашивать — вышивать — платье — рубашка — узор — острая — тупая и т. д. (Проводятся игры: «Ассоциации»-пары слов, «Клубок»-цепочка ассоциаций)

В словарной работе надо учитывать:

1) тематический принцип организации лексики;

2) семантический аспект (ознакомление ребенка со значением слова);

3) ассоциативный метод объединения слов.

Вся коррекционно-развивающая работа проводится в играх и игровых ситуациях, с применением современных коррекционных методик и в соответствии с индивидуальными планами коррекционной работы. К примеру пальчиковые игры, подобранные к лексической теме, изменяем и используем для развития межполушарных связей. (Моя авторская игра «Чайники» в теме «Посуда»).

F:\Документы Лены\Детский сад\2 Нейропсихология\Мои нейропсихологические игры\Чайники\Игра Чайники — копия — копия_2.jpgF:\Документы Лены\Детский сад\2 Нейропсихология\Мои нейропсихологические игры\Чайники\Игра Чайники — копия — копия_3.jpgF:\Документы Лены\Детский сад\2 Нейропсихология\Мои нейропсихологические игры\Чайники\Игра Чайники — копия — копия_4.jpg

В этом году для осуществления индивидуального подхода, так как у детей сложные нарушения слоговой структуры слова, мне пришлось расширить игровой арсенал по звукам раннего онтогенеза и по всем классам слоговой структуры слова. (Демонстрация игр)

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно-печатные игры и словесные игры. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. В младшем возрасте чаще необходимо использовать игрушки, нежели картинки. Использование предметов-заместителей заставляет думать, развивает фантазию и мышление. (Игра «Чудесный мешочек»: палочки, кружочки, кубики. -Угадай на ощупь. -Чем это может быть? Другой вариант игры: с предметами разной фактуры. –Какой предмет? Мягкий, меховой, твердый, шуршащий…)

Словесные игры сложнее, так как нет зрительной опоры.

Из словесных игр очень интересными для развития словаря являются игры — предположения: «Что было бы?» или «Что бы я сделал»., «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?».

«Кто кем был?» и «Кто кем будет?» часто использую в теме «Животные» и «Семья». Детям это не всегда просто угадать. Поэтому сначала объясняю, а потом играем. (Устно без картинок проводится игра с педагогами)

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок -

Взрослая... (собака).

Жеребёнок — с каждым днём

Подрастал и стал...(конём).

Бык, могучий великан,

В детстве был... (телёнком).

Толстый увалень баран –

толстеньким...(ягнёнком).

Этот важный кот пушок -

Маленьким... (котёнком).

А отважный петушок -

Кро-о-хотным...(цыплёнком).

А из маленьких гусят

Вырастают... утки -

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

Мнемотаблицы очень помогают в активизации словаря. Я использую их на занятии, а затем оставляю воспитателям для беседы с детьми. Дети, увидев знакомые картинки, сами проявляют инициативу и составляют рассказы по схеме.

F:\Документы Лены\Детский сад\2018-19 новое интернет\Мнемотаблицы\image (2).jpgF:\Документы Лены\Детский сад\2018-19 новое интернет\Мнемотаблицы\image (3).jpg

При словарной работе с детьми широко используются игры-загадки. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры при организации словарной работы. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса.

Художественная литература — одно из важных средств развития и активизации словаря. В «Тетради взаимодействия логопеда и воспитателя» Гомзяк О. С. очень хорошо прописаны произведения для предварительной работы — подготовки к изучению каждой темы. Это делают воспитатели логопедических групп. В своем «Каталоге игрового материала» мы записываем имеющийся материал по лексическим темам. Иногда рекомендуем родителям для чтения детям перед или во время изучения темы. Например, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и «Лягушка-путешественница» при изучении темы «Перелетные птицы».

Основные задачи воспитателя группы компенсирующей направленности в области развития речи состоят в следующем:

1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Конечно, решать поставленные задачи необходимо через игру и создание игровых ситуаций.

Воспитатели групп компенсирующей направленности совместно с логопедом готовят развивающую среду к началу изучения следующей темы: размещают в групповом помещении соответствующие теме плакаты, игры, игрушки, подбирают или создают презентации и игры для демонстрации на мультимедийном оборудовании.

Только при грамотно построенном взаимодействии педагогов задача по обогащению словарного запаса детей будет решена на отлично!

Литература:

  1. Козырева Л. М. «Животные. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных звуков», -Ярославль: Академия развития, 2007
  2. Козырева Л. М. «Растения. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных звуков», -Ярославль: Академия развития, 2007
  3. Козырева Л. М. «Птицы. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных звуков», -Ярославль: Академия развития, 2007
  4. Козырева Л. М. «Овощи, фрукты, ягоды, грибы. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных звуков». -Ярославль: Академия развития, 2007
  5. Косинова Е. М. «Лексическая тетрадь № 1» (№ 2 и № 3) — М.: ТЦ Сфера, 2009
  6. Ткаченко Т. А. «Обогащаем словарный запас» — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2008
  7. Шестернина Н. Л. Серия книг «Тематический словарь в картинках». — М.: Школьная пресса, 2013
  8. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2008
Основные термины (генерируются автоматически): игра, активизация словаря, компенсирующая направленность, ребенок, словарная работа, слоговая структура слова, занятие, коррекционная работа, связная речь, семантическое поле.

Похожие статьи

Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря...

В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение. Ключевые слова: глобальное чтение, активизация словаря, старшие дошкольники...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из

Выполнение слогового анализа слов; Отстукивание ритмической структуры слова

Выявление нарушений слоговой структуры слова...

Методики коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова при общем недоразвитии речи разрабатывались З. Е

А. К. Маркова в своих трудах предлагает в коррекционной работе по формированию слоговой структуры слова учитывать принцип...

Об эффективности коррекционной работы по формированию...

Поэтому работу по формированию слоговой структуры слова автор считает целесообразным проводить индивидуально, как часть занятия по

Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5–7 лет: практическое пособие для...

Использование технологии семантических полей при развитии...

Развития словаря с использованием «семантических полей» опирается на преодоление общего недоразвития речи, а также недостаточного развития лексико-грамматического строя речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обеспечивается в единстве и...

Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, словарный запас. Речь — величайший дар, который подарила нам природа, именно благодаря этому дару мы получили возможность общаться друг с другом, познавать окружающий нас мир.

Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста

Развитие структуры значения слова. Формирование семантических полей и лексической системности.

Подача материала, направленного на обогащение словаря, в форме игры учит малышей

активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное

Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является

Интересны упражнения для неговорящих детей с использованием двигательных опор.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей... игра, сюжетно-ролевая игра, ребенок...

Театрализованная деятельность как средство обогащения...

Игра является ведущей деятельностью ребёнка. У детей с недоразвитием речи игра носит стереотипный характер.

У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень...

Место словарной работы в системе развития связной речи...

В системе речевой работы в детском саду обогащение, закрепление и активизация словаря занимают очень большое место. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка.

Похожие статьи

Коррекционно-логопедическая работа по активизации словаря...

В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью метода глобальное чтение. Ключевые слова: глобальное чтение, активизация словаря, старшие дошкольники...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из

Выполнение слогового анализа слов; Отстукивание ритмической структуры слова

Выявление нарушений слоговой структуры слова...

Методики коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова при общем недоразвитии речи разрабатывались З. Е

А. К. Маркова в своих трудах предлагает в коррекционной работе по формированию слоговой структуры слова учитывать принцип...

Об эффективности коррекционной работы по формированию...

Поэтому работу по формированию слоговой структуры слова автор считает целесообразным проводить индивидуально, как часть занятия по

Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5–7 лет: практическое пособие для...

Использование технологии семантических полей при развитии...

Развития словаря с использованием «семантических полей» опирается на преодоление общего недоразвития речи, а также недостаточного развития лексико-грамматического строя речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обеспечивается в единстве и...

Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дети дошкольного возраста, словарный запас. Речь — величайший дар, который подарила нам природа, именно благодаря этому дару мы получили возможность общаться друг с другом, познавать окружающий нас мир.

Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста

Развитие структуры значения слова. Формирование семантических полей и лексической системности.

Подача материала, направленного на обогащение словаря, в форме игры учит малышей

активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное

Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является

Интересны упражнения для неговорящих детей с использованием двигательных опор.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей... игра, сюжетно-ролевая игра, ребенок...

Театрализованная деятельность как средство обогащения...

Игра является ведущей деятельностью ребёнка. У детей с недоразвитием речи игра носит стереотипный характер.

У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень...

Место словарной работы в системе развития связной речи...

В системе речевой работы в детском саду обогащение, закрепление и активизация словаря занимают очень большое место. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка.

Задать вопрос