Развитие актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 31.03.2020

Статья просмотрена: 498 раз

Библиографическое описание:

Муляр, Н. В. Развитие актёрских способностей у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Муляр, Е. В. Черниговских. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5050/ (дата обращения: 19.04.2021).



Огромную, ни с чем несравнимую, радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях. Дети по своей натуре являются уже готовыми одаренными актёрами. Подтверждением тому служат сюжетно-ролевые игры, в которых ребёнок раскрывает колоссальный творческий, эмоциональный актерский потенциал. Причём, здесь он проявляет себя сразу в трёх амплуа: как сценарист, как режиссёр и как актёр. Но вот парадокс! Этот же самый ребёнок, выходя на сцену, чувствует себя потерянным и неуверенным. Что же происходит?

Играя в своём маленьком театре, ребенок свободен и раскован, так как ему известны правила этой игры. Он применяет те навыки и знания, какими располагает, не чувствует зрительской заинтересованности и поэтому не боится сделать что-то не так, ему понятна каждая деталь в его же пьесе. Выступление на публике, требует порой большего знания и умения, чем располагает наш «актер», и, конечно, на сцене существуют свои законы и правили игры. Педагогу необходимо разъяснить их маленькому актеру, познакомить с ними ребёнка.

Актерское мастерствоэто неразрывная совокупность навыков и умений:

– владение речью и интонацией,

– игра мимики, жестов, пластика тела,

– владение импровизацией,

– развитие воображения и внимания.

Рассмотрим этапы и приемы развития данных навыков, приемлемых для детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительности речи просто необходимо создать условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Дикция. Важнейшая дисциплина актёрского мастерства, да и что говорить — важнейшая деталь человеческого общения. Приятно разговаривать с человеком, у которого четкая, хорошо поставленная речь.

Этапы работы над дикцией:

– гимнастика языка, губ;

– произношение парных звонких и глухих согласных (например, «б» — «п»; «з» — «с»; «г» — «к»);

– произношение рифмованных слов с этими звуками на конце слова (например, «лаз» — «пас»; «кот» — «брод»; «жук» — «луг»). Педагог следит, что бы дети не «проглатывали» окончания слов.

– работа со скороговорками.

Прежде всего, объясните, что скороговорка — это занимательное сочетание слов. Скороговорки произносятся быстро и несколько раз подряд, но при этом каждое слово чётко выговаривается. Этапы работы со скороговоркой:

– познакомить детей с текстом скороговорки;

– разобрать создаваемую зрительную картину или сюжет скороговорки;

– разучивание начинайте в очень медленном темпе, отчетливо произнося слова, особенно те, на которых язык «спотыкается» и тихой интонацией. Когда дети запомнят текст, увеличивайте темп и громкость.

Работа над интонацией:

На первом этапе разделите скороговорку по фразам, предложите каждому участнику проиграть свою фразу интонационно. Например, скороговорка «Пришёл Прокоп — кипел укроп. Ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без про Прокопа кипит укроп»

На втором этапе работы дать детям самостоятельно выбирать интонацию и жесты.

Упражнения на развитие интонационной выразительности.

  1. Исполнять песенку Козы из сказки «Волк и козлята» сначала голосом Козы, потом голосом Волка.
  2. Попросить ребенка задать вопрос от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого, так чтобы слушатели могли догадаться, кто из медведей спрашивает.

Эмоциональность имеет внешнюювыраженность в мимике. Необходимо познакомить детей и поработать над представлением внешних признаков того или иного чувства. Упражнения для развития мимики:

Игра «Зеркало».I этап. Рассмотреть и определить на схемах эмоции: радость, спокойствие, грусть, смущение, удивление, насмешка, злость, недовольство, страх.

Игра «Глаза в глаза». Дети делятся попарно и берут друг друга за руки. Ребёнок № 1,глядя в глаза и чувствуя тепло рук, молча передаёт напарнику свои эмоции, например: «Я грустный. Помоги мне», «Мне весело. Поиграй со мной!». Ребёнок № 2 — угадывает. Далее дети меняются ролями.

Пластику тела можно развивать с помощью игр-этюдов.

Игра «Тропинка». Путешествие по представляемой тропинке, с преодолением воображаемых препятствий.

Этюд «Из семени в дерево». Сочетая пластику, мимику, жесты пройти этапы роста и увядания цветка, дерева, растения: семя — росток — появление листьев — вытягивание стебля — распускание цветка — настроение лета — ветер — осень — борьба со стихией — грусть — опадание и увядание — превращение в семя.

Импровизация как одна из вершин художественного творчества и способ творческого самовыражения. Способность к импровизации, как на сцене, так и в жизни, у многих является врожденной способностью. У некоторых способность импровизировать существует подспудно, и ее надо развивать и воспитывать. Например, с помощью игры «Пантомимо»: дети становятся в круг. Ведущий в центре. При помощи пантомима он показывает какое-либо действие (собирает ягоды, шьёт и т. д.) Дети угадывают.

Дальнейшим этапом является драматизация: обыгрывание сказок, скороговорок, предлагаемых сюжетов.

Педагогу следует ребёнку рассказать о положении сцены. Приучить работать на зрительную аудиторию. Преодолеть страха перед публикой возможно лишь наработкой, самоутверждением. Этому способствует организация концертов перед куклами, ребятами своей группы.

Ребёнок не понимает, что обладает многими навыками и умениями. Основной задачей развития артистических способностей ребенка, является раскрытие неосознанных, «спящих» способностей, талантов и умений самого ребенка.

Литература:

  1. Гильманова, Л. В. Использование театрализованной деятельности в сотрудничестве ДОУ с семьей [Текст] / Л. В. Гильманова, Е. А. Газизулина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014.
  2. Лубяко Л. В. Программа «Театр маленького актера» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/606315/. — 20.11.2017.
  3. Петрова, В.Г., Сергеева, Е.Л., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями [Текст] / В. Г. Петрова и др. — М.: Школьная Пресса, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, этап работы, актерское мастерство, игра, пластик тела, скороговорка.

Похожие статьи

Использование воспитателем актерских умений в педагогическом...

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра. В этом плане очень полезно учение известного театрального режиссёра К. С. Станиславского, в соответствии с которым, на наш взгляд, каждый педагог...

Методические рекомендации по развитию творческих...

I этап. Первым этапом моей работы стал набор детей в кружок.

В сценарии использовали и игру детей и действия детей куклами на ширме.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на.

Пластика движений — важный аспект развития ребенка

Работа ведется по этапам, где у каждого этапа свои задачи и пути их решения: на 1 этапе важно научить детей помимо «операциональной»

Результат диагностики развития пластики движения, как части развития творчества, самостоятельности, умения общаться между собой и...

«Волшебный мир кулис»: мероприятие для 3–5 классов...

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра.

На тренингах по актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи подростки учатся владеть своим телом, голосом, импровизировать.

Театральная деятельность как средство развития творческих...

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа.

Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства

ребенок, театрализованная деятельность, игра, этюд, упражнение, умение, развитие, театральная игра...

Формирование самостоятельности актерских умений у детей...

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений дошкольников.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих...

В начале работы напомнили детям сказку, обсудили характер героев, распределили роли.

На втором этапе, в ноябре месяце, работа шла над развитием актерского мастерства

Так же работа шла по развитию актерского мастерства, ребята под фонограммы пели детские песни.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

Первый раздел — «Театральная игра» направлен не только на приобретение ребёнком

Театральные игры можно использовать, как элемент занятия, которые рассчитаны на

Исходя из опыта работы, можно выделить основные этапы работы с дошкольниками над...

Применение технологии сторителлинга для коррекции речевых...

Необходимость проведения серьёзных коррекционных методов через игру у детей с речевой патологией очевидна для всех педагогов. Игрушка для ребёнка – это прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.

Похожие статьи

Использование воспитателем актерских умений в педагогическом...

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра. В этом плане очень полезно учение известного театрального режиссёра К. С. Станиславского, в соответствии с которым, на наш взгляд, каждый педагог...

Методические рекомендации по развитию творческих...

I этап. Первым этапом моей работы стал набор детей в кружок.

В сценарии использовали и игру детей и действия детей куклами на ширме.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на.

Пластика движений — важный аспект развития ребенка

Работа ведется по этапам, где у каждого этапа свои задачи и пути их решения: на 1 этапе важно научить детей помимо «операциональной»

Результат диагностики развития пластики движения, как части развития творчества, самостоятельности, умения общаться между собой и...

«Волшебный мир кулис»: мероприятие для 3–5 классов...

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра.

На тренингах по актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи подростки учатся владеть своим телом, голосом, импровизировать.

Театральная деятельность как средство развития творческих...

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа.

Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства

ребенок, театрализованная деятельность, игра, этюд, упражнение, умение, развитие, театральная игра...

Формирование самостоятельности актерских умений у детей...

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений дошкольников.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих...

В начале работы напомнили детям сказку, обсудили характер героев, распределили роли.

На втором этапе, в ноябре месяце, работа шла над развитием актерского мастерства

Так же работа шла по развитию актерского мастерства, ребята под фонограммы пели детские песни.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

Первый раздел — «Театральная игра» направлен не только на приобретение ребёнком

Театральные игры можно использовать, как элемент занятия, которые рассчитаны на

Исходя из опыта работы, можно выделить основные этапы работы с дошкольниками над...

Применение технологии сторителлинга для коррекции речевых...

Необходимость проведения серьёзных коррекционных методов через игру у детей с речевой патологией очевидна для всех педагогов. Игрушка для ребёнка – это прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.

Задать вопрос