Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни
Авторы: Гончарова Ольга Ивановна, Скаргина Светлана Валерьевна, Хрипунова Алевтина Александровна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 23.03.2020
Статья просмотрена: 194 раза
Библиографическое описание:
Гончарова, О. И. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни / О. И. Гончарова, С. В. Скаргина, А. А. Хрипунова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5030/ (дата обращения: 19.04.2024).
Статья посвящена вопросам экологического воспитания дошкольников в совместной деятельности воспитателей и педагога дополнительного образования. Обращено внимание на формирование у дошкольников сознательного бережливого восприятия окружающей природной среды, потребности в бережном отношении к природе. Описаны формы экологического воспитания дошкольников в повседневной жизни.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, межпредметные связи, изобразительное искусство.
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что программой Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусмотрен системный подход к экологическому воспитанию дошкольников. Это значит, что программа в дошкольной образовательной организации не меняется год от года, но она модернизируется. Например, выполнение квилинга на заданную тему, добавляется в подготовительной группе выполнение предварительного рисунка или после выполнения задания составление сказки или рассказа. В целом, предусмотрено изучение тем связанных временами года, переменой образа жизни птиц и животных в связи со сменой времен года, взаимодействие человека с природой и влияние деятельности человека на природу, здоровьесбережение и экология.
Многие авторы занимались исследованиями в области экологического воспитания дошкольников. Ученые Е. В. Свинина, И. И. Гришина, О. И. Давыденко указывают на огромное значение при изучении экологии создание развивающей среды — уголок природы, в котором должны находиться красивые растения, птицы, аквариум и др. [4].
С. Н. Николаева разработала систему экологического воспитания детей дошкольного возраста. Описанные автором условия реализации системы экологического воспитания в ДОО включают следующие составляющие: экологическую культуру педагога; педагогические технологии; управление процессом реализации системы экологического воспитания в ДОО [3].
Н. В. Бауман, И. В. Пережогина описывают опыт создания экологической тропы как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста [1].
А. Лопатина, М. Стребцова разработали сказки, стихи, вопросы, загадки, игры и творческие задания по экологическому воспитанию, которые эмоционально привлекательны, формируют потребность в экологическом познании [2].
Анализируя свой опыт и изучая опыт ученых, педагогов практиков, нами была сформулирована цель исследования — разработать интегрированное методическое обеспечение экологического воспитания дошкольников в повседневной жизни.
Объект исследования — экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — интегрированное экологическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
- Выявить сущность и содержание экологического воспитания дошкольников, возможность его построения через занятия изобразительным искусством.
- Разработать программу экологического воспитания дошкольников.
- Определить условия, обеспечивающие эффективную реализацию экологического воспитания дошкольников
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной группы МБДОУ «ЦРР — детский сад № 162» г. Воронежа. Всего участвовало 32 ребенка.
Методы исследования — наблюдение, проективные методы (рисование), кейсы по проблеме сохранения природы.
Формирующий эксперимент включал в себя:
− формирование представлений о растениях и животных как уникальных живых существах;
− формирование представлений о потребностях живой природы и животного мира и способов удовлетворения этих потребностей;
− формирование знаний о приспособленности растений и животных к условиям существования;
− формирование знаний о сложной системе связей живой и неживой природы.
Были выделены следующие критерии сформированности гуманного отношения к природе:
- Осознанная потребность бережного и заботливого отношения к природе;
- Нравственно-эстетическое восприятие красоты живой природы;
- Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в повседневной жизни.
Результаты и их обсуждение
Нравственно-эстетическое восприятие красоты живой природы оценивалось методом наблюдения. Занятия по изобразительному искусству проводились с педагогом дополнительного образования. Тематика работы с акварелью «Кормление птиц», «Трудолюбивые муравьи», «Зимний сон деревьев», «Уснувшая зимняя река», «Березовая роща» и др.
Занятия с воспитателями проводились в форме театрализованных игр «Рассказ гриба боровика», «Солнышко», «Добрый медвежонок» и др. Чтение рассказов о весне М. М. Пришвина «Первые ручьи», «Песня воды», «Черемуха», «Недовольная лягушка», «Темный лес», «Листопад» и др.
Решение кейсов «Почему листья меняют окраску?», «Где зимует ёж?», «Почему дерево не тонет?», «Почему море соленое?» и др.
Осознанная потребность бережного и заботливого отношения к природе оценивалась в игровой деятельности. Наблюдая за проявлением инициативы детей в проблемных ситуациях, оценивалась потребность в эмпатии к животным и заботливое отношение к природе. Детям предлагались: настольный театр; пальчиковые игры, причем, многих пальчиковых персонажей воспитатели изготавливали вместе с детьми; игры-конструкторы и др. Сформированность оценивалась по владению детьми знаниями о природе, умении создать игровой природный ландшафт, умении беречь растения в предметно-развивающем пространстве детского сада и ухаживать за ними.
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в повседневной жизни оценивалось методом наблюдения, опроса. Были получены результаты, подтверждающие эффективность интегрированных экологических занятий. На диаграмме показаны результаты сентября 2019 года и февраля 2020 года. Видна существенная разница в сформированности представлений об экологической культуре и уровне экологического воспитания. Критерии для удобства в диаграмме обозначены цифрами, в том порядке, как упомянуты в статье (среднеарифметические данные по группе).
Рис. 1. Сравнительный анализ экологической воспитанности
Анализ: лучшие показатели по критерию «Нравственно-эстетическое восприятие красоты живой природы». Занятия, проводимые воспитателями на природе во время прогулок, имели большое значение для формирования восприятий живой природы. Использование электронных образовательных ресурсов способствовало развитию представлений о красоте природы.
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в повседневной жизни также имеет положительную динамику. А осознанная потребность бережного и заботливого отношения к природе имеет самые низкие показатели.
Выводы. Определено, что эффективное экологическое воспитание дошкольников предусматривает оптимизацию содержания непрерывного экологического образования в интеграции воспитатели — педагоги дополнительного образования. Гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности природы. В связи с этим выбор педагогами интегрированных занятий по экологическому воспитанию предполагает воспитание эстетических чувств, что является одним из необходимых условий экологического воспитания.
Литература:
- Бауман Н. В., Пережогина И. В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения. Журнал «Проблемы педагогики», 2017,- с. 45.
- Лопатина А., Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Самиздай. 2012, — 160 с.
- Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей дошкольного возраста. Дисс…доктора пед. наук, Москва, — 2006, 350 с.
- Свинина Е. В., Гришина И. И., Давыденко О. И. Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 24. — С. 141–143. — URL https://moluch.ru/archive/128/35466/ (дата обращения: 20.03.2020).
Ключевые слова
межпредметные связи, изобразительное искусство, экологическое воспитание, дошкольникиПохожие статьи
Экологическое воспитание дошкольников посредством...
Библиографическое описание: Шаталова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей...
Проблема экологического воспитания дошкольников...
Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса; оно способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания...
Экологическое воспитание как одно из современных...
Экологическое воспитание дошкольника — это процесс, который направлен на формирование экологической культуры, проявляется в положительном отношении к природе. Ребенок должен ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде, соблюдать...
Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы
Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и...
Важность экологического воспитания дошкольника
Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением...
Особенности экологического воспитания дошкольников
Важность экологического воспитания дошкольника. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного
Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое. Начала работу по экологическому воспитанию детей в...
Формирование основ экологической культуры дошкольников...
Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО конкретизируется образовательной областью «Познание» и на сегодняшний момент становится одним из приоритетных направлений педагогических изысканий, так как дошкольный возраст — это...
Знакомство с миром природы или воспитание экологической...
Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности
Экологическое воспитание учит детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг.
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более эффективно если вся...
Похожие статьи
Экологическое воспитание дошкольников посредством...
Библиографическое описание: Шаталова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей...
Проблема экологического воспитания дошкольников...
Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса; оно способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания...
Экологическое воспитание как одно из современных...
Экологическое воспитание дошкольника — это процесс, который направлен на формирование экологической культуры, проявляется в положительном отношении к природе. Ребенок должен ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде, соблюдать...
Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы
Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и...
Важность экологического воспитания дошкольника
Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением...
Особенности экологического воспитания дошкольников
Важность экологического воспитания дошкольника. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного
Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание живого, которое. Начала работу по экологическому воспитанию детей в...
Формирование основ экологической культуры дошкольников...
Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО конкретизируется образовательной областью «Познание» и на сегодняшний момент становится одним из приоритетных направлений педагогических изысканий, так как дошкольный возраст — это...
Знакомство с миром природы или воспитание экологической...
Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности
Экологическое воспитание учит детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг.
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более эффективно если вся...