Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Труфанова, Л. В. Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности / Л. В. Труфанова, С. Б. Правдивец, И. С. Скрябина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5022/ (дата обращения: 27.01.2021).



Рассматривается театрально-игровая деятельность как средство развития активной речи дошкольников второй младшей группы. Авторы предлагают авторскую версию коллаборации педагогов для достижения цели по речевому развитию дошкольников. Описан сравнительный анализ реализации программы по театрально-игровой деятельности в трех мониторинговых срезах. Обнаружены достоверные различия в развитии активной речи дошкольников до начала реализации программы и после третьего мониторинга.

Ключевые слова: речь; дошкольный возраст; театрально-игровая деятельность.

Введение. Речь, как психический познавательный процесс соединяет воедино различные линии психического развития человека — мышление, восприятие, воображение, память, внимание. Развитие речи в дошкольном возрасте, формирование активного словаря, закладывает основу успешного обучения в школе. В связи с этим, в основе нашего исследования лежат теоретические изыскания о закономерностях речевого развития дошкольников Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Т. Н. Ломбиной, Т. И. Науменко, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др.

Учитывая цифровизацию образования, проблема развития речи ребенка становится наиболее актуальной, так как с приходом цифровых и электронных образовательных ресурсов дети перестают общаться дома, что осложняет процесс развития речи и когнитивных процессов в целом.

В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных организаций стоит непростая задача — обучить детей активной чечи, обогатить их словарный запас.

В обобщенном виде представления многих ученых о природе речевого развития можно сформулировать следующим образом: речь ребенка развивается в процессе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Основа для решения обозначенной проблемы заложена лингвистами, психологами, педагогами Л. С. Выготским, В. В. Виноградовым, А. В. Запорожец, Н. А. Лемяскиной, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохиным, Е. И. Тихеевой, К. Д. Ушинским, Е. А. Флериной, Д. Б. Элькониным и др.

Доказано, что речевое развитие ребенка может осуществляться в повседневной жизни, во всех режимных моментах детского сада, в рамках определенной деятельности. Развитию речи дошкольников способствует образовательная деятельность, направленная на формирование картины мира, на художественно-эстетическое развитие, на ознакомление ребенка с художественной литературой.

Мы обратили внимание на успешное усвоение грамматических конструкций дошкольниками второй младшей группы при подготовке к проведению праздников, утренников, тематических развлекательных и образовательных мероприятий. Изучение литературы по обозначенной проблеме подтвердило гипотезу об эффективности театрально-игровой деятельности в развитии активного словаря дошкольников.

А. В. Богатырева и Л. А. Герасимова обосновывают педагогическую ценность театрализованной деятельности тем, что театрализованные игры оказывают большое влияние на совершенствование речи, стимулируют активный словарь, совершенствуют артикуляционный аппарат [2].

Т. А. Козлова, Е. М. Беспаленко относят театрализованные игры к духовно-нравственному воспитанию, что развивает все когнитивные процессы и прививает дошкольникам ценности познания родного языка [3].

В исследованиях отечественных психологов и педагогов театрально-игровая деятельность рассматривается как важная составляющая разностороннего развития дошкольников. В большей степени этому вопросу уделяли внимание Л. В. Артемова, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Н. С. Карпинская, Д. В. Менджерицкая, Л. Г. Стрелкова и др.

Цель нашего исследования — создание программы театрально-игровой деятельности для развития активной речи дошкольников второй младшей группы.

Объект исследования — система развивающей работы с дошкольниками по развитию активной речи.

Предмет исследования — театрально-игровая деятельность как средство развития активной речи у дошкольников второй младшей группы.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники второй младшей группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 180» г. Воронежа

Методы исследования — реализация программы театрально-игровой деятельности, ориентированная на развитие активной речи дошкольников.

Результаты и их обсуждение

Разработанная нами программа основывалась на комплексном подходе, предполагающем: использование театрализованной игры во время непосредственной образовательной деятельности; организацию предметно-пространственной развивающей среды; знакомство с окружающим миром через сказки и театрализацию этих сказок; формирование способности к символизации в развивающих играх-постановках.

Воспитательная работа выстраивалась по следующим направлениям: знакомство с литературным материалом с целью формирования образов — представлений о моделируемых объектах и отражения их внешних и внутренних свойств, особенностей в последующей театрализованной игре; формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве на основе предметно-игровой деятельности; моделирование воображаемой театральной ситуации; обучение принятию игровой роли; самонаблюдение во время театрализованной игры; освоение действий с различными игрушками в ходе режиссерских игр; озвучивание роли в пальчиковом и теневом театре; произнесение отдельных реплик персонажей в ходе театральных игр; интонирование речи в ходе образных игр.

Анализ развития активной речи проводился по следующим критериям: понятность; выразительность; действенность. Учитывалось различие в развитии речи и изменение активного словаря каждого ребенка.

Результаты оформлялись при помощи подсчета результатов тестирования. Пробы включали в себя следующие задания: повторение сложных грамматических конструкций (7–12 слов) за воспитателем; игра «Передай слово»; задания «Что сказал Зайка?», «Придумай слово»; рассказ от имени котенка и др.

Рис. 1. Сравнительный анализ развития активной речи

Данные диаграммы показывают различия в развитии активной речи дошкольников до начала реализации программы и после третьего мониторинга. Самые высокие показатели по критерию «подражание», самые низкие по критерию «диалогическая речь». Все критерии динамичны, достижения детей выше от мониторинга к мониторингу.

Чистые показатели отследить невозможно, так как развитие активной речи происходит на занятиях по развитию речи. Общеразвивающие занятия ориентированы на развитие когнитивных процессов, а значит комплексное развитие речи и формирование активного словаря. Но отмечено, что динамика развития активной речи наиболее подвижная, когда стала реализовываться программа по театрально-игровой деятельности.

Вывод. Полученные данные свидетельствуют о том, что под влиянием театрально-игровых занятий формируются произвольное восприятие, произвольное развитие речи и активизация речевых навыков у дошкольников. Сочетание различных видов деятельности в процессе театрализованной игры способствовало формированию выразительной речи, развивало память и внимание.

Литература:

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2006, — 128 с.
  2. Богатырева А. В., Герасимова Л. А. Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 7–11. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13521/ (дата обращения: 15.03.2020).
  3. Козлова Т. А., Беспаленко Е. М. Целесообразность идей духовно-нравственного воспитания. Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2013 г.: в 10 частях. Часть 7; М-во образования и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес — Наука- Общество», 2013. с. 68–69
Основные термины (генерируются автоматически): театрально-игровая деятельность, активная речь, активная речь дошкольников, младшая группа, активный словарь, развитие, развитие речи, реализация программы, Детский сад, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Несомненно, что развитие речи через театрализованную деятельность младшего дошкольного возраста, одна из приоритетных задач в обучении и воспитании ребенка, которая позволит эффективно развить социально-эмоциональное состояние ребенка.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Главная педагогическая идея — развитие вербальной и невербальной стороны речи детей

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями

В средней группе работала над усложнением театрально-игровых умений дошкольников

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста... Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника

Работая над развитием речи дошкольников ставится цель: способствовать активизации речи детей вразных видах деятельности.

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи...

Больше влияние на развитие речи дошкольников оказывают и дидактические, настольно-печатные игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в развитии речи дошкольников. Дидактическая игра может быть использована как часть образовательной...

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из

Эффективным средством развития связной речи у дошкольников является театральная

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка (8, с.9)...

Развитие активного словаря дошкольников посредством...

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. По мере развития ребёнка увеличивается его пассивный и активный словарь, увеличивается потребность в общении со взрослыми и сверстниками, что стимулирует развитие у него речевых навыков.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через...

Понятие развития речи детей в дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО), предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи...

Похожие статьи

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Несомненно, что развитие речи через театрализованную деятельность младшего дошкольного возраста, одна из приоритетных задач в обучении и воспитании ребенка, которая позволит эффективно развить социально-эмоциональное состояние ребенка.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Главная педагогическая идея — развитие вербальной и невербальной стороны речи детей

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями

В средней группе работала над усложнением театрально-игровых умений дошкольников

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста... Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника

Работая над развитием речи дошкольников ставится цель: способствовать активизации речи детей вразных видах деятельности.

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи...

Больше влияние на развитие речи дошкольников оказывают и дидактические, настольно-печатные игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в развитии речи дошкольников. Дидактическая игра может быть использована как часть образовательной...

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из

Эффективным средством развития связной речи у дошкольников является театральная

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка (8, с.9)...

Развитие активного словаря дошкольников посредством...

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. По мере развития ребёнка увеличивается его пассивный и активный словарь, увеличивается потребность в общении со взрослыми и сверстниками, что стимулирует развитие у него речевых навыков.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через...

Понятие развития речи детей в дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО), предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи...

Задать вопрос