Влияние чтения на психическое развитие дошкольника | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 23.03.2020

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Асаева, Е. С. Влияние чтения на психическое развитие дошкольника / Е. С. Асаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5014/ (дата обращения: 17.01.2021).



Ничего не может быть приятнее, как жить в уединении, наслаждаться зрелищем природы и почитать иногда какую-нибудь книгу.

Николай Гоголь

Кто много читает и много ходит, тот много видит и много знает.

Мигель де Сервантес Сааведра (испанский писатель)

Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Основными психическими процессами являются:

− ощущение;

− восприятие;

− память;

− воображение;

− мышление (речь)

Деятельность развития органов, систем психических функций регулируется центральной нервной системой (ЦНС) и её высшим отделом — корой головного мозга.

Одним из видов деятельности, влияющей на развитие высших психических функций, является чтение.

Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник знаний с древних времен. Сейчас бумажные книги не так популярны, как, скажем, 20–30 лет назад. И все потому, что многие читающие люди перешли на электронные книги.

Однако читать книги все-таки следует, говорят нейрофизиологи. Чтение приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения человек упражняет весь мозг.

Во время прочтения книги человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.

При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.

Таким образом, учёные доказали, что при чтении включается эффект «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, т. е. в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.

Так же известен факт о том, если произведение написано особо убедительно и талантливо, то у любого разыграется воображение.

Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию. Так, читая авторов книг, которые очень хорошо пишут, человек тем самым учится и привыкает грамотно и понятно высказывать свои мысли.

Достоверные факты овлиянии книг на человека.

С помощью книги…

− Расширяется кругозор

− Расширяется словарный запас

− Улучшается внятное и чистое выражение собственных мыслей

− Развивается мышление, фантазия, концентрация внимания

− Появляется уверенность в себе

− Повышается профессиональный рост

− Увеличиваются знания об окружающем мире

− Появляетсяумение выводить причинно-следственные зависимости

− Обучение становится лёгким

− Происходит защита от деградации ума, сохраняется молодость, формируются положительные качества личности

− Наступает психологический комфорт

− Наступает спокойный сон

Готовность ребенка к школе обусловлена не только готовностью физических качеств, но и психических. Психическое развитие дошкольника происходит через формирование основных психических процессов.

Психически здоровый ребенок способен самостоятельно реализоваться в обществе, быстро обучаться и расти.

Развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит от:

− воспитания и обучения;

− активности самого ребёнка;

− среды;

− наследственности.

Психика ребёнка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности. Одним из направлений обучения в ДОУ, является ознакомление детей с произведениями художественной (и не только художественной, но и познавательной, православной) литературой. Умение воспринимать художественную литературу у детей дошкольного возраста не проявляется сама по себе, оно проявляется в условиях воспитания и обучения воспитанников в ДОУ.

Дошкольный возраст — это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста.

В дошкольном возрасте значение книг очень велико!

Зная о влиянии чтения на развитие мозга и становление личности, можно с уверенностью заключить, что чтение и ознакомление с произведениями разной литературы, благотворно влияют на психическое развитие дошкольников.

Польза от чтения велика! Книги не дают мозгу расслабиться, в том числе и мозгу дошкольника.

С помощью книги удошкольника…

− Расширяется представление о мире, формируется мировоззрение, ценности, убеждения. Появляется личная философия.

− Обогащается и активизируется словарный запас, развивается связная речь

− Развиваются все психические процессы

− Формируется усидчивость, появляются навыки самостоятельной работы

− Научаются устанавливать причинно-следственные связи

− Появляется привычка к чтению и любовь к письменному слову

− Формируются положительные качества личности (читающие дети отличаются спокойным характером, уравновешены, уверены в себе)

− Развиваются навыки коммуникации

Важно знать ипомнить:

− Читая, ребенок становится полноценной развитой личностью

− Необходимо сохранять и передавать потребность чтения в семье дошкольника

− Любая литература становится основой всего русского языка

Далее в данной статье я хочу привести примеры рассуждений, высказываний детей старшего дошкольного возраста во время восприятия произведений художественной литературы. Должна заметить, что очень интересно с помощью наводящих или прямых вопросов по содержанию произведений, получать ответы детей. Каждый раз чувствуешь, как протекают мыслительные операции. Только вот увидеть весь этот мыслительный процесс, увы, невозможно.

Литература:

  1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2008. — 668 с.
  2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 72 с.
  3. Гурович Л. Ребенок и книга. — Спб.: Питер, 2014. — 310 с.
  4. Журнал «Молодой учёный» № 21, Ноябрь 2015г. / Любаев А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста. — 707 с.
  5. Журнал «Образование и воспитание» № 1, Февраль 2018 г. / Шеховцова Л. Д., Прокофьева И. В., Молчанова Е. А. — с. 3–6
  6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1999г. — 736 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, художественная литература, вид деятельности, книга, положительное качество личности, помощь книги, процесс, ребенок, чтение.

Похожие статьи

Чтение художественной литературы как средство...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный

Художественно-эстетическое развитие дошкольников... ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор...

Влияние детской художественной литературы на...

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка.

ребенок, родитель, иллюстрация, книжная графика, детская книга, творческий вечер, образовательный процесс, дошкольный возраст, детская литература...

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как...

Детское чтение и книги помогают развить творческие способности ребенка, воспитать его как творческую личность, способную находить выход из любой трудной жизненной ситуации, принимая нестандартные решения. Из художественной литературы дети черпают множество...

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Книга — не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, одна из важнейших задач воспитателей и родителей, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на...

Роль художественной литературы в развитии речи детей

Дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия

Итак, учитывая особенности восприятия дошкольниками художественной литературы разных

Влияние детской художественной литературы на... Роль книги и чтения в жизни детей...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

На данном этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать...

Формирование нравственных представлений детей младшего...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст

Молодой ученый. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение

Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм

Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего гармонического...

Эмоциональное развитие дошкольников посредством...

Процесс становления личности чрезвычайно сложный. К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым

Поэтому при чтении книг нельзя забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной...

Художественная литература — один из наиболее важных источников развития личности ребенка

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста — одно из важнейших

Чтение — это условное понятие применимое к детям дошкольного возраста.

Похожие статьи

Чтение художественной литературы как средство...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный

Художественно-эстетическое развитие дошкольников... ребенок, сказка, дошкольное образование, календарный детский фольклор...

Влияние детской художественной литературы на...

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка.

ребенок, родитель, иллюстрация, книжная графика, детская книга, творческий вечер, образовательный процесс, дошкольный возраст, детская литература...

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как...

Детское чтение и книги помогают развить творческие способности ребенка, воспитать его как творческую личность, способную находить выход из любой трудной жизненной ситуации, принимая нестандартные решения. Из художественной литературы дети черпают множество...

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Книга — не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, одна из важнейших задач воспитателей и родителей, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на...

Роль художественной литературы в развитии речи детей

Дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия

Итак, учитывая особенности восприятия дошкольниками художественной литературы разных

Влияние детской художественной литературы на... Роль книги и чтения в жизни детей...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

На данном этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать...

Формирование нравственных представлений детей младшего...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст

Молодой ученый. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение

Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм

Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего гармонического...

Эмоциональное развитие дошкольников посредством...

Процесс становления личности чрезвычайно сложный. К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым

Поэтому при чтении книг нельзя забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям.

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной...

Художественная литература — один из наиболее важных источников развития личности ребенка

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста — одно из важнейших

Чтение — это условное понятие применимое к детям дошкольного возраста.

Задать вопрос