Мнемотехника как средство связной речи у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 09.03.2020

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Бурова, Ю. В. Мнемотехника как средство связной речи у детей дошкольного возраста / Ю. В. Бурова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/4971/ (дата обращения: 19.01.2021).



Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

Мнемотехника — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Суть и преимущества методики предназначены для облегчения усвоения детьми любой информации при помощи связывания ее со зрительными образами.

С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:

– способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;

– способствовать развитию психологической базы речи-восприятия, памяти, внимания, образного мышления;

– способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы;

– содействовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;

– способствовать развитию лексико-грамматических средств языка;

– способствовать развитию связной речи;

– способствовать формированию правильного звукопроизношения;

– способствовать развитию мелкой моторики рук;

– способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

– пересказ литературных произведений;

– составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы;

– создание разных видов творческих рассказов;

– заучивание стихотворений;

– составление рассказов по картине.

Мнемотехника строится от простого к сложному (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица).

Приемы мнемотехники используют для обогащения словарного запаса; пересказ художественной литературы; отгадывание и загадывание загадок; заучивание стихов; обучение составлению рассказов.

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними. Я приглашаю вас присесть на стульчики.

(За дверью раздается плач, девочка заходит в зал с осколками зеркала)

В: Кто ты девочка?

Почему ты плачешь?

Герда: Снежная королева оставила диск с заданиями, которые я должна выполнить и собрать осколки зеркала. За каждое выполненное задание осколок вставится в зеркало.

— Ребята, вы поможете мне выполнить задания и собрать зеркало?

Д: Да

В: (Берет диск вставляет, на экране Сн.К со словами):

Я повелительница льда!

Да, Кая я взяла!

Чтоб зеркало мое собрать

Заданья трудные вам нужно отгадать,

Когда осколки соберете

Тогда и Кая вы вернете

В: Ребята, что делать?

Д: Нужно помочь

В: Я тоже так думаю, что нужно помочь.

(на экране Сн. К. со словами):

Вот вам мое первое задание: Расскажите, какая бывает зима

В: (после того как дети ответили)

В: Молодцы, Ребята, вы знаете много красивых слов о зиме (садятся на стульчики)

В: Герда, с первым заданием мы справились, может, попробуешь вставить осколок в волшебное зеркало. (Герда вставляет осколок и садится на стульчик)

(после появляется на экране Сн.К со совами:

—Вот вам мое второе задание

—Расскажите, что бывает зимой

В: Ребята, сложное задание нам задала Сн.К., но мы попробуем с ним справиться.

В: И с этим заданием вы справились.

В: Герда, может, попробуешь вставить осколок в волшебное зеркало? (Герда вставляет осколок) (Садится на стульчик)

В: Вижу вы немного устали?

Д: Да

В: Тогда предлагаю размяться. Вставайте со своих стульчиков.

Физминутка

(на экране Сн.К. со словами):

—Вот вам мое третье задание:

— Я очень люблю зиму и хочу, чтобы вы придумали рассказ о зиме.

В: Ребята, вот здесь у меня схемы с временами года, вам нужно выбрать схему с тем временем года, о котором говорит Сн. К.

(ребенок выбирает нужную схему)

В: Ребята, посмотрите, пожалуйста, у меня такая же схема, только побольше

В:- Первый квадрат схемы обозначает время года

— Второй обозначает, что бывает зимой

— Кто хочет попробовать составить рассказ

(1 ребенок составляет рассказ)

В: А теперь давайте сделаем так. Вот эти 3 схемы (1.2,3) расскажет кто-то один. А следующие 3 схемы (эту, эту, эту) расскажет кто-то другой.

—Кто хочет попробовать?

В: Молодец, Артем, ты составил отличные предложения

В: Ребята, это мы составляли рассказ по схеме.

—Как вы думаете, а еще с помощью чего можно составить рассказ?

Д: С помощью картинок.

В: Верно. С помощью картинок.

В: Я приготовила для вас картинки. Вы подойдете, и выберите каждый себе картинку. Посмотрите на них. А теперь приклейте свои картинки к нужному квадрату схемы. (Дети приклеивают картинки)

В: Ребята, все приклеили картинки? (присаживайтесь на стульчики)

Д: Да

В: Ребята, посмотрите, может кто-то хочет рассказать рассказ о зиме по картинкам?

В: Герда, может, попробуешь вставить осколок волшебного зеркала? (дети вставляют последний осколок) (садятся на стульчики)

В: Ребята, посмотрите все осколки волшебного зеркала, мы помогли собрать. Герда, держи зеркало, верни его Сн.К. и забери Кая.

Герда: Ребята, спасибо вам за помощь. До свидания ребята.(Герда убегает с зеркалом)

В::Ребята, какие вы молодцы, со всеми заданиями Сн.К. вы справились и помогли Герде собрать зеркало.

В: Ребята, когда вы приходите домой вы рассказываете родителям о том, как прошел ваш день в детском саду?

Д: Да

В: А чем вы расскажите сегодня? А в каком приключении?

В: Ребята, давайте скажем нашим гостям до свидания и пойдем в группу. (дети прощаются и уходят)

Литература:

  1. Большова Т. В. Учимся по сказке. «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».2005г.
  2. Омельченко Л. В. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»/ Омельченко Л. В. Логопед.2008г.
  3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
  4. Ткаченко Т. А. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».2009г.
  5. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».1997г.
  6. социальная сеть работников образования nsportal.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): Ребята, волшебное зеркало, задание, осколок, рассказ, зеркало, зим, осколок зеркала, помощь картинок, составление рассказов.

Похожие статьи

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

В сказке рассказывается о том, как осколок зеркала Снежной королевы попал в сердце Кая, и

Молодцы, ребята, мы справились с заданием, которое нам задал Придворный ворон.

К концу курса занятий с помощью системного подхода при выполнении заданий у детей не только...

Составление рассказа по сюжетной картине «Наша семья»...

Составление рассказа. Воспитатель: А теперь, ребята, будем составлять рассказ по картине.

При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Развитие связной речи дошкольников через обучение...

При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

рассказ по сюжетной картине или по картине известного художника; ‒ рассказ по серии сюжетных картинок.

Что за чудо зеркала! | Статья в журнале «Юный ученый»

С помощью волшебного зеркала в сказках «Королевство кривых зеркал» и «Алиса в Зазеркалье» можно было попасть в волшебную страну.

Пришла к выводу, что зеркало не имеет волшебной силы. В художественных произведениях имеет место фантазии и выдумки.

Колодцы как сакральный пространственный локус

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта («Лингвокогнитивное исследование топонимов некоторых районов Республики Калмыкия»), проект № 09-04-00404а.

Приемы работы над изложением на уроках русского языка

От грохота со стола упало зеркало. Осколки посыпались на ковер. Девочка собрала веником осколки на газету, которую недавно вытащила из почтового ящика. Затем при помощи спичек она разожгла огонь в камине и бросила в него осколки.

Сценарий квеста «В гостях у сказки» | Статья в журнале...

На станциях команды выполняют предложенные задания, за правильное выполнение получают баллы (максимальное количество — 20 баллов). Команда, которая первой пройдёт все станции и наберёт максимальное количество баллов, становится победителем игры.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами...

Такие дошкольники пересказывают рассказ и составляют рассказ только с помощью взрослого. У детей лексический запас ниже возрастной нормы.

Обучение детей составлению описательных рассказов по картине включали различные творческие задания и игры.

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок...

Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой, используемой современным...

Экзистенциальные проблемы в сказке Ганса Христиана Андерсона...

В сказке рассказывается о том, как осколок зеркала Снежной королевы попал в сердце Кая, и оно. Она казалась злой, но на самом деле она была

Предварительная работа. Чтение сказки «Снежная королева». В сказке рассказывается о том, как осколок зеркала Снежной королевы...

Похожие статьи

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

В сказке рассказывается о том, как осколок зеркала Снежной королевы попал в сердце Кая, и

Молодцы, ребята, мы справились с заданием, которое нам задал Придворный ворон.

К концу курса занятий с помощью системного подхода при выполнении заданий у детей не только...

Составление рассказа по сюжетной картине «Наша семья»...

Составление рассказа. Воспитатель: А теперь, ребята, будем составлять рассказ по картине.

При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Развитие связной речи дошкольников через обучение...

При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

рассказ по сюжетной картине или по картине известного художника; ‒ рассказ по серии сюжетных картинок.

Что за чудо зеркала! | Статья в журнале «Юный ученый»

С помощью волшебного зеркала в сказках «Королевство кривых зеркал» и «Алиса в Зазеркалье» можно было попасть в волшебную страну.

Пришла к выводу, что зеркало не имеет волшебной силы. В художественных произведениях имеет место фантазии и выдумки.

Колодцы как сакральный пространственный локус

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта («Лингвокогнитивное исследование топонимов некоторых районов Республики Калмыкия»), проект № 09-04-00404а.

Приемы работы над изложением на уроках русского языка

От грохота со стола упало зеркало. Осколки посыпались на ковер. Девочка собрала веником осколки на газету, которую недавно вытащила из почтового ящика. Затем при помощи спичек она разожгла огонь в камине и бросила в него осколки.

Сценарий квеста «В гостях у сказки» | Статья в журнале...

На станциях команды выполняют предложенные задания, за правильное выполнение получают баллы (максимальное количество — 20 баллов). Команда, которая первой пройдёт все станции и наберёт максимальное количество баллов, становится победителем игры.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами...

Такие дошкольники пересказывают рассказ и составляют рассказ только с помощью взрослого. У детей лексический запас ниже возрастной нормы.

Обучение детей составлению описательных рассказов по картине включали различные творческие задания и игры.

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок...

Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой, используемой современным...

Экзистенциальные проблемы в сказке Ганса Христиана Андерсона...

В сказке рассказывается о том, как осколок зеркала Снежной королевы попал в сердце Кая, и оно. Она казалась злой, но на самом деле она была

Предварительная работа. Чтение сказки «Снежная королева». В сказке рассказывается о том, как осколок зеркала Снежной королевы...

Задать вопрос