Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.

Дата публикации: 05.03.2020

Статья просмотрена: 399 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаева, Э. Т. Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи / Э. Т. Абдуллаева, О. А. Болковенко, Е. С. Курова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4958/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, нейропсихологический подход, игровой сеанс, ранняя помощь.

Вопросы оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время являются чрезвычайно актуальными. Это обусловлено в первую очередь ростом численности новорожденных с проблемами здоровья. Ранняя комплексная помощь является ключевым звеном в коррекции нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, поскольку позволяет на начальном этапе диагностировать отклонения и предотвратить их последствия и осложнения.

В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Синеглазка» муниципального образования город Ноябрьск с 2017 года функционирует Служба ранней помощи, цель которой оказание методической, диагностической, консультативной помощи семье, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Служба ранней помощи представляет собой специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, создающей благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), качественного изменения возрастных новообразований, образования и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим миром.

Ранняя комплексная помощь в условиях Службы ранней помощи предполагает широкий спектр инновационных технологий, ориентированных на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в процессе согласованной работы специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя.

Одной из эффективных технологий при оказании комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является нейрокоррекционный подход.

Нейрокоррекционный подход — это комплекс специальных коррекционных методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств, что способствует дальнейшему самостоятельному обучению и контролированию своего поведения. Основная цель нейрокоррекционного подхода — воздействуя на сенсомоторный уровень, и учитывая общие закономерности естественного развития ребёнка, активизировать развитие всех высших психических функций, особенно проблемных отстающих сфер. Данный подход называют методом замещающего онтогенеза, когда педагог воздействует и стимулирует те системы, которые ребенок пропустил в своем развитии или недополучил в силу разных причин.

Эффективность нейрокоррекционного подхода доказана наукой и практикой. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение, способствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья активно используем систему игр и упражнений с нейрокоррекционным воздействием:

− Телесные подвижные упражнения.

− Дыхательные упражнения.

− Глазодвигательные упражнения.

− Упражнения на развитие тактильных и кинестетических функций.

− Упражнения на развитие высших психических функций.

− Растяжки.

− Коммуникативные упражнения.

− Упражнения для релаксации.

Телесные подвижные упражнения способствуют интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций, развитию «чувствования» своего тела, обогащению и дифференциации получаемой сенсорной информации. При регулярном выполнении перекрестных телесных упражнений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга.

Дыхательные упражнения насыщают объем легких кислородом, улучшают состояние головного мозга и сердечной мышцы, улучшают самочувствие, успокаивают и способствуют наилучшей концентрации внимания, снижают напряжение. Упражнения занимают всего несколько минут. Не стоит забывать, что детям дыхательные упражнения могут показаться довольно непростыми, поэтому следует проводить дыхательную гимнастику в игровой форме, с использованием различных материалов.

Глазодвигательные упражнения способствуют расширению объёма зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти, тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, психическую активность, снижают умственное утомление.

Глазодвигательные упражнения выполняются в медленном темпе, слежение глазами идет за предметом, расположенным на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя с фиксацией в крайних положениях.

Упражнения на развитие тактильных и кинестетических функций способствуют развитиюмежсенсорных связей: зрительно-двигательных в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных, речедвигательных при произношении, тактильно-двигательных в процессе взаимодействия с окружающим миром. С помощью упражнений на развитие тактильных и кинестетических функций ребёнок учится узнавать свое тело и управлять им.

Растяжки направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса — повышенного двигательного беспокойства.

Коммуникативные упражнения направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

Упражнения для релаксации проводятся в конце игровых сеансов с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Выстраиванию индивидуальной программы применения игровой нейрокоррекционной технологии для каждого ребёнка, в зависимости от уровня его актуального развития, помогает наблюдательная диагностика, которую мы проводим на первых встречах, в ходе которой получаем ответы на вопросы, касающиеся поведенческой, эмоционально-волевой сферы каждого ребенка. Наблюдательная диагностика позволяет оценить показатели сенсомоторного развития ребенка, его двигательную активность, особенности восприятия новой среды, окружающих взрослых и сверстников, привязанность к родителям, контактность. Эти наблюдения определяют наши дальнейшие действия по подбору системы игр и упражнений нейрокоррекционного воздействия.

Игровой сеанс проводится индивидуально с каждым ребенком с учетом его физических и психических возможностей, учитывается его степень утомляемости и работоспособности. На каждом игровом сеансе обязательно присутствуют родители, которых педагог обучает способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.

Крайне важным условием при проведении игровых сеансов является последовательность применения игровых упражнений, причем особое внимание уделяем правильности и точности выполнения. Мы не переходим к следующему упражнению, не добившись освоения его ребенком.

Обязательно сочетаем совместное выполнение упражнения с ребенком, показ, словесную инструкцию, следим за тем, как ребенок воспринимал предлагаемый материал. Постепенно, но систематически включаем ребенка в самостоятельную оценку своей деятельности, формируя у него адекватное отношение к самому себе и своим поступкам. Оценивая динамику продвижения ребенка, мы сравниваем его не с другими детьми, а с тем уровнем, на котором он находился на предыдущем этапе.

Использование нейрокоррекционного подхода при оказании комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи, позволило сформировать у детей представления о телесном и внешнем пространстве, оптимальный для них уровень произвольной саморегуляции, чувство ритма, расширить поле зрительного восприятия, развить зрительно-моторную координацию. У детей значительно улучшилось произвольное внимание, память, речевая деятельность, оптимизировался общий тонус тела, двигательная активность, а также общая, мелкая и артикуляционная моторика.

Литература:

  1. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2010.
  2. Конева Е. А., Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. — Новосибирск, 2008.
  3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. — М.: под ред. Е. В. Клочковой; Теревинф, 2010
  4. Медина Джон. Правила развития мозга вашего малыша. Что нужно малышу от 0 до 5 лет, чтобы он вырос умным и счастливым., издательство: Бомбора, 2019 г.
  5. Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по образовательной кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, ограниченная возможность здоровья, ранняя помощь, нейрокоррекционный подход, игровой сеанс, ранняя комплексная помощь, условие Службы, двигательная активность, зрительное восприятие.

Похожие статьи

Развитие двигательной сферы — важное условие эффективной...

Дети с ограниченными возможностями здоровья в той или иной степени имеют нарушения в познавательной, эмоционально-волевой и

Развитие двигательной сферы ребенка является важным условием эффективной коррекции в целом, так как в достаточном объеме, правильно...

Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной...

Предложены варианты оказания квалифицированной помощи детям с ОВЗ на базе общеразвивающих дошкольных учреждений. Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, помощь детям с ОВЗ, дошкольный возраст.

Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста...

Создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В результате снижение двигательной активности приводит к нарушению становления у

Рис. 1. Карточки — зрительные схемы. В общей сложности для проведения занятий разработаны 24...

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Зрительное восприятие зависит от зрительных функциональных возможностей, сенсорного опыта детей и личностных качеств. На коррекционных занятиях задания носят игровой характер. Необходимо соблюдать последовательность в усвоении сенсорных эталонов и...

Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка

В статье рассматривается эргопедагогика детей с ограниченными возможностями здоровья

Это чередование активности и жизненного участия в зависимости от возраста.

У детей с ограниченными возможностями здоровья эти новообразования не развиты на...

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по...

Мониторинг данной группы детей, посещающих Службу ранней помощи ГБОУ ЦППРиК

Предметная отнесенность слов подчинена зрительному восприятию детей раннего

Проведение диагностического обследования с детьми раннего возраста в условиях Службы...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом...

Для детей с СДВГ наиболее характерны дефекты концентрации внимания, избыточная двигательная активность, несоответствующая

2. Дошкольный возраст — важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет...

Теоретические аспекты комплексной диагностики...

Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии является сравнительно молодым направлением в отечественной дефектологии. Несмотря на это диагностическая и коррекционная работа находит свое отражение в многочисленных научных трудах, как в...

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

 уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы, дети с. Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ. Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Похожие статьи

Развитие двигательной сферы — важное условие эффективной...

Дети с ограниченными возможностями здоровья в той или иной степени имеют нарушения в познавательной, эмоционально-волевой и

Развитие двигательной сферы ребенка является важным условием эффективной коррекции в целом, так как в достаточном объеме, правильно...

Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной...

Предложены варианты оказания квалифицированной помощи детям с ОВЗ на базе общеразвивающих дошкольных учреждений. Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, помощь детям с ОВЗ, дошкольный возраст.

Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста...

Создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В результате снижение двигательной активности приводит к нарушению становления у

Рис. 1. Карточки — зрительные схемы. В общей сложности для проведения занятий разработаны 24...

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

Зрительное восприятие зависит от зрительных функциональных возможностей, сенсорного опыта детей и личностных качеств. На коррекционных занятиях задания носят игровой характер. Необходимо соблюдать последовательность в усвоении сенсорных эталонов и...

Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка

В статье рассматривается эргопедагогика детей с ограниченными возможностями здоровья

Это чередование активности и жизненного участия в зависимости от возраста.

У детей с ограниченными возможностями здоровья эти новообразования не развиты на...

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по...

Мониторинг данной группы детей, посещающих Службу ранней помощи ГБОУ ЦППРиК

Предметная отнесенность слов подчинена зрительному восприятию детей раннего

Проведение диагностического обследования с детьми раннего возраста в условиях Службы...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом...

Для детей с СДВГ наиболее характерны дефекты концентрации внимания, избыточная двигательная активность, несоответствующая

2. Дошкольный возраст — важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет...

Теоретические аспекты комплексной диагностики...

Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии является сравнительно молодым направлением в отечественной дефектологии. Несмотря на это диагностическая и коррекционная работа находит свое отражение в многочисленных научных трудах, как в...

Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными...

 уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы, дети с. Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ. Формирование игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задать вопрос